Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ И МУЛЬТИМЕДИА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ И МУЛЬТИМЕДИА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: В статье рассматриваются преимущества использования аутентичных учебников, на примере «Campaign. English for the military», при обучении курсантов английскому языку военных вузов ВС РФ в условиях развития информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: мультимедиа, аутентичный учебник, информационные технологии.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в ее деятельностной основе, что предусматривает необходимость предоставления каждому обучающемуся достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в заданиях по формированию требуемых навыков и умений. Понимание значимости профессионально ориентированного обучения иностранному языку в условиях информации всей общественной жизни находит отражение в определении целей и содержания учебного процесса в военных вузах ВС РФ.
Решению этой задачи служит распространение новых информационных технологий, что привело к более активному использованию аутентичных учебных материалов и учебных программ для изучения иностранного языка, основанных на широком использовании компьютера и интерактивных учебных средств в учебном процессе.
Основной целью базового курса языковой подготовки в военном вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая необходима для адекватного и корректного решения коммуникативных задач в изучаемых ситуациях социально-бытового, делового и научного общения, развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности [1].
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на занятиях по иностранному языку, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).
Использование компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку может быть представлено в различных вариациях: работа со специализированными сайтам, поиск необходимой информации в сети интернет, просмотр аутентичных фильмов, использование обучающих программ и игр и т. д.
В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника. Электронный учебник позволяет реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся.
Электронный учебник – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Учитывая специфику военных вузов, в настоящее время среди аутентичных учебников нам бы хотелось выделить «Campaign. English for the military» [6].
Campaign - это курс английского языка для военных, как кадровых офицеров, так и курсантов. Курс распланирован на три уровня (с нуля до хорошего среднего уровня). Учебник представляет обширный профессиональный информационный материал, основанный на достоверной информации и учитывающий межкультурные аспекты их взаимодействия в военной области, что имеет неоспоримое значение для познавательных потребностей курсантов военного вуза.
Также учебник ориентирован на практическое применение полученных знаний в профессиональной среде, поэтому большая часть курса посвящена всем аспектам жизни военных, но в каждой главе обязательно присутствует раздел с общим английским - для общения в нерабочее время.
Помимо основного учебника, Student's Book, есть рабочая тетрадь - Workbook - с аудио CD, 2 CD с записями к основному учебнику и книга для учителя (Teacher's Book). Существует также Campaign Dictionary of Military Terms.
Каждая из трех книг разделена на юниты (главы), каждый из которых в свою очередь разделен на разделы. Например, в Campaign student’s book 1 - 14 юнитов, каждый из которых состоит из семи разделов: alpha (вводный урок с диалогами, иллюстрациями для обсуждения, упражнениями на произношение, новыми словами этого юнита), bravo и charlie (упражнения на грамматику, словарный запас и аудирование - закрепление материала из alpha), delta (общий английский), echo и foxtrot (новая порция военной лексики и тематических заданий), golf (закрепление материала всего юнита). В каждом разделе - новая лексика, материалы по грамматике и упражнения на аудирование.
Каждый раздел рассчитан на урок продолжительностью в 50-60 минут, некоторые разделы - на два таких урока. Все задания носят сугубо практический характер. Грамматика иллюстрируется примерами с военной лексикой. Английский, которому учат в книге - это нейтральный язык, International English. В нужных местах объясняется разница в словоупотреблении между американским и британским вариантами английского.
Содержание юнитов разнообразно. Все юниты наполнены интересным, хорошо оформленным материалом с иллюстрациями, картинками, схемами и картами.
В конце учебника приведены тексты ко всем отрывкам для прослушивания из Student's Book.
К сожалению, этот учебник первоначально не содержал в себе ни одного из видов мультимедиа. Преподаватели кафедры иностранных языков Военной академии материально-технического обеспечения в городе Пенза проделали огромную работу по созданию мультимедиа к учебнику «Campaign. English for the military», таким образом внеся свой личный вклад в профессиональную подготовку военных специалистов ВС РФ.
Данный электронный вид учебника имеет ряд преимуществ.
Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.
Возможность непосредственного контроля уровня знаний учащегося овладения материалом прямо на занятии.
Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.
Главное преимущество – это возможность интерактивного взаимодействия между учеником и элементами учебника.
Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.
Учебник «Campaign. English for the military» сопровождается аудиокурсом, что способствует формированию комплекса языковых навыков на основе большого разнообразия форм интерактивной работы. Кроме того, они предполагают изучение богатейшего лексического материала, содержащего современные военные термины и профессионализмы, представленные в составе устойчивых словосочетаний.
Аутентичные учебники, и учебник «Campaign. English for the military» не исключение, представляют обширный профессиональный информационный материал, основанный на достоверной информации и учитывающий межкультурные аспекты их взаимодействия в военной области, что имеет неоспоримое значение для познавательных потребностей курсантов военного вуза.
Особенно эффективно использование учебника и мультимедиа на первом курсе обучения английскому языку.
Курсанты первого курса впервые сталкиваются со многими военными понятиями во время занятий английским языком с использованием аутентичных учебников. Отсутствие у них профессионального опыта обуславливает отсутствие сформированного понятийного аппарата, что неизбежно вызывает сложности в восприятии значения многих терминов, профессионализмов и профессионально-жаргонной лексики.
Образ мышления первокурсников в большей степени основан на эмоционально-интуитивном восприятии вещей, чем на его логической составляющей. Преобладание эмоционального восприятия мира над рациональным часто препятствует успешной выработке умозаключений по обсуждаемым на занятиях темах [2].
Эффективность выполнения курсантами коммуникативных заданий нередко снижается из-за наличия устойчивых стереотипов работы с иноязычным материалом, основанных, например, на школьной практике ограничения речевой деятельности пересказами текстов или механическим заучиванием готовых диалогов.
С помощью аутентичного учебника «Campaign. English for the military» и мультимедиа на занятиях по английскому языку преподаватель решает многогранную задачу как обучения профессиональному иностранному языку, так и адаптации выпускников школ к вузовской системе образования. Более того, на занятии созданы условия, заставляющие обучаемых понять, что прочные навыки владения иностранным языком невозможно сформировать только путем механического запоминания иноязычной информации. В основе овладения английским языком лежит постоянный тренинг отдельных языковых навыков, чему активно способствуют аутентичные учебные пособия по английскому языку и мультимедиа.
Использование нестандартных форм учебной работы по иностранному языку, таких как профессионально направленные аутентичные учебники, компьютерные программы и Интернет технологии, позволяют успешно решать поставленные задачи, о которых мы говорили в начале своей статьи, а также формировать из вчерашних школьников конкурентоспособных специалистов, не только владеющих набором фактических знаний, но и способных к независимому мышлению, эффективному анализу и принятию самостоятельных решений.
Summary: The article deals with the advantages of authentic textbooks, taking as an example «Campaign. English for the military», in language teaching process in military high educational establishments of Russian Federation Armed Forces in the conditions of information and communication technologies.
Key words: multimedia, authentic textbook, information and communication technologies.
Литература
1. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 389–391.
2. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография / В.С.Остапенко. – Воронеж: ВИ МВД России, 2009 – 235 с.
3. Плеханова М.В. Роль и место культурной компетенции в структуре общей компетентности студентов технического вуза // Актуальные вопросы современной филологии: теоретические и прикладные аспекты: бюллетень «Вестника ТГУ». Выпуск 85. – Томск: ТМП-Пресс, 2006.
4. Сафронова В.В. Изучение языка международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж, 1996 – 238 с.
5. Тоискин, В. С. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): учебное пособие / В. С. Тоискин, В.В. Красильников. – Ставрополь : СГПИ, 2010. – 108 с.
6. S. Meller Clark, Y. Baker de Altamizano. Campaign. English for the Military. – Macmillan Publishers Limited, 2004. – 159 p.