Рабочая программа Детская риторика 2 класс


Детская риторика
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Детская риторика» 2 класс.
Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2012г.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др. Москва, Изд. «Баласс» 2012г.
Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2012г.
Количество часов: 68 (2 часа в неделю)

Центральное место в программе занимают коммуникативно-речевые задачи, которые формируют у второклассников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и своё собственное) и – главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Во втором классе изучаются блоки: «Общение» и «Речевые жанры».
В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению. Далее выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать.
В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит.

Во втором классе рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Даётся понятие об их смысловых различиях. Продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ».
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
367284053403500Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.

Содержание учебного предмета
Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Учебно – тематическое планирование
по детской риторике
Класс 2
Учитель Латышова Л.Ф..
Количество часов:
всего – 68;
в неделю - 2.
1 ч. - 18 ч. 2ч. - 14 ч. 3ч. - 20ч. 4ч. - 16 ч.
Планирование составлено на основе программы «Детская риторика» 2 класс.
Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2012г.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др. Москва, Изд. «Баласс» 2012г.
Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2012г
Календарно-тематическое планирование

п/п Наименование раздела программы Количество часов
1. Общение. Наука риторика. 6
2. Как мы говорим. 10
3. Учусь слушать. 8
4. Вежливая просьба. 4
5. Учусь читать и писать. 4
6. Текст. 6
7. Пересказ. 8
8. Вежливый отказ. 6
9. Типы текстов. 12
10. Невыдуманный рассказ. 4
Всего 68
Календарно- тематическое планирование
№п/п Наименование разделов,
тем
программы Коли-
чество часов Дата Вид деятельности
план факт 1чет. – 18ч. 1-2. Общение. Проверь себя. Наука риторика. 2 Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).
3-4. Кто – что – кому 2 5-6. Кому – кто. Адресат –адресант. 2 7-8. Как мы говорим.
Темп. 2 Называть несловесные средства общения (Н).
Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
9-10. Тон речи. То же слово, да не так бы молвить. 2 11-12. Настроение, чувства и тон говорящего. 2 13-14. Мимика, жесты, поза. 2 15-16. Подведём итоги. 2 17-18. Учусь слушать.
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю. 2 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).
Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).
Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).
Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).
Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).
2чет. – 14ч. 19-20.
Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. 2 21-22. Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. 2 23-24. Слушаем на уроке. Слушаем целый день. 2 25-26. Вежливая просьба. 2 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).
Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).
Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).
27-28. Прошу вас. Скрытая просьба. 2 29-30. Учусь читать и писать.
О чём нам говорит шрифт? 2 Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).
Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).
31-32. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. 2 3 чет. – 20ч. 33-36. Текст.
Тема и основная мысль. 4 Определять тему и основную мысль текста (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Выделять опорные слова в тексте (Н).
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).
37-38. Опорные слова. 2 39-40. Пересказ.
Подробный пересказ. 2 Различать подробный и краткий пересказ (П).
Пересказывать текст подробно (Н).
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).
Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).
Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).
Составлять план текста для пересказа (Н).
41-42. Краткий пересказ. 2 43-46. План. 4 47-48. Вежливый отказ.
Согласие или отказ. 2 Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).
Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать степень вежливости отказа (П).
Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
49-50. Отказывай, не обижая. 2 51-52. Ответы на отказ. 2 4 чет. – 16ч. 53-54. Типы текстов. 2 Различать повествование, описание, рассуждение (П).
Объяснять, чем они отличаются (Н). Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).
Называть части рассуждения (Н).
Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).
Различать точные и неточные рассуждения (Н).
55-56. Рассуждение. 2 57-58. Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон. 2 59-60. Точные и неточные объяснения. Подведём итоги. 2 61-62. Описание.
Признаки предмета. 2 Определять тему, основную мысль описания (Н).
Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).
Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).
Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).
63-64. Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини и загадку. 2 65-66. Невыдуманный рассказ.
Было или придумано? 2 Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).
67-68. Части рассказа. Хочу вам рассказать. 2 Всего 68 Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др. Москва, Изд. «Баласс» 2012г.
Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2012г.