Рабочая программа по курсу Детская риторика, 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» Г. ВОЛГОДОНСКА
УТВЕРЖДАЮ
И.о директора
МБОУ «Лицей №24»
г.Волгодонска
___________/А.В.ГоворковаПриказ от 31.08.2015г. №119
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Детская риторика»
Класс: 2-а, 2-б, 2-в, 2–г, 2-д, 2-е, 2-ж
Уровень общего образования: базовый
Количество часов: 34 ч.
Учитель начальных классов
Бударина Надежда Ивановна
Программа разработана на основе программы для начальной школы по внеурочной деятельности авторы: Т.А. Ладыженская и др. - М.: Ювента; Баласс, 2011.
г.Волгодонск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по детской риторике составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, требований к уровню подготовки обучающегося (Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. В 3ч. Ч.2./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2011), авторской программы Т.А. Ладыженской и др. - М.: Ювента; Баласс, 2008.Цель программы: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Основные задачи курса:
Обучение умелой, искусной, эффективной речи.
Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Во втором классе изучаются блоки: «Общение» и «Речевые жанры».
В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению. Далее выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать.
В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит.
Во втором классе рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Даётся понятие об их смысловых различиях. Продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его
основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения изсловарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Виды и формы организации учебного процесса.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Проверка и оценка усвоения программы.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (23 февраля, 7, 8 марта, 2, 3, 9 мая) рабочая программа составлена:
во 2-в классе на 32 часа за счет объединения тем «Согласие или отказ» и
«Отказывай, не обижая», «Описание. Признаки предмета» и «Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку».
во 2-д классе на 32 часа за счет объединения тем «План. Текст и план» и «Согласие или отказ», «Отказывай, не обижая» и «Ответы на отказ».
Тематическое планирование.
№ п/пНаименование разделов, тем Кол-во часов Практические работы Контрольные работы Экскурсии Проекты
1. Общение. Наука риторика. 4 ч Творческое задание «Письмо другу» 2. Как мы говорим. 5 ч 3. Учусь слушать.
5 ч 4. Вежливая просьба. 2 ч Игра-инсценировка 5. Учусь читать и писать.
2 ч 6. Текст. Тема и основная мысль. 2 ч Тест 7. Пересказы.
3 ч 8. Вежливый отказ.
3 ч 9. Типы текстов. 5 ч 10. Невыдуманный рассказ.
2 ч Тест Рассказ на тему «Случай из моей жизни»
Итого 33 ч Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
№ п/пНаименование разделов, тем Содержание ОВД УУД
1. Общение. Наука риторика. Дает представление о
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Развивает умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень ее успешной реализации в общении. - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника;
- находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.
Как мы говорим. Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза. 3. Учусь слушать. Важность слушания в разных ситуациях. Словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают. Приемы, помогающие понимать звучащий текст. Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного. Правила вежливого поведения во время разговора. 4. Вежливая просьба. Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Называть речевые формулы вежливой просьбы.
Характеризовать особенности скрытой просьбы.
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения. 5. Учусь читать и писать. Роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. 1. Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Текст. Тема и основная мысль. Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте. Опорные слова. Моделирование текста по опорным словам (устно). Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста. 7. Пересказы. Обучение подробному пересказу. Обучение краткому пересказу. Составление плана к тексту. 1. Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
8. Вежливый отказ. Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы. Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ. 9. Типы текстов. Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются. 10. Невыдуманный рассказ. Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа. Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические комплекты:
1) Т.А Ладыженская «Детская риторика. В рассказах и рисунках». Учебник – тетрадь для 1 класса, М.:Баласс 2014 г.
Методические пособия и книги для учителя:
1) Т.А Ладыженская «Детская риторика. В рассказах и рисунках». Учебник – тетрадь для 1 класса, М.:Баласс 2014 г.
2) Т.А Ладыженская «Уроки риторики в школе». Книга для учителя, М.:Баласс 2014 г.
3) Т.А Ладыженская «Речь. Речь. Речь», М: Просвещение, 1998 г.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого
Административный контроль ЗУНовКоличество плановых контрольных работ Всего уроков контроля Практические, лабораторные работы, экскурсии Проверочные работы, тесты 1 1 2
Проекты Список контрольных и творческих работ по четвертям
Четверть Дата Практические, лабораторные работы Дата Творческие работы
1 четверть Творческое задание «Письмо другу».
2 четверть 3 четверть 4 четверть Рассказ на тему «Случай из моей жизни»
Календарно-тематическое планирование
№ Дата
проведенияКласс Наименование
разделов, тем
Основные виды учебнойдеятельности Планируемые результаты Виды контроля
Оборудование
метапредметныеличностные Общение - 4 ч
1 1.09 2-д Речь в жизни человека.
Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.
Уметь приводить примеры и объяснять их.
-характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
-определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
-планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
-осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения
-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации Тематический
2.09 2-а, г 3.09 2-б 4.09 2-е, ж 7.09 2-в 2 8.09 2-д Наука риторика. Знать значение науки риторики.
Уметь объяснить значение риторических умений.
Текущий
9.09 2-а, г 10.09 2-б 11.09 2-е, ж 14.09 2-в 3 15.09 2-д Кто – что – кому. Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит).
Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь. Текущий
16.09 2-а, г 17.09 2-б 18.09 2-е, ж 21.09 2-в 4 22.09 2-д Кто – кому. Адресант –адресат. Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта. Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения. Текущий
Творческое задание «Письмо другу». 23.09 2-а, г 24.09 2-б 25.09 2-е, ж 28.09 2-в Как мы говорим – 5 ч
5 29.09 2-д Темп. Громкость. Знать:
- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон.
- дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.
Уметь:
- различать оттенки тона. соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;
- передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи. - отличать подробный пересказ от краткого;
-знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры; определять цель рассуждения (доказать, объяснить); формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
-реализовыватъ устные и письменные высказывания — описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли; анализировать и учитывать особенности описания в учебно- научной речи - анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантовТекущий
30.09 2-а, г 1.10 2-б 2.10 2-е, ж 5.10 2-в 6 6.10 2-д Тон речи. То же слово, да не так бы молвить. Текущий 7.10 2-а, г 8.10 2-б 9.10 2-е, ж 12.10 2-в 7 13.10 2-д Настроение, чувства и тон говорящего. Текущий
Игра «Угадай, чей голосок» 14.10 2-а, г 15.10 2-б 16.10 2-е, ж 19.10 2-в 8 20.10 2-д Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Текущий
21.10 2-а, г 22.10 2-б 23.10 2-е, ж 26.10 2-в 9 27.10 2-д Как мы говорим. Текущий
Инсценирование беседы с помощью жестов 28.10 2-а, г 29.10 2-б 30.10 2-е, ж 9.11 2-в Учусь слушать – 5 ч
10 10.11 2-д Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!
Знать:
- слушание как вид речевой деятельности;
- участников слушания: адресат и адресант;
- значение слов, называющих разные виды слушания;
- цели слушания;
-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;
Уметь:
- быть внимательными слушателями;
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
определять тему звучащего текста;
определять его основную мысль;
спрашивать о том, что непонятно;
- слушать, обращая внимание:
на содержание речи;
на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.
- понимать текст, воспринимаемый на слух:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; Текущий
11.11 2-а, г 12.11 2-б 13.11 2-е, ж 16.11 2-в 11 17.11 2-д Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. Текущий
18.11 2-а, г 19.11 2-б 20.11 2-е, ж 23.11 2-в 12 24.11 2-д Слушаем и выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят Текущий
25.11 2-а, г 26.11 2-б 27.11 2-е, ж 30.11 2-в 1.12 2-д 2.12 2-а, г 3.12 2-б 4.12 2-е, ж 7.12 2-в 14 8.12 2-д Слушаем на уроке. Слушаем целый день. Текущий
9.12 2-а, г 10.12 2-б 11.12 2-е, ж 14.12 2-в Вежливая просьба – 2 ч
15 15.12 2-д Вежливая просьба. Знать:
- просьба как этикетный речевой жанр;
- отличие просьбы от требования, мольбы;
- средства вежливого выражения просьбы;
- прямая и скрытая просьба;
- слова согласия и отказа.
Уметь:
- просить вежливо и убедительно;
- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации. объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантовправильно реагировать на отказ и просьбу Текущий
16.12 2-а, г 17.12 2-б 18.12 2-е, ж 21.12 2-в 16 22.12 2-д Прошу вас. Скрытая просьба. Текущий
23.12 2-а, г 24.12 2-б 25.12 2-е, ж 11.01 2-в Учусь читать и писать – 2 ч
17 12.01 2-д О чём нам говорит шрифт? Знать:
-как оформление текста на письме помогает понять его смысл.
Уметь:
- читать схемы, таблицы;
- понимать значение рисунков в учебных книгах. - пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантовТекущий
13.01 2-а, г 14.01 2-б 15.01 2-е, ж 18.01 2-в 18 2- Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. Текущий
19.01 2-д 20.01 2-а, г 21.01 2-б 22.01 2-е, ж 25.01 2-в Текст. Тема и основная мысль - 2 ч
19 26.01 2-д Текст. Тема и основная мысль. Знать определения понятий:
- текст; - тема текста; - основная мысль текста;
- заголовок текста;
- ключевые (опорные) слова.
Уметь:
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему текста;
- подбирать заголовок, отражающий тему текста;
- определять основную мысль текста;
- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;
- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;
- определять тему текста по опорным словам;
- создавать текст на основе опорных слов; - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее- пользоваться приемами чтения учебного текста;
- ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантовТекущий
27.01 2-а, г 28.01 2-б 29.01 2-е, ж 1.02 2-в 20 2.02 2-д Опорные слова. Текущий
Тест 3.02 2-а, г 4.02 2-б 5.02 2-е, ж 8.02 2-в Пересказы – 3 ч
21 9.02 2-д Подробный пересказ. Знать определения понятий:
- пересказ текста;
- подробный пересказ;
- краткий пересказ;
- план;
-оглавление.
Уметь:
- в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;
- в пересказе передавать основное содержание текста;
- соотносить текст и план;
- отличать подробный пересказ от краткого. -знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа Текущий
Пересказ сказки. 10.02 2-а, г 11.02 2-б 12.02 2-е, ж 15.02 2-в 22 16.02 2-д Краткий пересказ. Текущий
Пересказ сказки. 17.02 2-а, г 18.02 2-б 19.02 2-е, ж 20.02 2-в 23 2-д 24.02 2-а, г План. Текст и план. 25.02 2-б 26.02 2-е, ж 29.02 2-в Вежливый отказ- 3 ч
24 1.03 2-д План. Текст и план. Согласие или отказ. Знать:
- согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; - слова, выражающие согласие или отказ;
- средства, смягчающие отказ: вежливые слова;
- объяснение причины отказа;
- обещание выполнить просьбу впоследствии;
- соответствующие мимика, жесты, тон.
Уметь:
- вежливо отказывать;
- правильно реагировать на отказ. - анализировать тактичность речевого поведения в семье; -объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантовТекущий
2.03 2-а, г Согласие или отказ. 3.03 2-б 4.03 2-е, ж 2-в --- 25 2-д --- Текущий
9.03 2-а, г Отказывай, не обижая. 10.03 2-б 11.03 2-е, ж 14.03 2-в Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая. 26 15.03 2-д Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ.
Текущий
16.03 2-а, г Ответы на отказ. 17.03 2-б 18.03 2-е, ж 28.03 2-в Типы текстов - 6 ч 27 29.03 2-д Типы текстов. Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь определять тип текста по вопросу; подбирать заголовок.
Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения.
Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме.
Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки- описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов. - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры; определять цель рассуждения (доказать, объяснить); формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
-реализовыватъ устные и письменные высказывания — описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли; анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи
-анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, Текущий
30.03 2-а, г 31.03 2-б 1.04 2-е, ж 4.04 2-в 28 5.04 2-д Рассуждение. 6.04 2-а, г 7.04 2-б 8.04 2-е, ж 11.04 2-в 29 12.04 2-д Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон.
Текущий
13.04 2-а, г 14.04 2-б 15.04 2-е, ж 18.04 2-в 30 19.04 2-д Точные и неточные объяснения. Подведём итоги.
Текущий
20.04 2-а, г 21.04 2-б 22.04 2-е, ж 25.04 2-в 31 26.04 2-д Описание.
Признаки предмета. Текущий
27.04 2-а, г 28.04 2-б 29.04 2-е, ж 2-в --- 2-д --- 32 4.05 2-а, г Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку. Текущий
Игра «Узнай сказку». 5.05 2-б 6.05 2-е, ж 10.05 2-д 16.05 2-в Описание.
Признаки предмета. Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку.
Невыдуманный рассказ - 2 ч
33 11.05 2-а, г Невыдуманный рассказ.
Было или придумано? Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа.
Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре.
Уметь выделять части рассказа, строить его по частям.
Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа.
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения
Текущий
Тест
12.05 2-б 13.05 2-е, ж 16.05 2-в 17.05 2-д 34 18.05 2-а, г Части рассказа. Хочу вам рассказать. Подведём итоги. Итоговый
Проект «Рассказ на тему «Случай из моей жизни»». 19.05 2-б 20.05 2-е, ж 23.05 2-в 24.05 2-д СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Методического совета МОУ лицея №24
от 28.08.2014г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ А.В.Говоркова 28.08.2014г.