Рабочая программа по учебному предмету Детская риторика
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) от 6.10.2009 № 373
Положением о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в условиях перехода на ФГОС МБОУ «Калининская ООШ», утв. приказом МБОУ «Калининская ООШ» от 02.09.2013 №166
Цель учебного предмета «Детская риторика» – развивать коммуникативные умения, научить, учащихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учащимися сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому учебный предмет «Детская риторика» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать следующие задачи:
формирования универсальных действий на межпредметном уровне;
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Учебный предмет «Детская риторика» даёт возможность учащимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в рабочих тетрадях.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Детская риторика» даёт возможность учащимся:
познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре учебного предмета «Детская риторика» можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение», даёт представление о:
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения учащихся ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о:
тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Детская риторика» входит в учебный план МБОУ «Калининская ООШ», часть формируемую участниками образовательных отношений. Рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ. (17 ч. )
Чему учит детская риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (17 ч.)
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Основное содержание
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
Общение
17
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).
Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).
Называть адресанта, адресата высказывания (Н).
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Называть несловесные средства общения (Н).
Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П). Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).
Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).
Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).
Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).
Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).
Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).
Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).
Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).
Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).
Текст. Речевые жанры.
17
Определять тему и основную мысль текста (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Выделять опорные слова в тексте (Н).
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).
Различать подробный и краткий пересказ (П).
Пересказывать текст подробно (Н).
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).
Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).
Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).
Составлять план текста для пересказа (Н).
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).
Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать степень вежливости отказа (П).
Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
Различать повествование, описание, рассуждение (П).
Объяснять, чем они отличаются (Н).
Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).
Называть части рассуждения (Н).
Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).
Различать точные и неточные рассуждения (Н).
Определять тему, основную мысль описания (Н).
Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).
Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).
Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).
Итого
34
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя:
Лодыженская, А. Т. Уроки риторики в школе. [Текст]: методическое пособие / А. Т. Лодыжская.– М.: Баласс, 2013
Примерная основная образовательная программа. Книга 2. [Текст]: программы отдельных предметов для начальной школы / Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011
Список литературы для учащихся:
Лодыженская, А. Т. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. 2 части. [Текст]: учебник / А. Т. Лодыженская. – М.: Баласс, 2013
Техническое обеспечение:
Персональный компьютер;
Мультимедийный проектор.
Цифровые образовательные ресурсы:
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ http://www.zavuch.info/
Официальный сайт образовательной программы «Школа 2100» http://www.school2100.
Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Общенине (I часть – 17 часов)
1.
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.)
1
2
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)
1
3
Говорит–пишет.
1
4
Твои речевые роли.
1
5
Темп. Громкость. (Повторение.)
1
6
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
1
7
Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
1
8
Мы слушаем – нас слушают.
1
9
Сигнал принят, слушаю!
1
10
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
1
11
Слушаем, как говорят.
1
12
Слушаем на уроке, слушаем целый день!
1
13
Вежливая просьба.
1
14
Скрытая просьба.
1
15
О чём нам говорит шрифт.
1
16
Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы
1
17
Тема, основная мысль, заголовок.
1
Текст (II часть – 17 часов)
18
Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.)
1
19
Опорные слова.
1
20
Подробный пересказ.
1
21
Краткий пересказ.
1
22
План.
1
23
Согласие или отказ.
1
24
Отказывай, не обижая.
1
25
Ответы на отказ.
1
26
Типы текстов
1
27
Рассуждение.
1
28
Примеры в рассуждении.
1
29
Ссылка на правило, закон.
1
30
Точные и неточные объяснения.
1
31
Описание, признаки предмета.
1
32
Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку.
1
33
Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать.
1
34
Чему мы научились на уроках риторики?
1
Итого: 34 часа
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15