Внеурочная деятельность Мыслим творим исследуем


Пояснительная записка
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.
Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 2 раза в неделю, Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 2–3-го классов. Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности;
формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Мыслим, творим, исследуем» предназначена для детей 8-10 лет. ( 2 – 3 класс)
Сроки реализации программы: Программа курса рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения – 64 часа (2 часа в неделю),2 год обучения 68 часов (2 часа в неделю).
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации. Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.Планируемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны;
Выполнять правила поведения на природе; звнакомить-ся с историей, культурой родной страны;
Уважать чужое мнение, определяя свою позицию
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления;
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем
Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок Определять, какая нужна информация;
Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители;
отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений;
Оформлять и представлять полученную информацию. Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.;
прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности учеников.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» : (таблица 1)
Таблица 1
Диагностический инструментарий Оцениваемые универсальные учебные действия
Методика «Беседа о школе»;
проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
Опросник мотивации; Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразованияМетодика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; сформированность действия личностного самооцениванияУровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование актуального рефлексивного контроля
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» ( 32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» ( 37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
«Исследовательская практика» ( 48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Календарно- тематический план
2 класс
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы» Дата
Светофор мысли: включаем внимание!
Что такое исследование и кто такие исследователи?
«Букет цветов»
( групповой проект, изготовление панно) В соответствии с темами заявленных проектов, 2 раза в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
Светофор мысли: включаем память!
Игра «Вопрошайка» (Учимся задавать вопросы.)
«Золотая волшебница Осень» ( групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени )
2ч Светофор мысли: включаем логику!
Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку.
«Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме)
Светофор мысли: включаем воображение!
Хочу всё знать!
( Учимся определять тему исследования, проекта)
« Книжка – малышка» ( инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).
Светофор мысли: пространственные представления «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)
"Звериная" зарядка.
(групповой проект, игра)
Светофор мысли: учимся наблюдать Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.)
« Волшебные правила здоровья»
(групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток)
Секрет порядка.
Любопытные опыты.
Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект)
Учимся сравнивать «Нескучная школа» Учимся работать в группе.
«Снежинка» (групповой проект)
Я – изобретатель.
«Сколько весит школьный рюкзак»
(инд. или гр. Проекты)
2 ч «Миллион изменений».
(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)
Учимся определять направления темы.
«Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты)
2 ч Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой)
«Дорога и мы»
(групп. и инд. проекты)
Как сотрудничать со взрослыми.
« Самый – самый!» Психологическая игротека.
Учимся анализировать и обобщать.
Виды оформления проектов.
« Праздники моей семьи» ( инд. проекты)
«Разговор о правильном питании»
(групповой проект)
Искусство выдумывания историй.
(речевой тренинг)
Что такое эксперимент?
«Корабли» (инд. и групповые проекты)
Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой)
Секреты знакомых предметов.
( практикум проведения опытов и экспериментов)
2 ч «Комнатные растения в нашем классе»
(групп. проект)
Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления).
Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут)
«Весенняя красавица» ( инд. и групповые проекты)
2 ч «Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)
Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования)
«Инопланетяне»
( инд. проект.)
Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус»)
17 ч 17 ч 21 ч 8 ч 63 ч
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико – ориентированный проект;
методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
выбирать пути решения задачи исследования ;классифицировать предметы, явления и события;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Календарно- тематический план
3 класс
«Развитие
познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы» Дата
Тайны памяти Что такое «копилка сведений проекта»?
«Моя родословная»
(инд. проекты)
В соответствии с темами заявленных проектов, 2 раза в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
Как улучшить свою память?
Анкетирование как метод исследования.
«Куклы» (инд. и групповые проекты)
2 ч Конкурс математических развлечений Компьютер – друг и помощник.
«Кругосветные путешествия»
( инд. проекты)
Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»
(групп. проект)
2 ч «Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)
2 ч Что значит для меня ощущение успешности?
(психологический тренинг)
Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»
«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)
2 ч Что значит умение договариваться?
«Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум) « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)
2 ч Новые приборы
в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка)
Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)
«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)
2 ч Микроисследование «Что такое хорошая школа».
2 ч «Вредные звуки»
( инд. проект)
Преодоление трудностей в реализации проекта.
Учимся самостоятельно составлять план действий.
(практикум)
«Как жили наши предки» (групповой проект)
2 ч Что такое импровизация?
Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум)
«Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)
2 ч Дисциплина и свобода выбора.
Что такое учебное сотрудничество.
Правила оформления реферата.
«Вредные» звуки» (инд. проект)
Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)
Учимся создавать вёб-сайт.
« Охраняемые природные территории нашей местности»
(групп. проект)
2 ч Учимся давать описание объекту наблюдения.
Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе.
« Мой учебник»
( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)).«Учись учиться!»
«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)
Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»
Математика вокруг нас.
Общие правила защиты проекта (тренинг)
«Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект школы»
Самостоятельный выбор темы проекта.
Способы хранения информации Самостоятельная работа над проектами.
Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование).
Подготовка к научно – практической конференции.
15 ч 21 ч 25 ч 8 ч 69 ч
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
способы хранения информации;
основы создания веб - сайта;
что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
что такое учебное сотрудничество;
способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
выбирать пути решения задачи исследования ;составлять план действий совместного коллективного исследования;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
школьная научно – практическая конференция;
Используемая литература
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ruРумянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/