Риторика. 3 класс. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.



Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Риторика»
3 «а» класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Литасова Марина Алексеевна
Учитель высшей квалификационной категории
Тюмень – 2015

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Риторика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ПРИКАЗ от 6 октября 2009 года N 373 (с изменениями на 18 декабря 2012 года), на основе авторской программы по риторике, разработанной Т.А. Ладыженской, Баласс: 2011г
Цель риторики– научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Общая характеристика кружка
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
III. Описание места кружка в учебном плане
В учебном плане МАОУ СОШ №_ на изучение кружка «Риторика» отводится 1 час в неделю, 34 рабочих недели – 34 часа в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка
Личностными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения кружка «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
VI. Содержание кружка
3 класс (34 ч)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
VII Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 3 «Б» класса
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Н – необходимый уровень, П – программный уровень
Название раздела. Кол-во
часов Основные виды внеурочной деятельности обучающихсяНАУКА РИТОРИКА
4 Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
Говорение – 5 часов
Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
Говорение
5 Слушание.
3 Чтение учебного текста. Письменная речь
3 Речевой этикет.
2 ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. 17 Итого 34 VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд
В наличии Приобрести
Реализация образовательного стандарта второго поколения
«Школа 2100». Программы по учебным предметам.
Программы внеурочной деятельности.
Учебники. + Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения
Альбомы демонстративного и раздаточного материала. +
+ Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочные и учебные пособия + Технические средства обучения
Мультемедийный проектор, флеш накопители, ноутбук, нетбук + Экранно-звуковые пособия
Интерактивная доска - +
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий
Настенная доска +
+
+
+ Календарно-тематическое планирование кружка «Риторика».
3 класс (34 часа в неделю)

п/п Тема занятия Метапредметные и личностные (УУД) Основные виды внеурочной деятельности обучающихсяКол-во
часов Дата
план факт
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА – 4 часа
Речевые (коммуникативные) задачи – оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н). 1 Речевая деятельность. 1 Что мы помним о речевой ситуации. 1 С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.) 1 Говорение – 5 часов
Неподготовленная устная речь. Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
1 Подготовленная устная речь. 1 Особенности неподготовленной (спонтанной) речи 1 Приёмы подготовки. 1 Говорим подробно, кратко. 1 Слушание. – 3 часа
Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов. Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
1 Приёмы слушания: составление плана-схемы услышанного. 1 Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). 1 Чтение учебного текста. Письменная речь – 3 часа
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
1 Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. 1 Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. 1 Речевой этикет. – 2 часа
Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). 1 Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. 1 ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. – 17 часов
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П). 1 Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. 1 Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). 1 Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. 1 Вторичные речевые жанры. 1 Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) 1 Правила пересказа 1 Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. 1 Цитата в пересказах, её роль. 1 Аннотация..1 Сжатое изложение содержания книги в аннотации 1 Типы текстов. 1 Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. 1 Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). 1 Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. 1 Сравнительное высказывание, два способа его построения. 1 Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам. 1