Календарно — тематическое планирование с УУД (Риторика 4 класс)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков детской риторики 4 класс
2016/2017 учебный год
№ п/п №
по разделу Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Планируемые результаты обучения Примечание план факт
предметные метапредметные(универсальныеучебные действия) личностные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общение –17 часов (1 часть )
1 четверть 9 часов
1 1 Проверь себя. Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему Предметные:
-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Коммуникативные:
Построение речевых высказываний; умение слушать собеседника.
Личностные:
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
2 2 Улыбнись улыбкою своею Регулятивные:
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Самостоятельно
контролировать использование правил речевого общения в школе, в классе, со сверстниками; выслушивать ответы одноклассников.
Личностные:
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловечес-ких ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, 3 3 Особенности говоре6ния. Речевые отрезки и паузы. Называют адресата и адресанта. Оценивают уместность использования словесных и несловесных средств общения: громкости, темпа, тона Предметные:
-анализировать тактичность речевого поведения в семье;
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Познавательные:
знаково-символическое моделирование.
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные:
Умение договариваться, находить общее решение.
Личностные:
- важность исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
4
4
Утешить – помочь. Утешить – поддержать. Предметные:
-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Познавательные:
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Личностные:
- важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;
5 5 Какой я слушатель. Оценивают уместность использования словесных и несловесных средств общения: громкости, темпа, тона Предметные:
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,
выделять ключевые слова;
Регулятивные:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
Коммуникативные:
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее
Личностные:
противоречия на основе: - общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
6 6 Я – читатель. Использование мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные:
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
7 7 Типы текстов. Абзацные отступы. Предметные:
-отличать
подробный пересказ от краткого;
Личностные:
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
8 8 Запрет- предостижение. уместное использование словесных и несловесных средств общения: громкости, Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Коммуникативные:
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
9 9 Запрет- строгий и мягкий.
Регулятивные:
Осуществить действия по реализации плана
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
2 четверть – 7 часов
10
10
Знаки вокруг нас. Перед тобой дорожные знаки. Объясняют важность слушания в разных ситуациях общения
Называют словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают Предметные:
-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, Регулятивные: Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Познавательные:
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Коммуникативные:
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
Личностные:
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
11 11 Знаки символы и знаки копии
Выделяют непонятное при слушании, спрашивают о незнакомых словах, выражениях Предметные:
определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
Регулятивные:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Коммуникативные:
Умение договариваться, находить общее решение
Личностные:
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
12 12 Языковые знаки
13 13 Опорные конспекты.
Описание.
Используют приёмы, помогающие понять звучащий текст. Предметные:
определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
Регулятивные:
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
Коммуникативные:
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Личностные:
- важность исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового 14 14 Вежливая оценка Оценивают себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности Предметные:
определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
Регулятивные:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии,
Коммуникативные:
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Личностные:
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия 15 15 Скажи мне, почему. Объясняют, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называют речевые формы вежливой просьбы Предметные:
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
16 16 Аргументы. Во – первых, во – вторых, в т- третьих.
Характеризуют особенности скрытой просьбы. Моделируют просьбу и скрытую просьбу в различных ситуациях общения. Регулятивные: Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Коммуникативные:
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Личностные:
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
3 четверть - 10 часов
17 17 Вступление и заключение.
Роль шифровых выделений в учебных текстах.
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст Предметные:
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях.
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Умение договариваться, находить общее решение.
Личностные:
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Текст- 17часов. (2 часть)
18 1 Словарная статья.
Определять тему и основную мысль текста.
Озаглавливать текст Предметные:
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Умение договариваться, находить общее решение.
Личностные:
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
19 2 рассказ.
Выделять опорные слова в тексте
Моделировать текст по записанным ранее опорным словам Предметные:
-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
Регулятивные:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
Коммуникативные:
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Личностные:
- важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;
20 3 Служба новостей. Что такое информация. Различать подробный и краткий пересказ.
Пересказывать текст подробно.
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Предметные:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Коммуникативные:
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
Личностные:
21 4 Газетная информация.
Предметные:
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
Регулятивные:
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов
Коммуникативные:
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Личностные:
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
22 5 Факты, события и отношение к ним. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста. Составлять план текста по сюжетным картинкам. Предметные:пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,
выделять ключевые слова;
-отличать
подробный пересказ от краткого;
Регулятивные:
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов
Познавательные:
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме,
Коммуникативные:
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Личностные:
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки
23
6
Информационные жанры.
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.
Называть слова, которыми можно выразить согласие или смягчающий отказ 24 7 Хроника. 25 8 Информационная заметка. Оценивать степень вежливости отказа. Моделировать этикетный диалог. Предметные:
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
Регулятивные:
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Познавательные:
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные:
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные:
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, 26 9 Подпись под фотографией. Различать повествование, описание, рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются Предметные:
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
Регулятивные:
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Познавательные:
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Коммуникативные:
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Личностные:
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
4 четверть – 8 часов
27 10 Говорю, пишу, читаю, слушаю. Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Предметные:
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.
Регулятивные:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех
Познавательные:
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Коммуникативные:
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Личностные:
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира,
28 11 Слово Называть части рассуждения.. Вводить в рассуждение убеждающие примеры, ссылку на правило, закон Предметные:
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам;
Регулятивные:
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Познавательные:
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные:
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Личностные:
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,
29 12 Речевые жанры. Введение в рассуждение ссыли на правило, закон. Предметные:
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам;
Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Познавательные:
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Коммуникативные:
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные:
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
30 13 Этикетные жанры и слова вежливости
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников. Различать точные и неточные рассуждения Предметные:
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
Регулятивные: Осуществить действия по реализации плана.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Коммуникативные:
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные:
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
31 14 Этикетные диалоги Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание. Предметные:
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
Регулятивные: Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Познавательные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Коммуникативные:
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Личностные: Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
32 15 Речевые привычки Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли 33 16 Учись красноречию! Определять в тексте его описательный фрагмент Предметные:
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам;
Регулятивные:
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Познавательные:
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные:
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Личностные:
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренчес-ких позиций,
34 17 Майская газета. Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком. Определять части рассказа. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни Предметные:
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
Регулятивные: Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Личностные: Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)