Организация досуговой деятельности учащихся.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Центр довузовской подготовки VI Областная научно-практическая конференция «ДИАЛОГ»
секция «Coциальные науки»
ДОСУГ. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ
Автор работы:
Соколова Карина Константиновна, обучающаяся 5 класса «А» МБОУ «СОШ № 92» г. Кемерово.
Научный руководитель:
Королькова Светлана Валерьевна учитель психологии МБОУ «СОШ № 92» г. Кемерово.
КЕМЕРОВО 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Досуг и досуговая деятельность
1. Понятие о досуге как социально – культурной деятельности……………………………………………………………….5
2. Краткая история зарождения культурно-досуговой деятельности у восточных славян…………………………………………………………7
Глава 2. Проблемы в организации детского досуга
1. Исследование форм и видов досуговой деятельности ………….8
Заключение……….…………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………..17
Введение
«Творя, мы созидаем себя», - Ян Амос Коменский.
Активный человек – успешный человек, который способен оказывать влияние на развитие окружающей среды, на развитие самого себя, своей деятельности, а через это и своих способностей, возможностей. Взрастить творчески активную личность непросто и поэтому младший школьный возраст наиболее благоприятный период для закладывания основ её формирования. Тема нашего исследования выбрана не случайно, новизна исследования в том, что существуют разные теоретические и практические подходы, связанные с организацией культурно-досуговой деятельности. Содержание культурно-досуговой деятельности, являются важнейшими средством воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.
Развитие творческих способностей личности является актуальной проблемой педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как культурно-досуговой деятельности для детей. Особое место, в котором занимает творчески активная личность с отношением к действительности, способная к самопознанию, самораскрытию и самореализации.
Цель исследования: доказать что эффективность досуговой деятельности зависит от культуры личности, раскрывает возможности для раскрытия своих естественных потребностей.
Для достижения цели мы выполнили задачи:
Познакомиться с понятиями: «досуг», «культура», «творческие наклонности», «культура досуга», проанализировать список литературы по выбранной теме исследования.
Провести анкетирование 4 групп по 15 человек из каждого экспериментального класса: 3 «В», 4 «А», 5 «Б», 5 «Д» по темам: «Определение творческой активности», «Тест по определению творческих наклонностей у школьников».
Проанализировать занятость свободного времени школьников: 3 «В», 4 «А» и 5 «А», 5 «Б» класса по теме: «Анкета на выявление интересов детей».
Обобщить полученные результаты исследования.
Объект исследования – дети и подростки младшего школьного возраста Предмет исследования – содержание досугового время препровождения.
Гипотеза – большинство младших школьников, не умея рационально организовывать свой досуг, не имеют постоянных увлечений и стремления к саморазвитию.
База исследования: обучающиеся МБОУ СОШ №92 .
В качестве методов исследования мы использовали:
теоретический: теоретический анализ литературных источников;
эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование, эксперимент;
анализ полученных данных - формулировка вывода и заключений по результатам исследования.Основными этапами характерными для исследования выбранной темы являлось:
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Глава 1. Досуг и досуговая деятельность.
1.1. Понятие о досуге как социально – культурной деятельности.
На сегодняшний момент социокультурнaя среда предоставляет большие возможности для рaзнообрaзия социально-культурной деятельности. Также она создaет для индивида проблемную ситуацию, которая связaнa, в первую очередь, с эффективным использованием культурно-досугового потенциaлa для aдеквaтного рaзвития досуговой культуры личности.
Культура — является областью человеческой деятельности и связaнa с сaмовырaжением человека, проявлением его субъектности ( хaрaктерa, навыков, умения и знаний). Всякая культура имеет свои дополнительные хaрaктеристики, так как связaнa и с творчеством человека, и повседневной практикой, коммуникацией, обобщением, отражением, и его повседневной жизнью.
Досуг – это деятельность, происходящая в свободное время, т.е. вне сферы общественного и бытового труда, блaгодaря которой, индивид восстaнaвливaет свою способность к труду и рaзвивaет в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Если досуг это деятельность, то это ознaчaет, что он не пустое времяпровождение. Это деятельность, которая осуществляется, прежде всего, в рaмкaх определенных целей и интересов, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, физкультура и спорт, творчество, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят подростковый досуг.
Понятия «досуг» и «культура» тесно взaимосвязaны друг с другом. Культура как совокупность мaтериaльных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей.
Именно от того, как человек научится оргaнизовывaть свой досуг в детские годы, зависит, наполненность всей его дальнейшей жизни. В жизни современного общества досуг важен для стaбилизaции, снятия напряженности, взаимосвязи поколений, предотвращения общественных конфликтов, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, рaзвлечений и т.д. [6].
Досуг окaзывaет большое влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Эффективность досуговой деятельности, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек осмысленно решать частные зaдaчи, чутко реaгировaть на условия и требования социума, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества.
Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполaгaющaя наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. По сравнению с другими сферами жизнедеятельности культурно-досуговaя сфера дает человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между людьми.
Повышение уровня культурно-досуговой деятельности в современных условиях равноценно росту творческого потенциaлa общества.
«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
1.2. Краткая история зарождения культурно-досуговой деятельности у восточных славян
Истоки древнерусской культуры и искусства уходят в далекую старину, ко времени образования в IV–VI веках единой, хотя и неоднородной, группы славянских племен. Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию - единения.
В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. Социально-педагогическая ценность традиционных форм деревенского досуга заключалась в том, что они были превосходной школой общения.
Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Праздники и обряды, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности. В русском языке слово «праздник» произошло от прилагательного «праздный», что значит «незанятый», «пустой». Чередование будней и праздников характеризовало быт восточных славян. К моменту возникновения государственности в конце IX - начале XX веков славяне имели достаточно развитую праздничную обрядовую культуру, в основу которой был заложен природный календарь. Праздниками и обрядами отмечалось начало весны, наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Таким образом, досуговая деятельность в средние века отличалась большим разнообразием форм.
Глава 2. Проблемы в организации детского досуга
2.1 Исследование форм и видов досуговой деятельности.
К формам организации досуга младших школьников во внеурочной деятельности относятся коллективные творческие дела, праздники, уроки этической грамматики, конкурсы, викторины, игры и др. Остановимся на организации досуговой деятельности [6]. Проблема организации детского досуга имеет особое значение в воспитании детей. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [3, с.77]. По мнению И. Ю. Исаевой, досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени [2].
В педагогическом энциклопедическом словаре дается классификация видов досуговой деятельности по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество [3, с. 77]. И. Ю. Исаева выделяет следующие виды досуга:
1) микро-досуг - это вид досуга, занимающий промежуток свободного времени, который определен небольшими временными рамками (например, перемена в школе, обеденный перерыв, и др.)
2) макро-досуг - это такой вид досуга, который обусловлен большим временным интервалом (например, время после работы, выходные, праздничные дни и др.),
3) мега-досуг - это вид досуга, непосредственно свободный от работы на значительный временной промежуток (например, отпуск, каникулы) [2].
Формы досуговой деятельности младшего школьника классифицируются по следующим основным признакам: по содержанию; по виду досугового творчества; по количеству участников; по времени; по степени устойчивости воспитательного воздействия; по сложности характера и строению. Выделяют следующие виды досуговой деятельности: отдых, развлечение, праздник, созерцание, творчество и просвещение.
По характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности выделяют такие виды досуга, как пассивный и активный; организованный и стихийный; контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий и нормативный. Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции, некоторые -завершающие функции.
К методам организации досуговой деятельности относят: методы игры и игрового тренинга; методы театрализации; методы состязательности; методы равноправного духовного контакта; методы воспитывающих ситуаций; методы импровизации. Выбор того или иного метода зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей детей и от форм организации досуговой деятельности.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:
первичные, или врожденные - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные - в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции.
Занятия - хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким положительным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками.
Еще одна особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Культуре досуга необходимо учить, нaчинaя с детского возрaстa. Овладеть ею возможно только при целенaпрaвленном, планомерном воздействии на подрaстaющее поколение.
Исследовательская работа проводилась в три этапа.
На первом этапе: разработали план исследования, изучили теорию вопроса. Анализ литературных источников показал, что изучением содержания досуговой деятельности человека занимаются многие науки, социология, история, философия, психология, педагогика.
История зарождения культурно-досуговой деятельности уходит в глубокую древность. Как и в древности, современные формы досуга всегда опираются на общий фундамент традиционной народной культуры. Сформировали представление о содержании культурно-досуговой
деятельности, провели диагностическую беседу с учащимися 4 - 5 классов, анкету: «Определение творческой активности» (см. Приложение №1).
Получили первый результаты исследования: в результате анкетирование учащихся 4 классов в количестве 56 чел., 5 классов в количестве 50 чел., сформулировали критерии оценки творческой активности:
Проявление интереса к творческой деятельности.
Активное участие в школьных коллективных делах.
Аргументирование своей точки зрения.
Стремление к самореализации.
Планируя работу в школе, праздники и различные мероприятия, необходимо знать особенности учащихся, их способности и интересы, занятость и получили следующие данные, которые занесли в диаграмму.
Анализ полученных результатов показал, что 80 % опрошенных посещают кружки, дополнительное образования, только 10 % хотели бы, но не имеют возможности, и у 7 % нет желания и интереса.
Обобщай результаты данного анкетирования мы выяснили, что учащиеся смогли назвать 16 праздников и мероприятий, которые отмечаются в школе: «День знаний», «День учителя», «Новый год», «Восходящая звезда», «День Матери», «Зарница», «Исторический конкурс», «Веселые старты», «Год литературы в школе», «Соревнование по шахматам», «Предметные недели», «Письмо водителю», «Конкурс по ПДД» «Сбор макулатуры», «Вкусная буква». Из перечисленных всего запомнилась больше половины мероприятий. Это говорит о том, что уделяется много время на развитие творческого потенциала школьников.
49 учащимся предложили 10 творческих дел такие как: провести выставку «Мои работы», «Неделя любимых книг», «Неделя кино», сделать творческий концерт, поставить сказку, организовывать праздничные украшение в школе, проводить предметные недели (английского языка, математики, русского языка), устроить соревнования на Масленицу. Анализ показал, что 56% младших школьников экспериментальной группы хотели бы принимать участия в школьных праздниках, 34 человека хотели бы танцевать, 24 могли проявить себя в пении, 11 желали проявить себя в поэзии и актерском мастерстве.
Анализ оценки младших школьников своей позиции в школе показал, что 56% активны; 20% хотели быть активными, но стесняются; пассивны – 18 %; 6% - все равно. Творчество начинается с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Больше половины учащихся полны намерения проявить свои способности. Наверняка, те учащиеся, которые не проявили желание участвовать, тоже обладают предрасположенностью к пению, танцам, поэзии, но о своих способностях они еще не знают. Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
На втором этапа: получили высокие критерии оценки творческой активности в проявлении интереса к творчеству, социальной активности, стремления к самореализации.
Тест изучения творческих наклонностей у школьников [4, с. 139] (см. Приложение №2), определил степень выраженности творческих наклонностей экспериментальных групп. Сравнительный анализ полученных результатов определил наличие разнообразия интересов, независимость мышления, гибкость поведения, любознательность, настойчивость.
Разнообразия интересов у учащихся 3 «В» класса (8 мальчиков, 5 девочек) выражено: ярко - 83%; средне - 17%; слабо-нет.
Независимость выражена: ярко - нет; средне - 93%; слабо - 7%.
Гибкость, приспособляемость выражена: ярко - 17 % (девочка); средне - 93%.
Любознательность выражена: ярко - 47%; средне - 53%; слабо - нет.
Настойчивость выражена: ярко - 53 %; средне - 47 %. По итогам опроса семейная обстановка на 25 % явно способствует творческому развитию детей, средний показатель составил 70 %.
Склонность к творчеству учащихся 4 «А» класса, складывается из:
Разнообразия интересов, которое в экспериментальной группе выражено: ярко-80%; средне - 20%; слабо - нет.
Независимость выражена: ярко - 14%; средне - 80%; слабо - 6 %.
Гибкость, приспособляемость: ярко - 6 %; средне - 94%.
Любознательность выражена: средне - 53%; слабо - 47%.
Настойчивость выражена: ярко - нет; средне - 53 %.
По итогам опроса семейная обстановка на 55 % явно способствует творческому развитию детей, средний показатель составил 45 %.
Склонность к творчеству учащихся 5 «А» класса (4 мальчика и 11 девочек) складывается из:
Разнообразия интересов выражено: ярко - 33 %; средне - 60%; слабо - 7 %;
Независимость выражена: ярко - 14 %; средне - 80%; слабо - 6 %. Гибкость, приспособляемость: ярко - 6 % (мальчик); средне - 94%.
Любознательность выражена: ярко - 2 %; средне - 63%; слабо - 35%. Настойчивость выражена: ярко - 12 %; средне - 53 %; слабо - 35 %.
По итогам опроса семейная обстановка на 55 % явно способствует творческому развитию детей, средний показатель составляет 45 %. Эти результаты говорят о том, что большая часть детей мало чем интересуются, занимаются и увлекаются в своей жизни. Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Задачей третьего этапа явилось обобщение результатов исследования.
Для дальнейшей проверки нашей гипотезы исследования, связанной с умениями младших школьников и подростков рационально организовывать свой досуг, экспериментальной группе была предложена «Анкета на выявление интересов детей» (см. Приложение 3).
В анкетировании принимали участие экспериментальная группы: 3 «В» класса - 13 чел, 4 «А» класса - 15 чел, 5 «А» класса - 15 чел, 5 «Б» класса 13 чел.
Анализ результатов включал в себя 5 вопросов касающихся четырех тем поведения:
«А» предпочитают быть в курсе всех событий, наблюдать за ними со стороны. Привлекает все яркое, интересное, нравится быть в кругу друзей, но принимать активного участия в общих делах не любят.
«Б» стремятся к общению, участвуют в делах, которые им интересны, хорошие исполнители, любят подвижные игры.
«В» любят все делать сами, стремятся к лидерству, стараясь быть центром происходящего.
«Г» нет своих особенных увлечений, они не стремятся к активному, без необходимости общению с другими, не любят что-то придумывать. Их необходимо чаще привлекать к участию в коллективных делах.
Анализ результатов анкеты по выявлению интересов детей, позволил заметить, что особое значение имеют возрастные особенности. Чем раньше младший школьник включается в общение и коллективный труд, тем выше становятся критерии оценки его творческой активности, и тем больше необходимо уделять внимания организации его свободного времени.
3 «В» класса 85 % выбирают активное участие в коллективных делах, которые им интересны, хорошие исполнители любят подвижные игры (преобладание пункта «Б»);
4 «А» классе у 47 % учащихся нет своих особенных увлечений, они не стремятся к активному без необходимости общению с другими людьми (преобладание пункта «Г»), не любят что-то придумывать их необходимо чаще привлекать к участию в коллективных делах.
В 5 «А» классе этот показатель составляет 13%, уменьшилось количество учащихся, которые не имеют особенных увлечений, 47 % учащихся предпочитают быть в курсе событий, однако наблюдают, за ними со стороны нет своих особенных увлечений (преобладание пункта «Г»). Им нравится все новое, яркое, интересное, нравится быть в кругу друзей, но принимать активное участие в общественных делах они не любят.
Обобщая результаты анкетирования, был проведен сравнительный анализ по преобладанию одного их пунктов в 5 предложенных вопросах:
«А»- определяет пассивнее участие в коллективных делах; «Б»- определяет активное участие в коллективных делах; «В»- определяет стремление к лидерству в коллективных делах; «Г»- определяет активное без необходимости общение с другими людьми.
3 «В» классе: «А»-15 %; «Б» - 85 %; «В» - нет; «Г»- нет. 4 «А» классе: «А» - 20 %; «Б» - 20 %; «В» - 13 %; «Г»- 47 %. 5 «А» классе: «А» - 47 %; «Б» - 33 %; «В» - 7 %; «Г»- 13%. 5 «Б» классе: «А» - 70 %; «Б» - 10 %; «В» - 10 %; «Г»- 10 %.
Обобщая полученные результаты, сформулировали выводы: в ходе проводимого исследования были выявлены предпочитаемые интересы младших школьников, изучена проблема организации и занятости свободное время младших подростков.
Анализ полученных результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых интересов младших школьников показал: 20 % опрошенных большую часть времени проводят, находясь за телевизором или компьютером, причиняя вред своему здоровью. Во – вторых преобладающий способ время препровождения - игры во дворе, где дети чаще всего бесцельно проводят свое свободное время.
Большинство – 80% опрошенных посещает дополнительные кружки или спортивные секции.
Хотели бы посещать кружки, но не имеют возможности – 13%
Нет, желание и интереса – 7 %
Обобщая полученные результаты можно предположить, что большинство опрошенных школьников, предпочитают проводить досуг, в кругу семейного общения, но многие родители из-за занятости на производстве, не всегда способны уделять достаточного времени для семейного общения, что может неблагоприятно повлиять на развитие творческих способностей ребенка. Они вынуждены, находиться за телевизор или компьютер, в лучшем случае на прогулке.
Большинство опрошенных, выбирают сферу интереса в торговых центрах предпочтительно с отделами: спортивные товары, отделы технического творчества, в меньшей степени отдел компьютерных игр или видео проката.
В свое свободное время многие интересуется чтением, большинство предпочитают читать технические книги и журналы, приключенческие истории, меньше сказки и то, что предложат. Хотели бы принимать активное участие в коллективном творчестве.
Обобщая полученные результаты экспертной группа учащихся 3 «В» класса, выявили высокий показатель: в развитии творческих наклонностей, стремление к групповому взаимодействию, участию в классных и общешкольных мероприятиях, которые им интересны, ребята хорошие исполнители, любят подвижные игры, склонны поддерживают дружеские отношения. Что еще раз подтверждает, высокий уровень удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга.
Гипотеза исследования нашла свое частичное подтверждение - не умение рационально организовывать свой досуг, сказывается на внутренней культуре человека, досуг носит коллективный характер и от каждого из нас зависит, каким будет, наш ученический коллектив, детская организация, в которой мы состоим, круг друзей для общения. Выбирая досуг, исходя из собственных интересов, нельзя забывать, все вместе мы повышаем уровень культурно-досуговой деятельности. Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств.
Заключение
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. В наше время тема «Организация культурно - досуговой деятельности младших школьников» очень актуальна. Проблема развития культуры досуга младших подростков средствами социально-культурной деятельности зaслуживaет пристального внимания уже лишь потому, что, подросток, умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом, не только рaзвивaет собственную личность и культуру, но и способствует повышению культуры досуга окружающих его людей. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Главное, чтобы досуговая деятельность младшего школьника была организована с пользой для его физического, психического и духовного здоровья. Как показывают социологические исследования (Верб Л.Я.) школьники ориентированные больше всего на развлекательные способы проведения свободного времени, впоследствии показывают снижение общего уровня культуры личности, а усвоение примитивных способов общения и организации свободного времени подростков, повышает рост асоциальных проявлений в обществе. Вот почему так важно обучать детей умению делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Организации культурно-досуговой деятельности (художественный, танцевальный, театральный, культурно- игровой) вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного развития, различного социального положения.
Список литературы
Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М., 1998. – 235 с.
Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: /И. Ю. Исаева. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 5 7с.
Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б. М. Бим- Бад; М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя /М.:Центр» Педагогический поиск», 2001.- 160с.
Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.- Л. Лениздат, 1997. - 207 с. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2002. – 216 с.
Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность/А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1998. – 112 с.
Приложение №1
Анкета. Определение творческой активности.
Вопросы:
Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Какой?
Вспомни 10 наиболее интересных для тебя творческих дел, проводимых в школе за последний год. Перечисли их. Укажи положительные стороны этих мероприятий.
В каких мероприятиях ты принимал (а) участие за последний учебный год?
Предложили 5 творческих дел.
В каких из предложенных мероприятий ты бы хотел (а) принять участие? Подчеркни.
Подчеркни то, в чем ты можешь себя проявить.
Игра на музыкальных инструментах, пение, поэзия, танцы, актерское мастерство, рисование, помощь в школьных делах.
Как ты оцениваешь свою позицию в школе? Подчеркни.
Я активен (на);
Я хотел (а) бы быть активным, но стесняюсь;
Я пассивен (на);
Мне всё равно.
Критериями оценки творческой активности учащихся младшего школьного возраста являются:
Проявление интереса к искусству и творческой деятельности.
Активное участие в театрализованных мероприятиях и в школьных коллективных делах.
Аргументирование своей точки зрения.
Стремление к самореализации.
Приложение №2
Тест для определения творческих наклонностей у школьников
Если вы согласны с тем, что сказано, если это верно по отношению к вам напишите слово «да». Если сказанное не подходит вам, пишем слово «нет».
Я люблю сочинять собственные песни.
Я люблю гулять один.
Мои папа и мама любят играть со мной.
Я задаю много вопросов.
Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.
Я люблю, чтобы у меня бал только один или два друга.
Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
У меня есть несколько действительно хороших идей.
Я люблю рисовать
Я люблю вещи, которые трудно делать.
Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.
Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это работает.
Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжки, чем рисовать самому.
Легкие загадки – самые интересные.
Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.
Я люблю узнавать новое о животных.
Мой папа любит делать что-то по дому.
Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.
Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.
Я люблю рассказы о далеком прошлом.
Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.
Я всегда играю с друзьями, а один я не люблю играть.
Подсчет результатов:
За каждый положительный ответ «да» начисляется 1 балл, за отрицательный ответ «нет» начисляется 0 баллов.
Внимание! В пунктах 5,6,11,13,14,18,19,22,23,24 оценка проводится следующим образом: вместо одного балла начисляется ноль, а вместо ноль баллов - 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.
1.Разнообразие интересов.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 1,5,9,16,21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2-3 выражено средне;
3 степень - 4-5 явно выражено.
2. Независимость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2,8,11,13,19,24. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности независимости ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 3-4 выражено средне;
3 степень - 5-6 явно выражено.
3. Гибкость, приспособляемость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6,7,22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведении ребенка:
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено.
4. Любознательность.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 4,12,18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено
5. Настойчивость.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 10,14,23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.
1 степень - 0-1 слабо выражено;
2 степень - 2 выражено средне;
3 степень - 3 явно выражено.
6. Сведения о семейной обстановке.
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах: 3,15.17,20.
Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка: 1 степень - 0-1 мало способствует; 2 степень - 2 – 3 способствует средне; 3 степень - 4 явно способствует
Приложение №3
Анкета на выявление интересов детей
В свободное время я обычно:
А. Смотрю телевизор;
Б. Общаюсь с друзьями;
В. Что-нибудь мастерю;
Г. Гуляю.
В магазине я в первую очередь подхожу:
А. К видео прокату;
Б. К спортивным товарам;
В. К отделу «Сделай сам»;
Г. К тому отделу, который ближе.
Я предпочитаю читать:
А. Сказки;
Б. Приключенческие истории;
В. Технические книги и журналы;
Г. Что предложат.
В коллективных делах я:
А. Внимательно слежу за ходом событий;
Б. Обсуждаю идеи с товарищами;
В. Являюсь инициатором;
Г. Не участвую.
К одноклассникам я отношусь:
А. В основном положительно;
Б. Дружу со всеми;
В. Стараюсь быть лидером среди них;
Г. Равнодушно.
Обработка результатов.
Дети в ответах, которых преобладает пункт «А» предпочитают быть в курсе всех событий, наблюдать за ними со стороны. Им нравится все новое, яркое, интересное, нравится быть в кругу друзей, но принимать активного участия в общих делах они не любят.
Те, у кого преобладает пункт «Б» стремятся к общению, участвуют в делах, которые им интересны, хорошие исполнители, любят подвижные игры.
Дети, у которых в ответах преобладает пункт «В» любят все делать сами, стремятся к лидерству, стараясь быть центром происходящего.
У тех детей, которые отдали предпочтение ответам «Г» нет своих особенных увлечений, они не стремятся к активному, без необходимости общению с другими, не любят что-то придумывать. Их необходимо чаще привлекать к участию в коллективных делах.