«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня» 
На районный  конкурс «Учитель года - 2013»
МБОУ «Ясненская СОШ №7»
МО «Пинежский район»
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе  досуговой деятельности в группе продленного дня»
                         Воспитатель ГПД: Ермолина Наталья Геннадьевна
Номинация  «Воспитать человека»
2013 г.
      Уважаемые коллеги, выбирая в 2009году тему по самообразованию                       
 «Трудовое воспитание младших школьников» я имела в виду воспитание у детей навыков ручного труда, желание что – то мастерить и создавать. Этот вид деятельности мне всегда нравился и нравится, а главное удаётся. Два года выпали из трудовой деятельности по уходу за ребёнком, 2 года я работаю в новой должности воспитателем ГПД, но согласитесь с введением новых ФГОС, где большое внимание уделяется внеурочной деятельности, это тема актуальна как никогда.
      Таким образом, работая над своей темой по самообразованию 3 полных учебных года, сегодня я могу лишь уточнить её «Развитие творческих              способностей младших школьников в процессе трудовой деятельности» и поделиться с вами тем, что удалось найти, узнать и попробовать в данном направлении.
     Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет. Практика показывает, что группы продлённого дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продлённый день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет  оказывать действенную помощь семье и детям.
   Воспитатель ГПД создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности, основываясь на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса, содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала.
     Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
- эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство прекрасного;
- физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
- трудовое воспитание – акцент делается на  практическое применение школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
- экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;
- нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
- умственное воспитание.  
      Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии. Занятия воспитателями  ГПД разрабатываются  с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
    Мне бы хотелось остановиться на таком направлении в своей работе, как развитие творческих способностей учащихся на клубных часах.  Средняя продолжительность занятия на клубных часах 25-30 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением — стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. Клубные часы в рамках ГПД создают благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствуют формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного    характера, в той или иной мере присуще всем людям.
       Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
       
       Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности, несмотря на продолжающееся обнищание, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Для творчества нужны воля, умение, преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. Творчество – как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Формировать творческую личность – задача трудная. Воспитатель бережно формирует внутренний мир каждого ученика, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь, как пустой мешок, мероприятиями, которые ничего не составляет у детей, кроме скуки.   Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. На этих занятиях дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники:
 
-лепка 
-аппликация
-мозаика 
-коллаж
-художественное вырезывание 
-художественное складывание
-плетение
-шитье и вышивание
- объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани. 
      Основными  задачами  данного направления считаю: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
      Работу с различными материалами подразделяю на несколько видов:
-работа с бумагой и картоном (Приложения 1- 4)
-работа с тканью (Приложение 5) 
-работа с бисером (Приложение 6)
-работа с различными материалами (Приложения 7-10)
      На занятиях по изобразительному  искусству  дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Изобразительное  детское  творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное  детское  творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное  детское  творчество создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы. Основными  задачами этого  направления  вижу: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
    В классе постоянно действует выставка детских рисунков, поделок. Также учащееся ГПД принимают участие  в конкурсах различных уровней: школьного, муниципального, регионального.(Приложения 
Заключение
  Таким образом, клубные часы, как  и другие проводимые мною мероприятия развивают у детей творческие способности. Детское творчество  в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти творческая личность, готовая к жизни в современном обществе.
                                        Список использованной литературы 
Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968 – 286с.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Сталкер, 1992. -208с.
Боголюбова Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода - М.: Галактика, 1993. - 208с.
Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников 
и младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. - М., 1995 - С.2-16.
Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности -М: Академия, 2000. – 342 с. 
Дополнительное образование детей. /Под ред. О.Е.Лебедева. – М.:Владос, 2000. - 290 с.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: Владос, 2002. - 269 с.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Мнемозина, 1995. – 160с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. – М., 1964. – 224 с.
Лилов А. Природа художественного творчества - М., 1981 – 247 с.
Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. докт. дисс. - М., 1972. - 121с.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 223с.
Педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред А.М.Матюшкина; Научн-наслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР — М.: Педагогика, 1991 — 160с.
Теплов Б.М. Психологические вопросы худ. воспитания // Известия. АПН РСФСР М., 1947-Вып 
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 181 с.
Шацкая В.Н. Эстетическое воспитания советского школьника//Художественное воспитание советского школьника. –М., 1947
                                                    Приложения 
                                                                       Приложение 1
                                                                                 Приложение 2
                                                                                          Приложение 3
                                                                                                       Приложение  4
                                                                               Приложение 5
                                                                            Приложение 6
                                                                       Приложение 7
                                                                                Приложение 8
                                                                          Приложение 9
                                                                                   Приложение 10
                                               Приложение 11
                                                                           Приложение 12