Рабочая программа элективного курса Сочинения разных жанров (10 класс)





Пояснительная записка.
Цель элективного учебного предмета – подготовка учащихся к сочинению по литературе.
К задачам данного курса относится:
1) Повторение и систематизация теоретических сведений о тексте;
2) Актуализация знаний, необходимых для успешного написания сочинения-рассуждения или эссе с опорой на лирическое или эпическое произведение;
3) Отработка практических навыков по созданию собственного развёрнутого высказывания на литературном материале в форме сочинения-рассуждения и сочинения-эссе.
Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010 г №1439), Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа
Программа составлена на основе программы факультативного курса Т.А. Ладыженской и Т.А.Зепаловой «Теория и практика сочинений разных жанров»: Просвещение» 2008, основе рабочей программы учителя Савко Л.Н. «Сочинение по литературе:
теория и практика» МБОУ«Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа», программы элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров»
Толкачёвой Н.Н.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание ЕГЭ: вводится в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.
Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как к предмету.
Чтение и сочинение – это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявить собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.
«Сочинение требует от учащегося развёрнутого высказывания, даёт возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить своё отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (Выдержки из Положения по написанию сочинения.)
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Курс рассчитан на 34 учебных часа в 10 классе. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по анализу художественных произведений и подготовке к сочинению-рассуждению с опорой на них.
Вид программы – модифицированная
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная (лекции, практические занятия)
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Применяемые технологии:
-технологии исследовательской деятельности учащихся;
-технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
развивает способность работать над разнообразной информацией;
учится корректно выражать своё мнение по различным проблемам;
развивает способность аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Система форм контроля уровня достижений учащихся:
1) промежуточный контроль – сочинение-рассуждение по одной из предложенных тем;
2) итоговый контроль – сочинение-эссе.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой общеобразовательного учреждения
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Содержание рабочей программы
Введение (5 ч)
Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
Школьное сочинение – творческая работа. Вступительная беседа о значимости школьного сочинения для формирования личности человека.
Общие требования к сочинению на литературном материале
Традиционные требования к сочинению на основе произведения литературы. Критерии оценки экзаменационного сочинения (на материале интернет-сайта)
Что мы знаем о тексте
Школьное сочинение – это текст. Повторение основных сведений о тексте, полученных в ходе обучения. Признаки текста: смысловая цельность, структурная связность, членимость. Типы и стили речи.
Тема – идея – план
Формулировка темы сочинения: утверждение, вопрос, цитата или нейтральная. Определение идеи сочинения по предложенной формулировке. Композиция сочинения. Составление плана.
Составляем план сочинения
Практическая работа по составлению плана предстоящего сочинения.
Сочинения разных жанров (5 ч)
Отзыв и рецензия. Отзыв как разновидность ученического сочинения.
Описание. Путевые заметки. Очерк. Портретный очерк.
Рассуждение. Сравнительная характеристика. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету.
Рассказ. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ.
Фельетон. Устный рассказ.
Лирический текст (6 ч)
Основные типы тем сочинений по лирике
«Сквозная» тема, тема по лирике одного автора, анализ одного лирического произведения. Примеры формулировок тем сочинения. Содержание, особенности раскрытия каждого типа тем. Возможные ошибки и недочёты.
Сочинение – анализ стихотворения
Смысл слов, используемых в комментарии к теме: восприятие, истолкование, оценка. Отбор и систематизация необходимого материала; литературоведческие понятия и термины, смысл и возможности применения некоторых из них. Работа с таблицей (понятие – смысл – использование в сочинении).
Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения
Анализ художественного своеобразия поэтического произведения рассмотрение истории создания, тематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции. Совместная работа по составлению системы опорных вопросов для анализа стихотворения.
Образцы анализа поэтического текста
Образцы сочинений – анализов поэтического текста. Чтение, коллективное обсуждение примеров.
Анализ лирического произведения
Сочинение – анализ поэтического текста. Создание самостоятельного связного высказывания по предложенному тексту. Письменная работа. Промежуточный контроль.
Эпическое произведение (1 ч)
Типология сочинений на основе эпического произведения
Типы сочинений на основе эпического произведения. Повторение.
Литературный герой (6 ч)
Характеристика литературного героя
Коллективная работа по составлению плана характеристики литературного персонажа (на основе повторения). Чтение и обсуждение примеров сочинений данного типа. Возможные варианты вступления и заключения.
Характер литературного героя
Промежуточный контроль. Сочинение – характеристика одного героя эпического произведения. Самостоятельная работа.
Типы литературных героев
Основные типы литературных героев: романтический герой, «маленький» человек, «лишний» человек, герой-чудик, тургеневская девушка. Отличительные черты каждого типа характера (на основе повторения).
Герой как тип
Промежуточный контроль. Сочинение, требующее характеристики героя с точки зрения его отнесения к тому или иному литературному типу. Например, «Мцыри-романтический герой».
Сравнительная характеристика
Сочинение – сравнительная характеристика персонажей одного произведения или разных произведений. Герои-двойники и герои-антиподы.
Сравниваем героев одного произведения
Сопоставление последовательное и параллельное. Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.
Сравниваем героев разных произведений
Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.
Групповая характеристика
Групповая характеристика как тип сочинения. Особенности, примеры, план.
Составляем групповую характеристику
Практическая коллективная работа. Составляем групповую характеристику по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ эпизода (2 ч)
Как анализировать эпизод
Понятие эпизода (повторение). Значение эпизода в раскрытии общего замысла эпического произведения. Составление плана анализа эпизода. Анализ примеров сочинений данного типа. Возможные вступления и заключения.
Сочинение-анализ эпизода
Промежуточный контроль. Сочинение – анализ эпизода. Самостоятельная письменная работа.
Как оценить мастерство писателя, поэта (2 ч)
Где проявляется мастерство писателя, поэта: пейзаж, портрет, характер героя, художественная деталь, сюжет и др. Беседа. Примеры сочинений, содержащих оценку мастерства писателя или поэта. Чтение, обсуждение.
Анализ мастерства писателя в изображении героя
Средства создания характера героя эпического произведения. План анализа мастерства писателя в изображении героя (на примере романа «Герой нашего времени»).
Сочинение - анализ мастерства
Практическая письменная работа. Сочинение.
Вечные темы в литературе (1 ч)
Какие темы в литературе считают вечными. Вечные темы в творчестве писателя, поэта. Обзорное повторение. Сопоставительный анализ на примере темы родины в творчестве разных поэтов. Устная коллективная работа.
Эпические и лирические жанры (6 ч)
Повторение и обобщение признаков разных эпических и лирических жанров. Игра «Что чему принадлежит?» (предложенные жанровые признаки соотнести с конкретными жанрами). Доказательство жанровой принадлежности текста художественного произведения.
Сочинение-анализ жанровых особенностей
Практическая самостоятельная работа. «Элегия. Особенности жанра (на примере одного произведения русского поэта)».
Эссе как жанр
Эссе как жанр литературного произведения. Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой. Эссе и стихотворения в прозе. Эссе разных авторов на одну и ту же тему.
Литературно-критическое эссе
Анализ литературно-критических эссе. «Мой поэт» (1959) С. П. Залыгин, «Слово о Пушкине» Фазиль Искандер. Приём ассоциации при создании эссе. Анализ ученических сочинений в жанре эссе.
Сочинение в жанре эссе
Итоговая письменная работа в жанре эссе.

Литература и средства обучения
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по литературе: От выпускного до вступительного. – М.: Просвещение, 1997.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: (учебное пособие). – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Есин А. Б. Как самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе. – М.: Русское слово, 1996.
Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012
Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах/ Т. А. Калганова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе// Русский язык в школе. 2001. №2.
Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. 9 -11 кл./Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2003.
Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Нарушевич А.Г.Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону: Легион, 2014
Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.
Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д : Легион, 2011.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д : Легион, 2011.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д : Легион, 2011
Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова). – М., 1990 .



Для учащихся

Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб.: Паритет, 2000
Бунаковская З.П. Лучшие сочинения: проза XIX в. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образовательных организаций. М.: Просвещение, 2015
Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990
Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков: Астрель, Москва, 2008
Сигов В.К.Итоговая аттестация: Выпускное сочинение. – М.:Дрофа, 2015 .

Ресурсы Интернета:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Календарно-тематический план

Номер п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности, формы работы


план
факт




1


Введение (5 ч)
1.Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
1
Беседа

2


2.Общие требования к сочинению на литературном материале
1
Лекция с элементами беседы

3


3.Что мы знаем о тексте
1
Повторение и обобщение

4


4.Тема – идея – план
1
Анализ исходной темы, формулировка идеи сочинения

5


5.Составляем план сочинения
1
Практикум

6


Сочинения разных жанров (5 ч)
1.Отзыв и рецензия. Отзыв как разновидность ученического сочинения.
1
Лекция с элементами беседы Практикум

7


2.Описание. Путевые заметки. Очерк. Портретный очерк.
1
Лекция с элементами беседы Практикум

8


3. Рассуждение. Сравнительная характеристика. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету.
1
Лекция с элементами беседы Практикум

9-10


4-5.Рассказ. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ.
Фельетон. Устный рассказ.

2
Лекция с элементами беседы Практикум


11


Лирический текст (6 ч)
1.Основные типы тем сочинений по лирике

1

Работа с таблицей

12


2.Сочинение – анализ стихотворения
1
Работа с таблицей

13


3.Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения
1
Лекция с элементами беседы

14


4.Образцы анализа поэтического текста
1
Анализ примеров сочинений, коллективная работа

15 - 16


5-6.Анализ лирического произведения
2
Промежуточный контроль, индивидуальная работа


17


Эпическое произведение(1ч)
1.Типология сочинений на основе эпического произведения

1

Лекция с элементами беседы

18


Литературный герой (6 ч)
1.Характеристика литературного героя
1
Повторение, составление плана характеристики

19


2.Характер литературного героя
1
Индивидуальная работа, сочинение, промежуточный контроль

20


3.Типы литературных героев
1
Повторение и обобщение


21


4.Герой как тип
1
Промежуточный контроль, сочинение, индивидуальная работа

22


5.Сравниваем героев одного произведения. Сравниваем героев разных произведений
1
Практикум, беседа

23


6.Групповая характеристика
Составляем групповую характеристику
1
Повторение и обобщение Практикум, беседа

24


Анализ эпизода (2 ч)
1.Как анализировать эпизод
1
Коллективная работа, беседа, повторение, составление плана

25


2.Сочинение-анализ эпизода
1
Сочинение, индивидуальная работа, промежуточный контроль

26


Как оценить мастерство писателя, поэта (2 ч)
1.Анализ мастерства писателя в изображении героя
1
Беседа Коллективная работа

27


2.Сочинение - анализ мастерства
1
Индивидуальная работа, практикум

28


Вечные темы в литературе (1 ч)
1.Какие темы в литературе считают вечными.
1
Обзор, повторение

29


Эпические и лирические жанры (6 ч)
1.Жанровая принадлежность текста
1
Повторение, обобщение, коллективная работа

30


2.Сочинение-анализ жанровых особенностей
1
Практикум, индивидуальная работа

31


3.Эссе как жанр
1
Лекция, сопоставительный анализ, беседа

32


4.Литературно-критическое эссе
1
Лекция, анализ примеров эссе

33-34


5-6.Сочинение в жанре эссе
2
Итоговый контроль




























13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 215