«Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка на тему:
«Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
Подготовил воспитатель ГПД Попова Елена Александровна
2015
Организация досуга
в группе продленного дня
Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Одной из причин такого положения дел является традиционный академизм школьной жизни, строгая упорядоченность и жесткая регламентация деятельности детей в группе, перенос во вторую половину дня дисциплинарных методов организации жизнедеятельности, злоупотребление учебной нагрузкой школьников в ущерб другим видам жизнедеятельности ребенка.
В связи с этим особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.
Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. Отношение педагогов-практиков к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному объективная реальность нашей школы. До сих понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».
Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг выступает одной из основ детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом.
Сущность и признаки досуга.
По мере становления досуговедения нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий «свободное время», «отдых». В этой триаде самым емким слагаемым является «свободное время», понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Досуг следует трактовать как отдых активный, заполненный забава ми и влечениями души, не зря человеком досужим исстари считали человека ловкого, искусного, хорошего мастера своего дела или мастера на все руки. Продолжает эту смысловую традицию и С. А. Шмаков созидатель теоретических основ педагогики досуга, который образно и одновременно точно определяет досуг как «раз влечение» (разные влечения), понимая под влечением сильную склонность к чему-либо.
Досуг учащихся в самом широком смысле это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. В таком смысловом контексте досуг учеников, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием внеурочной воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не кое досуговое дело может быть оценено как воспитательное. Высшим достижением педагогического мастерства являются как те события в жизни учащихся, в которых воспитательные и совпадают с мотивом ребенка «я хочу», т. е. воспитательное дело естественным образом становится и досуговым занятием.
Если «досуг» по определению это активное наполнение "одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:
1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.
2. Избирательность досуговых предпочтений- каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.
3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятий в кружках первоклассники любят играть в различные игры, слушать книги, выходить на прогулки.
4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того на пряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.
Программно - целевой подход организации досуговой деятельности.
Программно-целевой подход к организации деятельности группы продленного дня, предложенный еще в 80-е годы сотрудниками Пермской научной педагогической лаборатории под руководством А. А. Огородникова, и в настоящее время является педагогической конструкцией, позволяющей эффективно реализовывать его воспитательный потенциал. Суть идеи в выделении основных видов воспитательных и развивающих занятий с учащимися, образующих по взаимодополняющему принципу самостоятельную подсистему в условиях школьного ленного дня. Элементы досуговой деятельности являются составной частью каждого занятия в группе, не связанного с организацией самоподготовки.
Коллективная многоликая по содержанию досуговая деятельность учащихся в группе продленного дня накапливается в нескольких ведущих направлениях отдельных видах занятий. Это и настольные, дидактические и ролевые игры, подвижные игры на прогулках, занятия в школьных кружках. Их определение и разработка программного обеспечения плод общих усилий педагога, родителей и детей, осуществляемый с учетом нормативных документов и рекомендаций, особенностей образовательного учреждения, существующей теории и практики воспитания.
Основное требование заключается в том, чтобы избранные направления обеспечивались циклом занятий, исключающем их фрагментарный, эпизодический характер. Принципиальная позиция заключается в целесообразности выделения 5 основных видов воспитывающей и досуговой деятельности, каждый из них соотносится с определенным днем недели из расчета школьной пятидневки. Содержание каждого вида занятий планируется на весь учебный год (35 учебных недель) с гибким резервом (5-7 занятий) по выбору детей, а в перспективе создаётся программа на все годы обучении школьника в школе пер вой ступени. Таким образом, каждый вид общеразвивающего занятия в условиях продленного дня имеет в недельном расписании, подобно урокам, свое точное место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.
Основные методические и педагогические требования к проведению внеучебных занятий в помещении
1.Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
Так как в 1 классе самоподготовки нет, то в день бывает по два занятия.
2. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
3.Создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
После прогулки дети играют в спокойные игры.
4.Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения,
5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
Дети дежурят по столовой, в классе по очереди.
7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
10.Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и фор мы личностному ожиданию каждого участника.
12.Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.
Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям детей. К ним относятся:
1. Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
2. Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:
театрализация;
состязательность; (соревнования, подвижные игры)
экспромт и импровизация;
равноправный духовный контакт всея участников,
3. Яркая, неординарная формообразующая оболочка.
Организация активного содержательного досуга в условиях школьного продленного дня в педагогическом идеале приближается к реализации принципа событийности (трактовка В. М. Ливийского) в жизнедеятельности Детей и взрослых. Характерные проявления событийного подхода:
- событие выступает как значительный факт общественной и личной жизни человека» предполагает выход из состояния повседневности, выполняет функцию положительной эмоциональной подзарядки;
- всех участников должна объединять совместно значимая цель;
- высокая степень мотивации участников события;
- учет интересов и потребностей учащихся;
- высокая степень организации и самоорганизации участников;
- коллектив становится инструментом индивидуального раз вития каждого из его членов: каждый имеет пространство для творческого проявления своей индивидуальности, на ходит дело по душе.
Технологическая карта подготовки и проведения воспитательно - досугового занятия
Рассмотрим основные компоненты воспитательно - досугового занятия:
I. Подготовительный этап. Подготовительная работа к вос питательному занятию и досуговому делу является той неви димой частью « айсберга», которая незаметна стороннему на блюдателю. Известно также, что именно эта предшествующая работа обеспечивает, образно говоря, 9/10 всех педагогических задач и замыслов. Здесь определяется время, место предстоя щего события и его форма.
Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо сделать его приближение ожидаемым. Растянутое во времени радостное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует немало уже проверенных на практике средств и творческих «секретов». Это, прежде всего:
1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего события, задача которой воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Пред ставьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть.
Реклама может быть театрализованной. Ее носители специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
Рекламными, по сути, станут разнообразные почтовые от правления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведом ления, письма, карты, путеводители и др.
Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание сведения о приближающемся событии, которые создают ему популярность.
В канун Нового года, в группе проходил конкурс стихов о Зиме, о Новом годе, и в классе весела Афиша о предстоящим мероприятии.
2. Приглашение акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
билеты-игрушки;
билеты-шапочки;
билеты-закладки;
билеты-программы и т. д.
Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-изготовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной устной форме, обращенное от воспитателя к учащимся (или наоборот) также может быть очень заманчивым, интригующие желанным.
3. Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события, Например: «До Нового года осталось 5 дней».
4. Репетиционные приготовления, которые проводится в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
5. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполнят свое предназначение.
Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологического настроя на этапе подготовительной работы творческого воспитательного занятия не является исчерпывающей, как и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скрытых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, которые позволяют повысить педагогический потенциал проводи мой в группе работы.
II. Психологический настрой. С него непосредственно на чинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожи дания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:
1. Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены. Например: в преддверии Нового года был украшен класс.
2. Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство, достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами» свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
3. Музыкальный фон, создающий соответствующий на строй. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем от дельных структурных частей сценарного замысла и др.
К каждому мероприятию подбираю музыку. Например: ко Дню Матери – слушали песни про мам и бабушек.
4. Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
5. Необычная сценическим завязка действия, интригующая новизной впечатления.
6. Специально подготовленное вступительное слово ве своеобразный пролог к основному действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к про исходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.
Чтобы заинтересовать детей в Новый год, я сначала рассказала, где и как встречают этот праздник. (См. приложение № 6)
Для творческой реализации каждого педагогического замысла всякий раз подбираются свои, индивидуальные средства психологического настроя. К достойному решению этой задачи я отношусь как к маленькому открытию, большой удаче.
III. Достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.
IV. Финально - аккордная часть. Ее назначение стать ко нечной точкой, придающей всему красивое и благородное за вершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и об щей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:
слова персональной признательности и благодарности доем виновникам события, в том числе и закулисным героям»;
сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
самодельные подарки и сувениры.
V. Педагогическое последействие. Организую как краткий итог проведенного занятия, и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой ближайшей перспективы».
Данная технологическая карта подготовки и проведение воспитательного занятия, и поясняющий ее комментарий являются ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому я стремлюсь. Не вызывает сомнений, что без помощи детского коллектива, без ежедневной творческой самоотдачи так работать весьма непросто, но есть смысл опираться на предложенную технологическую цепочку действий при подготовке праздников.
Те воспитатели, педагогическая модель деятельности которых соотносится с готовностью реализации идеи равноправного контакта детей и взрослых, демократического стиля общения, могут взять на вооружение технологию коллективного Творческого воспитания. Ее структурной единицей выступают коллективные творческие дела (КТД). Алгоритм подготовки КТД достаточно полно описан в интерн.
Игра как средство организации досуга детей
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.
Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идёт, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений - мозжечком, созревают механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений – ходьба, бега. У семилетнего ребёнка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счёт количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией.
У каждой игры есть определённые правила, которые должен соблюдать её участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей ГПД, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.
Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Выбор игры зависит от рода занятий детей до, и после окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре с учётом закономерностей возрастного развития детей.
Так как возраст моих детей 6 – 7 лет я учитывала возрастные особенности учащихся.
В связи, что в ГПД 1 классов нет домашнего задания, приходится четко планировать все направления работы, а именно досуг детей. И мы играем всегда и везде.
Учитывая режим дня ГПД, дети много времени проводим на свежем воздухе, где активно играем в подвижные игры. Любимые игры: Море волнуется, День и ночь, выше ноги от земли, игры с мячом.
Подвижные игры имеют ярко выраженный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
Для того чтобы обучить детей играм, привить любовь к ним, прочно ввести их в детский быт, в группах продлённого дня создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Игру следует, однако, не ограничивать этими рамками, а органично сочетать с другими видами деятельности.
При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
1. Возраст играющих;
2. Помещение, для проведения игры;
3. Игры на воздухе;
4. Число участников;
5. Инвентарь для игр.
Занятия по интересам. Организация кружковой работы.
Нельзя предавать забвению такое важное требование воспитательной работы, как учёт индивидуальных особенностей и здоровья детей. Чтоб жизнь ребёнка в группе продлённого дня не стала однообразной и утомительной дети должны находиться не в составе постоянных групп, а иметь возможность избирать занятия согласно своим склонностями и интересами.
С целью реализации этой важной задачи на базе группы продлённого дня ежедневно проводится занятия
«Азбука шитья», «Вязание».
Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.
Эмоциональная сфера – сложный феномен психической жизни человека. Чёткого и однозначного определения эмоциональной сферы в науке пока не существует. Однако большинство психологов и педагогов едино во мнении, что основу её составляют собственно эмоции, чувства, настроение, потребности, мотивы. Формирование и воспитание высших чувств не может состояться при ущербности, дефицитности собственно эмоций.
Применение на занятиях кружка игровых сенсомоторных тренингов оказывает благотворное влияние на развитие эмоционально – волевой сферы детей.
Физкультурно-оздоровительная работа.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме школы с группами продлённого дня складывается из таких видов, как гимнастика, физкультурные минутки, спортивный час, игры и развлечения на прогулках, спортивные секции.
Спортивный час введён в режим школы с группой продленного дня, с целью отдыха учащихся после уроков и «зарядки» для последующей деятельности. Известно, что наиболее эффективен отдых активный, насыщенный физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.
Специфические задачи спортивного часа – это разрядка умственного напряжения, противодействие развитию чрезмерного утопления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление и здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовки. По результатам многих исследований полуторачасовой активный отдых, заключающийся в играх малой и средней подвижности, так же как и отдых, продолжительностью в один час, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащение детей занятиями подвижными играми, знанием эстафет и формирования у детей умения организованно играть в коллективе сверстников.
Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников.
К доступным можно отнести следующие виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на пятках и носках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;
бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели;
лазанье, перелезанье, подлезание, пролезание через обручи, заборчики;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, скамейке, без предметов и с предметами;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.
Прогулки
Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности школьников. Было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Особенно велики они в познавательном отношении. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственных последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.
Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Возможности такого восприятия очень велики. Зрительная оценка изменений в окружающем мире происходит у детей мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.
Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ученика с товарищами по группе и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Хотя эта информация в большинстве случаев не программируется и не поддаётся учёту во всём своём объёме, значимость её в познавательном отношении огромна.
Великое значение прогулки и в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.
Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия указывает доминирующие цели прогулки, определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя.
Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, маршрутные, темповые, вольные.
Спортивные прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно.
Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения заданий, состязания.
Темповые прогулки позволяют варьировать темп движения. В зависимости от времени, которым располагает воспитатель, они могут прерываться и изменяться по скорости.
Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации.
Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, т.к. на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и тем более воспитательных целей не уменьшается.
Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива.
Вывод
Рациональной организации внеучебного времени, правильному распределению, чередованию и продолжительности по времени – способствует соблюдение режима дня.
Организация внеучебного времени учащихся должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, смотреть телевизор и т.д.
Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организ