Использование интерактивных приемов работы на уроках английского языка для обучения устной речи учащихся начальных классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Использование интерактивных приемов работы на уроках английского языка для обучения устной речи учащихся начальных классов»
Выполнил:
Учитель английского языка
Ничай Е.А.
Санкт-Петербург
2016
Использование интерактивных приемов работы на уроках английского языка для обучения устной речи учащихся начальных классов
Рассмотрение психологических особенностей возраста младших школьников. которые проявляются от 6-7 до 10-11 лет, позволят нам обосновать эффективность использования интерактивных приемов обучения на этапе активизации учебной деятельности учащихся.
Начало периода соотносится с кризисом 7 лет, когда ребенок впервые приходит в школу, для него происходит замена ведущего вида деятельности с игрового на учебную. Поэтому важно, чтобы учитель применял в своей работе на уроках сюжетно-ролевые игры. Сложность состоит в том, что у ребенка существует мотив деятельности, но он не связан с учебой.
Основным видом внимания младших школьников является непроизвольное, которое можно соотнести с вопросом «Что такое?», то есть основой служит ориентировочный рефлекс. Ребенок ещё не может в полной мере владеть вниманием, так как постоянно отвлекается на всё новое и необычное, учителю необходимо постоянно способствовать его концентрированию, однако даже если это и удается, то ребенок упускает из вида самые главные и основные вещи. Учителю могут помочь конкретные предметы, которые будут способствовать формированию произвольного внимания. Например, при выполнении фонетических упражнений необходимо использовать картонные фишки. Это ещё раз подтверждает утверждение И. А. Зимней о том, что нужно использовать опоры для обучения говорению. Произвольное внимание младшего школьника неустойчиво, так как он не имеет внутренние средства саморегуляции. Ребенок может удерживать внимание в течение 15-20 минут. Причем в первом и втором классах необходимо обязательно отводить вторую часть урока для выполнения конкретных практических задач. Н. Ф. Добрынин определил, что максимальный результат достигается только в том случае, когда работа младших школьников требует и умственной, и двигательной активности, вовлекая в себя эмоциональную составляющую и интересы.
Восприятие младших школьников отличается тем, что дети упускают главное, концентрируюсь на чем-то ярком, особенном, выделяющимся. Поэтому важно, чтобы учитель использовал яркие наглядные материалы и такие формы работы, которые позволили бы «зацепить» обучающихся.
Память также характеризуется непроизвольностью, ученик запоминает только то, что затрагивает его, вызывает сильные эмоциональные впечатления, необычно. Младшему школьнику легче запомнить то, с чем непосредственно связаны его интересы, то что требует активных действий. Это отчетливо перекликается с тем, что утверждала И. А. Зимняя, говоря о трех основных уровнях речевого высказывания, а именно о мотивационно – побуждающем уровне. Однако ребенок, может различать, что нужно запомнить буквально, а где возможно перефразирование.
Психологи выделяют две основных стадии мышления младших школьников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно – действенном и наглядно – образном плане. Умозаключения основываются на наглядные предпосылки, а не стоятся на основе логических аргументов, поэтому так важно, чтобы школьник наглядно фиксировал свойства предметов и прочее. Этого можно достичь благодаря интерактивным приемам.
Воображение также проходит 2 стадии развития. В первом и втором классах основным является репродуктивное или воссоздающее воображение, тогда как в третьем и четвертых классах происходит построение новых образов на основе переработки старого или данного учителем образного материала. Опять же подтверждается необходимость использования наглядности во всех ее видах.
Преподаватели тоже всё чаще стали убеждаться в своей практической деятельность в истинности следующего негласного правила: «величина усваиваемой информации прямо пропорциональна степени участия обучающихся в образовательном процессе».
Панфилова А.П. называет интерактивными (от англ. interaction – взаимодействие) такие обучающие и развивающие личность интенсивные технологии, которые построены на целенаправленной для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе.
Н. Н. Суворова сформулировала определение понятия интерактивности , исходя их этимологии данного слова. Она полагает, что «интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика». В социологии и социальной психологии интеракционизм выделен как отдельное научное направление. Его развитием занимались Г. Блум, Т. Шибутани, Дж. Мид и др.
По мнению Алексича Т.М. интерактивное обучение способствует не только формированию ценностей, навыков и умений, но и созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером ученического коллектива.
В настоящий момент в современной педагогической науке формируется и уточняется понятие « интерактивное обучение» как:
– обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта;
– обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
– обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог.
Интерактивные технологии можно разделить на 2 основные группы: неимитационное и имитационные. К первым относятся, проблемная лекция, практическое занятие, дискуссия, олимпиада, конференция. Второй вид представляет больший интерес. В него входит «Мозговой штурм», семантическая карта, решение проблемных задач, различные игровые технологии, проектная методика, использование общественных ресурсов, даже рефлексия, обратная связь.
Малкина Н. А. утверждает, что основная цель игровых ситуаций – создание коммуникативных потребностей в использовании предлагаемых учителем речевых средств – слов и выражением. По сути это речевые упражнения, задача которых состоит в употреблении конкретных слов и речевых образцов. А игровая мотивация только стимулирует коммуникативную потребность.
Например: сегодня персонаж, который всегда путешествует с ребятами в ходе изучения иностранного языка, простыл и разговаривает только жестами. Задача детей понять, что он говорит и затем пересказать, описать. При этом важно помнить, что это один и тот же персонаж, но в разных ситуациях он – разный. Если он простыл, то хрипит, если испугался, то заикается, а если хочет спать, то зевает и т.д.
Одной из интересных форм технологии интерактивного обучения является драматизация. В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский называет основным детское театральное творчество. Получается драматизация близка ребенку исходя из следующих причин: драма основана на действии, которое совершает сам ребенок, с помощью драмы ребенок связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Драматизация в школе – это все воспроизведения в лицах – начиная от драматических игр заканчивая подлинным художественным сценическим действем с одной стороны, и импровизацией до разыгрывания готовой пьесы – с другой.
Наибольший интерес вызывает разработка и применение ролевых игр на уроке иностранного языка для создания реальной ситуации общения. К ним относятся задания, когда учащимся нужно прочитать что-то по ролям, инсценировать диалог, такие приемы можно с легкостью встретить и в учебниках иностранного языка. Д. Б. Эльконин утверждал, чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно – предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Л.С. Выготский также говорил, что в ролевой игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий и что «в игре ежеминутно происходит отказ от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Это доказывается тот факт, что ученик в ролевой игре будет чувствовать себя свободно и раскрепощено, для детей младшего школьного возраста ещё близка эта деятельность, поэтому они с радостью и легкостью будут включаться в неё. Существует несколько видов ролевой игры:
1) Контролируемая ролевая игра предполагает получение участниками необходимых реплик. Этот вид достаточно прост и может быть построен на основе диалога или текста. Учащиеся отрабатывают базовый диалог, разбирают его с учителем, а затем трансформируют его, предлагая свой вариант. Однако учителю необходимо заранее позаботиться об опорах. Есть и другой вид проведения контролируемой ролевой игры. Так, например, дети знакомятся с текстом, затем один из учеников играет роль главного персонажа, а остальным предлагается задать ему пару вопросов в формате интервью. Ученики могут выходить за рамки содержания текста.
2) Умеренно контролируемая ролевая игра предполагает получение участниками общего описания сюжета и своих ролей. Главным условием является то, что особенности поведения героя должны быть известны только исполнителю. Задача остальных догадаться, к чему ведет тот или иной герой.
3) Свободная ролевая игра является наиболее сложной из всех видов. Участники заранее договариваются с учителем о том, какую лексику им можно использовать и как будет развиваться действие.
Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается пока ещё ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощь следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучении иностранного языка.
Как уже отмечалось выше, И. А. Зимняя была сторонником использования наглядности при обучении иностранному языку. Для этого необходимо создать некие речевые образцы. Составление опор учителем для учащихся может значительно облегчить формирование и развитие умений и навыков использования лексического материала во всех видах речевой деятельности. Так как в состав речевого умения входит лексический навык, то обучение ему не может проходить оторвано от языковой практики.
При обучении рецептивным и продуктивным видам деятельности могут быть использованы следующие типы опор:
- семантические карты (semantic maps);
- компонентный семантический анализ (semantic feature analysis);
- семантические решетки (grids);
- иерархические диаграммы (hierarchical arrays);
- градиентные построения слов (clines or linear arrays);
- семантические блоки (clusters);
- иллюстративно – лексические таблицы;
- иллюстративно – графические упражнения.
Ещё одним интерактивным приемом является использование сказки. Н. А. Малкина отмечает: «Звучащий текст сказки рассматривается как постоянное взаимодействие элементов языковой, паралингвистической и кинестетической систем, в котором авербальным компонентам принадлежит важнейшая роль». Учитель может в процессе рассказа сказки попросить учеников выполнять следующие действия:
- выбрать картинку (например, в сказке «Three little ducks» ученикам предлагается выбрать одну из картинок: на первой нарисована 6 котят, на второй 3 котенка. на третьей 3 утенка, на четвертой 3 поросенка);
- в виде фонации после соответствующих слов (например, после того как ученики услышат слово «собака» - «dog», они все должны сказать «bark-bark»);
- посредством движений (в устном рассказе это могут быть движения, которые ученики будут повторять за учителем);
Все это может послужить основой для дальнейшего воспроизведения текста учащимися, как того требует ФГОС. Такое наглядно - действенное кодирование способствует более глубокому осознанию содержания текста и его главной мысли.
Основу для пересказа могут создавать и сами младшие школьники, создавая своеобразные пирамиды (Story Pyramid). Учитель задает наводящие вопросы, чтобы учащиеся смогли заполнить пирамиды. Например, учитель задает следующие вопросы:
Line 1. Name of the main character.Line 2.Write down two words describing the main character.Line 3. Write down three words describing the setting.
Line 4. Write down four words describing the problem.
Line 5. Write down five words describing one main event.
Line 6. Write down six words describing the second main event.
Line 7. Write down seven words describing the third main event.
Line 8. Write down eight words describing the solution of the problem.
Конечно, в первый раз учитель совместно с учениками заполняет данную пирамиду, затем предлагается составить пересказ по полученной опоре. Данное задание будет сложным для учеников начальных классов, но можно обучать детей к данному виду упражнения со второго класса, постепенно увеличивая объем вопросов.
Таким образом, интерактивные приемы обучения могут соответствовать индивидуально – ориентированному обучению. Основу составляет теория планомерного – поэтапного формирования умственных действий, которую предложил П. Я. Гальперин. Учитель выбирает ряд сказочных персонажей. Каждый обозначает какой-либо уровень сложности. Их значение объясняется учащимся заранее. Задания выполняются поэтапно от простого к сложному. Так, например, первой ступеньки (задание от Дюймовочки) соответствует выполнение задания по образцу. Ученику нужно прочитать, переписать и выполнить упражнение по образцу. Задание от Красной Шапочки предполагает его выполнение без образца, то есть нужно воспроизвести и написать, задание от Василисы Прекрасной состоит в том, чтобы придумать предложения, рассказ с данными предложениями (словами), пересказ текста своими словами и т.д. Согласно программе обучения проставляются те или иные задания от каждого отдельного персонажа. Благодаря этому решается одна из основных задач, стоящая перед обучением – научить работать самостоятельно. Для младших школьников эти задания, точнее сам формат тоже будет своеобразной игрой, которая будет мотивировать из работать больше и стремиться получать задания от новых персонажей. Игровая методика выполняет функций, которые позволяют оценить её эффективность. Например, обучающая функция позволяет развить память, улучшить концентрацию, восприятие материала, развить общие учебные умения и навыки, которые способствуют успешному овладению иностранного языка. Перед учениками становятся ряд вопросов, которые мотивируют их к обучению. Воспитательная функция дает возможность развить у ребенка гуманное отношение к партнеру по игре. Учащиеся осваивают фразы речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, воспитывая вежливость. Коммуникативная функция реализуется в создании атмосферы иноязычного общения между учащимися. Развлекательная функция отражается на мотивированном и вовлеченном процессе участия всех учеников в деятельность, а благодаря релаксационной функции происходит снятие эмоционального напряжение. Развивающая функция способствует гармоничному развитию личностных качеств. Психологическая функция состоит в корректировке различных поведенческих особенностей личности, то есть случит своеобразным тренингом.
Можно сказать, что интерактивные приемы обучения устной речи могут эффективно применяться в начальной школе. Доказательством этого служит прежде всего рассмотрение психологических особенностей младших школьников. Мы выяснили, что происходит кризис 7 лет, который связан с изменением ведущей деятельности, мотивация многих детей к обучению может снизиться из-за монотонной деятельности на уроках. Данную ситуацию могут спасти интерактивные приемы обучения, а именно применение различных игровых методик, рассмотренных вышВывод
Объектом обучения на иностранном языке должна послужить предметно – смысловая и логическая организация выражения собственной мысли. Продукт говорения – высказывание, текст – сложно организованная структура, представляющая выражение мыслей, необходимые для отражения действительности. Рассмотрение предметного содержания говорения, его уровней позволяет учителю грамотно подойти к организации процесса обучения устной речи. Учитель должен обеспечить условия для постепенного перехода от субстанциального до тематического уровня. Мы ещё раз выяснили роль мотивации в процессе обучения говорению, учитывая, что она является одним из механизмов говорения. Наличие мотива определяет успешность овладения иностранным языком, так как в состояние активности приходят общефункциональные механизмы опережающего отражения, осмысления и оперативной памяти. Необходимо стремиться к личностно-ориентированному обучению говорения. Стоит осознавать важность обучения установлению смысловых связей между понятиями. Уровень овладения им определяет успешность подобного процесса на более высоких уровнях, опосредованных смысловых связей. Эксперименты Э. Г. Волчкова показывают, что осмысление способствует эффективному функционированию оперативной памяти и на родном и на иностранном языке. Если учащийся успешно овладел всеми уровнями механизмов говорения, то он сможет установить смысловые взаимосвязи между предложениями, что обеспечит связность высказывания. Говоря о слуховом контроле, выяснено, что простого переноса действия этого механизма с родного на иностранный язык не происходит. Поэтому необходимо обучать также и умению самоконтроля, чтобы учащийся не полагался на контроль со стороны.
Если говорить о формировании навыков, которые позволять развить умения в говорении и аудировании, то целесообразно использовать схему процесса усвоения речевого материала, представленную Е. И. Пассовым. Для овладения устной речи необходимо создать условия для формирования лексических, грамматических, фонетических навыков, а также навыки распознавания грамматических форм речи и многое другое, описанное выше.
Данная работа посвящена обучению устной речи на английском языке с использованием интерактивных приемов обучения. Поэтому в первой главе было рассмотрено само понятие интерактивности, его функции, виды и другое. Нужно отметить, что главным преимуществом интерактивного обучения является то, что его конечная цель состоит в создании таких условий, в которых учащийся сам будет стремиться открывать, приобретать и конструировать знания и реализовывать свой творческий потенциал. Если сравнить интерактивное и традиционное обучение, то окажется, что в случае второго, знания носят – энциклопедический характер, основная цель такого обучения – вложить как можно больший объем информации, что не является достаточно эффективным, так как у учащихся не возникает достаточной мотивационной базы к обучению. Использование интерактивных технологий побуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, обращаются к чувствам каждого, способствуют эффективному усвоению учебного материала, осуществляется обратная связь, что важно для дальнейшей корректировки и усовершенствования работы, формируют у обучающихся мнения и отношения, жизненные навыки и способствуют изменению поведения. Интерактивные приемы обучения могут успешно применяться для обучения устной речи младших школьников. Игра использовалась с давних времен как средство воспитания, нет ни одной педагогической системе, где бы не нашлось место игре. Поэтому так важно пробовать применять ее на уроках иностранного языка. Нужно сказать, что младшие школьники с удовольствием будут участвовать в том, что касается игры, так как это требует от них активности, позволяет сконцентрировать внимание, при этом деятельность не является монотонной и однообразной. Многие интерактивные приемы побуждают ребенка быть активным участником образовательного процесса, облегчая понимание многих абстрактных понятий, предоставляя возможность участия в разговоре в специально созданных условиях, приближенных к реальным. Интерактивные приемы возбуждают эмоциональную сферу младших школьников, удовлетворяя потребности обучаемого. Можно сказать, что интерактивные приемы уже содержат в себе рефлексию, которую учитель должен проводить на уроках иностранного языка. Также интерактивные приемы способствуют созданию благоприятных отношений между учениками и учителем, внутри класса, а также позволяют сформировать желание у детей изучать иностранный язык.