Методические рекомендации по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОПЕРЕКОПСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ГМО Заместитель директора Директор МКУ «ЦИМС
учителей иностранных МКУ «ЦИМС» __________С.С. Войнаровичязыков протокол № ___ ________Д.В. Школенко от «___»_______ 2016г
от «____» ______2016г от «____»________2016г
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Разработано творческой группой
учителей английского языка в составе:
Манухина Г.В., учитель высшей категории
Федорчук Л.И., учитель высшей категории
Красноперекопск, 2016г
Нормативно - правовое обеспечение:
1. Изменение порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный №31205)
(п. 47. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника ЕГЭ включается раздел «Говорение», устные ответы которого записываются на аудионосители).2. Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена по иностранным языкам (устная часть).
Говорение – это продуктивный вид деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. В основе говорения лежат произносительные, лексические и грамматические навыки. Основное назначение иностранного языка, как предметной области школьного обучения - это овладение учащимися умения общаться на иностранном языке.
Данные рекомендации адресованы учителям для подготовки обучающихся 10-11 классов к олимпиадам, зачетам и устной части ЕГЭ
Подготовка к устной части ЕГЭ:
1)знакомство учащихся с требованиями к выполнению задания;
2) разбор задания;
3) разбор стратегий выполнения задания, отработка микроумений;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
Задание 1
Чтение вслух небольшого фрагмента информационного или научно - популярного стилистически нейтрального текста
1,5 минуты на ознакомление с текстом
1,5 минуты на чтение
От учащегося требуется выразительное чтение и правильное произношение слов.
Цель задания 1-проверить умения:
понимать содержание читаемого и правильно оформить фонетическую сторону устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи).
Критерии оценивания задания 1 – чтение текста вслух
Задание 1 (чтение текста вслух) – максимум 1 балл
1 0
Фонетическая сторона речи Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовые ударения и интонационные контуры произношение слов без нарушения нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки искажающие смысл. Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл.
Требования к выполнению задания 1:
Правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова;
Правильно произносить все звуки, особенно те звуки, которых нет в родном языке;
Владеть правилами чтения и исключениями из правил;
Не оглушать конечные звонкие согласные;
Правильно ставить ударение в многосложных словах;
Произносить связующее [r]
Принципы чтения:
Чтение вслух воспринимается как непрерывный поток. Пробелы между словами должны оставаться только на бумаге.
В предложении слова группируются в смысловые группы, состоящие из ударных и безударных слов.
Ударные слова произносятся через одинаковый промежуток времени.
Краткие паузы ставятся между смысловыми группами, а не внутри них.
Стандартная интонация в повествовательном предложении понижается постепенно с каждым ударным словом.
При подготовке учащихся к заданию 2:
Объяснить учащимся, что такое смысловые синтагмы и научить размечать текст и как реализовать смысловые синтагмы при чтении;
Приучить пользоваться словарями для проверки произношения слов и ударения;
Сравнивать произношение русских и английских звуков на конкретных фразах;
Транскрибировать предложения и размечать интонацию предложений;
Обращать внимание на правила чтения;
Обращать внимание на слова, которые часто путают (country-county, though-thought, since-science)
Не ставить ударение на предлоги, артикли;
Не делать пауз между предлогом и относящимся к нему слову, между артиклем и последующим словом;
Рекомендации
Скорректировать время на уроке и выделить время для работы над фонетикой.
Чтение вслух и анализ ошибок;
Неподготовленное чтение (по возможности запись на компьютер НЧ);
Контроль фонетического чтения в формате ЕГЭ в форме зачета;
Задание 2
Условный диалог-расспрос на основе зрительной опоры ( рекламное объявление)
1,5 минуты на ознакомление с заданием
Необходимо задать 5 прямых вопросов
Проверяется умение задавать правильно построенные грамматически и лексически вопросы
Каждый вопрос оценивается в 1 балл
Критерии оценивания задания 2 – условный диалог-расспрос
Задание 2 (максимум 5 баллов) оценивается отдельно каждый из пяти задаваемых вопросов.
1 0
Вопросы 1-5 Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; интонация соответствует типу задаваемого вопроса; возможные фонетические, лексические погрешности не затрудняют восприятия. Вопрос не задан или заданный вопрос не отвечает поставленной задаче, ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса, ИЛИ интонация не соответствует типу задаваемого вопроса; ИЛИ фонетические ошибки препятствуют коммуникации.
При подготовке учащихся к заданию 2 следует:
Объяснить необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы;
Повторить, как строятся разные типы вопросов.
Объяснить, в каких случаях нужно поставить общий вопрос, в каких специальный.
Показать, как можно формулировать вступительную фразу, например: «Hello. I’m going to visit your restaurant but I have a few questions to ask».
Полезные советы:
Обратите внимание, что требуется задать прямые вопросы;
Помните, что одну и ту же мысль можно выразить различными языковыми средствами, например: What’s the price of the tour? How much does the tour cost?
Используйте краткие, четкие формулировки.
Учите задавать вопросы различных типов;
Выберите одно – два предложения из текста, с которым вы собираетесь работать на уроке;
Старайтесь не отходить от контекста урока.
Рекомендации
Активизация времен английского глагола в действительном и страдательном залоге.
Тренировка образования вопросительных структур;
Предвидеть возможные речевые ситуации и цель вопроса в каждой ситуации;
Фронтальная работа: задать вопросы к картинке;
Индивидуальная работа: задать пять вопросов к картинке за 1 минуту.
Речевые ситуации
In a shop/café
At the airport/bus station
In a sports club/swimming pool/gym
In a library/reading hall
At school/language courses
At the hotel/youth hostel
In the street of a big city
On transport
In the travel agency
Задание 3
Построить законченное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов
Время на подготовку-1,5 минуты
Время ответа не более 2 минут(12-15 предложений)
Максимальное количество баллов-7
Цель задания: проверяет способность учащегося создать логичное, связное законченное высказывание определенного объема на предложенную тему с опорой на план и зрительную опору.
Решение коммуникативной задачи (К5)
Решение коммуникативной задачи (К5)
Языковое оформление высказывания (К7)
Баллы
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании.
Задание выполнено: цель общения достиг-нута; но тема рас-крыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью).
Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один аспект не раскрыт, ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно, ИЛИ два аспекта раскрыты не в пол-ном объёме, третий аспект дан полно и точно) .
Задание не выполнено: цель общения не достигнута: два аспекта содержания не раскрыты*
Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно.
Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.
Высказывание не-логично, вступи-тельная и заклю-чительная фразы отсутствуют; средства логиче-ской связи практически не используются
Использованный сло-варный запас, грамма-тические структуры, фонетическое оформ-ление высказывания соответствуют постав-ленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматиче-ских ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)
Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют постав-ленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок).
Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок
3
2
1
0
При подготовке учащихся к заданию 3 следует:
- Объяснить необходимость говорить в течение всего времени, что отводится для ответа;
- логично выстраивать свой ответ, используя фразы соответствующие теме;
- использовать вступительные и заключительные фразы;
- правильно использовать средства логической связи;
Полезные советы:
Обратите внимание, что необходимо употреблять клише и разнообразные вводные структуры;
пользоваться этикетными фразами страны изучаемого языка;
Обязательно пояснить, где и когда была сделана фотография;
Почему вы храните ее в альбоме и зачем решили показать другу.
Рекомендации:
Совершенствовать умение составлять разные виды монологов, включая высказывания (в связи с увиденным/прочитанным), сообщения.Развивать умения: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Тематика устных высказываний
- Повседневная жизнь и быт, распределение домашних
обязанностей в семье. Покупки
- Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы города и села
- Общение в семье и школе, семейные традиции,
межличностные отношения с друзьями и знакомыми
- Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.
Здоровый образ жизни
- Роль молодёжи в современном обществе, ее интересы и
увлечения
- Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций,
клубов по интересам. Переписка
- Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их
географическое положение, климат, население, города и
села, достопримечательности.
Следует нацеливать учащихся на полное выполнение задач, учить говорить ясно, четко не отходить от темы, следуя предложенному плану ответа, чтобы набрать наибольшее количество баллов.
“If the purpose for learning is to score well on a test, we’ve lost sight of the real reason for learning.”
Jeannie Fulbright