Разнообразные подходы при обучении чтению детей на английском языке
Учитель английского языка
МАОУ СОШ №2
Тихонова Юлия Александровна
«Разнообразные подходы при обучении чтению детей на английском языке»
2017год
Содержание.
Введение.
1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению. Задачи обучения чтению.
2. Виды упражнений для обучения чтению.
а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.
б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.
в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.
г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.
д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.
3. Упражнения для развития умения читать.
а) Использование предтекстовой подготовки.
б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.
в) Упражнения на содержательный поиск.
г) Упражнения на смысловой выбор.
4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению .а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.
б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.
5. Список использованной литературы.
l. Bведение.
С первых уроков сентября учителя первых классов замечают разницу в уровне подготовленности детей к школе. Дети одного и того же класса, одного и того же возраста имеют различные учебные способности. К сожалению, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и становится непреодолимым препятствием.
Сильные, способные к учёбе ученики, быстро понимают новый материал и готовы работать дальше, в то время как слабые не только не разобрались в новом, но и забыли предыдущий материал. Данная проблема далеко не нова. Возникает она и в разных классах, и на разных предметах, и у разных учителей. Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.
Безусловно, учитель, планирующий ход урока, должен предусмотреть организацию учебной деятельности учеников, опираясь на их знания, умения, уровень подготовленности. Каждый учитель, идущий на урок, рассчитывает на хороший результат, успешное овладение учебным материалом, хорошее ориентирование в теме. Значительную трудность для учителя при подготовке представляют школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний и дети с пониженной успеваемостью.
Если снизить темп урока, сложность изучаемого материала, то сильным детям становится скучно, они начинают отвлекаться сами и отвлекать соседей, высмеивать неуспевающих. Если увеличить темп и сложность работы, то дети, имеющие пробелы в знаниях, теряют интерес к уроку, т.к. не могут успевать за классом, перестают понимать изучаемый материал.
Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь чтению. Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.
1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.
Устное и письменное общение реализуется в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное с собеседниками, делает при чтении записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию.
Подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд преимуществ:
1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.
2. Для учащихся, уже умеющих читать на родном языке и на собственном опыте убедившихся, что без этого невозможно обучение, овладение чтением на иностранном языке с первого урока представляется совершенно естественным.
3. Овладение чтением - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.
4. Учащихся, научившихся читать на иностранном языке, гораздо легче научить общению, так как чтение может быть использовано как средство создания содержательной основы для диалога культур.
Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых,
что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Уметь читать - это, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог, или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза, чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.
Какие же задачи стоят при обучении чтению на английском языке? На начальной ступени обучения (1 - 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.
Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале, впоследствии без необходимости использования словаря. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке, является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.
Учащиеся знакомятся с тремя основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания (reading for the main idea), чтение с детальным пониманием (reading for detail), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information).
В основе каждого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть школьники:
1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.; 2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;
3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.
В результате обучения учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Для этого они должны усвоить несколько правил работы с текстом:
1) читать текст на иностранном языке - не значит переводить каждое слово,
2) для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;
3) чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чём будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуре;
4) при чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нём (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;
5) обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.
Итак, на уроке обучения чтению перед учителем ставятся следующие задачи:
1) увеличивать оперативную единицу восприятия текста,
2) учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,
3) учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,
4) развивать скорость чтения (в том числе и про себя),
5) развивать структурную антиципацию,
6) развивать содержательную антиципацию,
7) развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам)
8) обучать мгновенно, соотносить форму воспринимаемого с его значением,
9) развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,
10) развивать умение "игнорировать" неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.
.
2. Виды упражнений для обучения чтению.
Процесс обучения включает в себя работу над техникой чтения (вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.
Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается " умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определёнными значениями, т.е. владение звуко -буквенными соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).
Поэтому, упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д."
Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению. Для этого обратимся к методической литературе, соотнося советы методистов, авторов программ и УМК с собственным опытом.
а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.
Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:
написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;
нахождение пар букв (строчная и заглавная);
вписывание недостающих; пропущенных букв;
списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
конструирование слов из разрозненных букв;
поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);чтение текста с пропущенными буквами / словами и т.д.
Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.
б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.
В коммуникативной технологии все используемые упражнения должны быть по характеру речевыми, точнее, упражнениями в общении. Комплексы упражнений для формирования лексических, грамматических и перцептивных навыков направлены на становление психофизиологических механизмов и предполагают их последовательную отработку. В упражнения для формирования рецептивных лексических навыков входят упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц, упражнения для формирования механизма антиципации лексических единиц, для формирования механизма сличения - узнавания лексических единиц, механизма догадки.
Начиная с первого урока, можно вводить такие карточки. На первом уроке их всего три: " English", "Hi! ", "Hello !". Но учащиеся уже видят, что есть буквы гласные (они выделены красным цветом, т.к. учащиеся привыкли за годы обучения в начальной школе при фонетическом разборе обозначать гласные звуки красным карандашом), есть согласные, которые читаются так, как пишутся (они обозначены чёрным цветом), есть особые сочетания букв, которые нужно запоминать (они написаны зелёным).
Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит для понимания материала на слух, средством привлечения (переключения) непроизвольного внимания, помогает сохранить в памяти зрительный образ слова, что особенно важно для детей с более развитой зрительной памятью.
Размер карточек довольно крупный, чтобы всем было видно (5,5 см x 30 см ). Размер строчных букв 3 см. Цвет используется в каждом слове. Это обусловлено психологическими особенностями детей, данного возраста.
Конечно, правила чтения вводятся позже. Но ученики привыкают к цветному зрительному образу слова, быстрее запоминают его написание. Сильные ученики запоминают и правописание. Слабым ученикам цветовая опора помогает прочитать слово.
Карточки можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала.
Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.
Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме (например, "Животные, которые живут в зоопарке", " Продукты питания", " Спортивные игры" и т.д., найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь.Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, ''l like ....'', ''l hate ....'', ''l'd like to visit .....'', ''l will buy ....'', ''l can play ....'' и т.д.).
Эти упражнения нравятся ученикам, т.к. они интересны, познавательны, увлекательны, их могут выполнять и сильные, и слабые ученики, а выбрать задание по силам ученика учителю не составит труда.
в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.
Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм. Это упражнение преследует следующие цели:
увеличивает оперативную единицу восприятия текста;
развивает структурную антиципацию;
способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);
настаивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).
Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.
Синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.
"Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом". Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:
1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);
2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);
3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;
4) учащиеся читают индивидуально (2 - 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;
5) два - три ученика читают весь блок синтагм индивидуально ( они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);
6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;
7) три - четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.
Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).
Перед учениками при выполнении этого упражнения ставятся следующие задачи:
сосредоточить внимание на голосе диктора (учителя), для чего не обращать на соседей внимание;
пробегать взглядом всю синтагму (фразу), не делая пауз между словами;
слушая диктора, постараться заметить, где сделана ошибка в собственном произношении;
следить за изменением содержания каждой последующей фразы, в зависимости от вновь введённого в неё слова (компонента);
стремиться, не прочитывать синтагмы или фразы пословно, а пытаться охватывать их одним взглядом, пробегать их глазами как можно скорее;
не отчаиваться, если не успеваешь произносить за диктором, а постараться работать быстрее;
обязательно произносить синтагмы, а не слушать, как это делают другие (не бояться сделать ошибку).
г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.
Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.
Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.
Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. При чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т.е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).
Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.
д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.
Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись - звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [b], [p], [m], [n], [s], [t], [d], [v], [f] и т.д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.
Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования. Особую важную роль играет этап формирования, который состоит из определённых стадий:
l этап. Формирование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.
1.Восприятие. Учащиеся имеют зрительную опору при восприятии на слух звуков в высказываниях; в поле зрения учащихся находятся три строчки: графический образ слова, транскрипция этого слова и транслитерация. На подсознательном уровне начинают устанавливаться связи между звуковым и зрительным образами слова (транскрипционным и графическим); учащиеся воспринимают и запоминают зрительный образ отдельного транскрипционного знака соответствующего звука, воспринимаемого на слух.
Группе "слабых" учеников нужно рекомендовать контролировать своё чтение по транслитерации, особенно при подготовке домашнего задания. Для них это будет являться значительной помощью.
2. Имитация. Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.
3. Дифференциация. Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.
Здесь также возможно использовать карточки с написанными транскрипционными значками, причём к английским знакам можно добавлять и русские.
4. Изолированная репродукция. Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.
На этой стадии, для сильных учеников, возможно использовать задания на чтение слов по транскрипции без графического образа слов, такие записи могут быть вынесены на доску или выписаны на полоски бумаги крупным шрифтом (flash cards). Для средних и слабых учеников проще совместить пары записей: графический образ и транскрипцию, записанных в разном порядке.
5. Комбинирование. Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.
На этой стадии образец чтения могут давать и сильные учащиеся. Им будет интересно попробовать свои силы и знания при чтении незнакомых, неизученных слов. Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно - морфемных соответствий. Задача для слабого ученика повторить чтение без ошибок.
Совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.
На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства. (2, с. 28 - 29 )3. Упражнения для развития умения читать.
Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Последовательность этих упражнений строится с учётом уровней понимания текста. В качестве установок обязательны речемыслительные задачи.
Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения.
а) Использование предтекстовой подготовки.
Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста.
Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного.
Читая текст, дети должны быть внимательны, отыскивая правильность или ошибочность своего предположения.
Для сильных учеников интерес будут представлять не только сведения о разных животных, которые живут на фермах, в зоопарках и в домах, но и сведения о парке сафари, который находится в Великобритании. Слабым ученикам, достаточно прочитав, понять, правильно ли он угадал.
Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.
б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.
Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке, и работа над чтением обязательно завершается решением какой - либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.
Здесь уместно рассмотреть упражнения на содержательную идентификацию. Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т.е. установить их сходство или различие в содержательном плане. Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.
При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений:
а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;
б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;
в) выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;
г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;
д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.
Для успешного выполнения таких упражнений учащийся должен:
а) прочесть данное предложение как можно быстрее;
б) запомнить его содержание и его зрительный образ;
в) держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа (или его части);
г) найти аналогичную ( или близкую по содержанию, по форме ) фразу."Постоянное обращение к прочитанному, трёх- или четырёхкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать. В качестве примера можно взять текст о Ричарде и его школе:
«I go to school. It's not far from my house. I'm in the fifth form. School starts at 9.00. I don't go to school on Saturdays or Sundays. We don't cross the street near our school alone. The lollipop woman helps children to cross the street. Tuesday is not a good day at school. We have Maths and French. They are not my favourite subjects. I take a packed lunch. My friend doesn't take his packed lunch. He goes to our school dining room but I don't go there».
Прочитав (прослушав) текст, ученикам предлагается задание:
'' There is some information about Richard and his school. Is it right or wrong?" ("Здесь некоторая информация о Ричарде и его школе. Она правильная или нет?.") Это задание на сравнение предложений схожих по содержанию. 1. Richard doesn't live far from school.
2. Children cross the street by themselves.
3. All days at school are good for Richard.
4. Richard doesn't love Maths and French.
5. A lot of Richard's friends don't eat at the school dining room.
6. We go to school on Saturdays and Sundays.
7. Richard doesn't take his packed lunch.
Чтобы выполнить задание правильно, учащимся приходится возвращаться к тексту, перечитывать его. В данном случае это оправдано, т.к. дети не получают информацию в готовом виде, им нужно быть внимательными, соотнося утвердительные и отрицательные предложения. А это развивает скорость чтения, смысловую догадку, содержательную антиципацию.
Возможны и другие варианты упражнения на содержательную идентификацию.
Например, ''Read about the strange town. Put in there is / there are.'' ( ''Прочитай о странном городе. Вставь выражения there is / there are '' )'' In a country ______ a very strange town. It is very small. But in that town _________ eight stadiums, ten toy shops. ______ a large supermarket and seven pet shops. ________ six swimming pools and a computer centre. _________ twelve discotheques and twenty cinemas. But in that town ________ ( not ) schools, ________ ( not ) a church and ________ ( not ) theatres and museums.''
в) Упражнения на содержательный поиск.
Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск.
Варианты его могут быть различны:
а) Найти предложения, подтверждающие .....
б) Найти то, что характеризует ......
в) Найти причины того, что .......
г) Найти те проблемы, которые волнуют .....
Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, называют содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.
Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.
г ) Упражнения на смысловой выбор.
К смысловому выбору относятся такие упражнения:
а) выбери подходящее заглавие из данных;
б) выбери по смыслу ответ из предложенных;
в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.
Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения.
Е.И.Пассов советует, чтобы учитель " не удовлетворялся правильным выбором, ибо он может быть случайным. Тогда следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем - либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа, поиск его в тексте." (3,с. 117 )Характерной чертой этих упражнений является то, что они не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь будет скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений. Но учитель по факту выполнения упражнения, по характеру (процессу) и уровню выполнения может судить об успешности овладения чтением.
Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах. В 5 - м классе ученики не обладают таким уровнем, чтобы легко справиться с такими заданиями.
4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению.
а) Организация уроков 1-го и 2-го циклов.
Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки.
Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике. Она выполняет ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия. Поэтому, если речевая зарядка применяется, то она является организационным приёмом. Например, аудитивной речевой зарядкой может служить и иноязычная формулировка цели урока.
Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки. Речевая зарядка может служить упражнением в аудировании (если учитель сообщает какую - либо информацию), упражнением в развитии диалогической речи (если учитель задаёт вопросы, а ученики на них отвечают), повторением домашнего задания (если предметом разговора является текст из домашнего чтения или тема, изученная на предыдущем уроке и заданная на повторение на дом)
В пятом классе некоторые ученики имеют собственную базу знаний, опыт чтения и говорения на иностранном языке, в каждом классе есть сильные ученики, желающие помогать учителю. Почему бы не передать в их руки проведение речевых зарядок?
Желающих много, а умений в этом возрасте недостаточно. Почему бы не протянуть руку помощи детям и не дать им опору: речевую зарядку, записанную на листах бумаги? К тому же, при отработке грамматических явлений, это большая помощь учителю, ведь дети, отвечая на вопросы, заодно отрабатывают и грамотные ответы.
Кроме того, на уроках математики и русского языка, истории и географии, литературы и физики учащиеся работают с учебником и доской. Конечно, отличительной чертой будут географические и исторические карты, опыты, опорные таблицы и иллюстрации. Но основой содержания обучения всё же является учебник и записи на доске. Почему бы не разнообразить оборудование урока красиво оформленными разноцветными табличками?
Так на одном из первых уроков на доске появляются листы бумаги с напечатанными предложениями:
'' What is your name?
Where are you from?
What languages do you speak?''
Учитель знает имена детей, поэтому отвечать на вопрос учителя ученикам неинтересно. Намного интереснее самому спрашивать. Сильный ученик легко справится с вопросами. А у учителя появляется возможность помочь слабому.
Дальше, поверив в свои силы, эти предложения может прочитать и слабый. Ведь образец перед глазами на доске, а повторять то, что уже озвучено не так трудно.
Кроме того, подчеркнув подлежащее и сказуемое в вопросе, дается опора слабому ученику. Главные члены предложения изучаются детьми во втором классе. Они умеют определять подлежащее и сказуемое на русском языке. Поэтому им проще разобраться в построении предложения при ответе, видя подчёркнутую структуру.
Всего 3 - 5 минут урока, а сколько проведено работы. Ученики рады помочь учителю, "встав на его место". Они сами ведут урок, выбирая какой вопрос и кому они зададут. Сильные ученики тренируются в чтении длинных структур, построении диалога. Задача для слабого ученика повторить ответ. Тут им не отсидеться, ведь не ответить однокласснику стыдно. Повторяется грамматика, лексика, структура вопроса и ответа.
Усложняются темы уроков, усложняется лексика, удлиняются предложения. Одно остаётся на первых порах неизменным: построение блоков предложений.
Поэтому, на начальном периоде обучения обосновано включение предложений с повторяющимся началом.
Слабые ученики отвечают по-прежнему кратко, сильным хочется выделится полным ответом. И то, и другое допустимо и верно. Задача учителя потренировать детей в чтении и говорении, настроить на иностранный язык. И при кратком, и при полном ответе её следует решать.
Благодатная тема для говорения ''Animals'' . Можно использовать следующие блоки вопросов:
- «Have you got a cat? Have you got a dog? Have you got a cow?»
- «Has your friend got a pig? Has your friend got a duck? Has your friend got a guinea pig? Has your friend got fish?'» « Have you got a pet?» «What is its name? How old is it? What does it say?'»
- «Do cows live in a house? Do lions live in a town?' Do tigers live at the zoo?»
Do llamas live in the zoo? Do parrots live in the zoo? Do iguanas live on the farm? Do vipers live on the farm?''
б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.
С третьего цикла начинается систематизация тех грамматических явлений, которые были изучены до этого, и подготовка учащихся к восприятию основных видовременных форм, которые будут изучаться дальше. Поэтому, при отборе материала предпочтение отдаётся грамматике. Выбираются различные грамматические структуры, дающие возможность для анализирования и сравнения.
Возможно, при организации последующих циклов в этом учебном году будут внесены изменения, дополнения, т.к. нынешние пятиклассники совсем непохожи по уровню развития, способностям, подготовке на учеников прошлогодних. Возможно, появятся новые блоки, некоторые из существующих будут отложены или совсем убраны.
Процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. Такова наша действительность. Но в работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.
В прошлом году я использовала следующие блоки Spotlight 5:
Module 1 «School days», 1а) School! 1b) First day! 1c) Favourite subject
Do you go to school?
Do you live far from your school?
When does your school start?
What is your favourite subject?
What is a good day at school for you?''
Have you got a mother?
Have you got a father?
Have you got a sister?
Have you got a brother?
Where do you go every day?
When do you go to school?
When do you go to shop?
Where do you walk with your friends?
When do you do your homework?''
Повторение лингвострановедческих знаний
What colours has the flag of England?
What is the symbol of England?
What colours has the flag of Northern Ireland?
What is the symbol of Northern Ireland?
What is the old name of Northern Ireland?''
Module 2 «That’s time!» 2а) I am from… 2b) My things 2c) My collection
Where are you from?
How old are you?
Where do you live?
Do you have parents?
What are their names?
What countries do you know?
What nationalities do you know?
Do you have any collections?
What collection do you have?
Повторение лингвострановедческих знаний
What English-speaking countries do you know?
Which continents do you know?
Let’s speak about New Zealand?
Module 3 «My home, my castle». 3a) At home 3 b) Move in 3c) My bedroom
Where do you live?
With whom do you live?
What type of houses do you know?
What type of houses do you prefer to live?
Do you have a flat?
What rooms do you have in your flat?
Are there any furniture in your flat?
What furniture do you know?
Do you have a bedroom?
What kind of furniture do you have?
Can you describe your room?
Module 4 «Family ties» 4а) My family 4b) Who is who? 4c) Famous people. Have you got a mother?
Have you got a father?
Have you got a sister?
Have you got a brother?''
What is your mother's name?
How old is she?
Where was she born?
When is her birthday?
Where do she live?''
What is your father's name?
How old is he?
Where was he born?
When is his birthday?
Where do he live?''
'' When were you born?
When was your mother born?
When was your father born?
When was your sister born?
When was your brother born?
How can you describe yourself?
How can you describe your parents?
How can you describe your brother/sister/friend?
What famous people do you know What can you say about Shakira?
How can you describe Shakira?
Module 5 «World animals» 5a) Amazing creature 5b) At the zoo 5c) My pet
Do you like animals?
What animals do you know?
How can you describe wild animals?
What animals live in India?
Do you like the zoo?
What animals are over there?
How can you describe them?
What pets have you got?
What is the name of your pet?
Can you describe your pet (type of pet, name, age)?
Module 6 «Round the clock» 6а) Wake up 6b) At work 6c) Weekends
What is your daily routine?
What do you do in the morning/afternoon/evening?
What time do you usually get up/go to bed?
What do you know about Lara Croft?
What kind of jobs do you know?
What do you usually/often/sometimes/never do at the weekends?
What do your parents do at the weekend?
Повторение лингвострановедческих знаний
Do you know Big Ben?
Which city is it in?
How old is Big Ben?
Can you describe Big Ben?
Module 7 «In all weathers» 7a) Year after year 7b) Dress right 7c) It’s fun
What date is it today?
What day is it today?
What season is it now?
Is it cold or warm?
Which winter month is February?
Is September the first autumn month?
Is January the first winter month?
Is April the second spring month?
Is July the second spring month ?
Is August the third summer month?
Is October the second autumn month?
Is December the second winter month?
Is March the first spring month?
Is June the first spring month?
Is May the third summer month?
What clothes do you know?
Which clothes are for warm/cold?
What are you wearing now?
Повторение лингвострановедческих знаний
Where is Alaska?
What do you know about weather?
What images come to mind?
Module 8 «Special days» 8a) Celebration 8b) Master chef 8c) It’s my birthday
What do you know about festivals?
How do people celebrate different festivals?
What do you usually eat for breakfast/lunch/dinner?
What names of the foods/drinks sound similar in English and Russian language?
When do you have your birthday?
How do the British and Chinese celebrate birthday?
How do you celebrate your birthday?
Module 9 «Modern living» 9а) Going shopping 9b) I was great! 9c) Don’t miss it!
How often do you go shopping and where?
What do you usually buy?
What did you buy last week?
Where do you most like to go in your free time?
What do you do there?
What did you do last Sunday?
What is your favourite film?
What is it about?
Where and when did you watch it?
Module 10 «Holidays» 10а) Travel and Leisure 10b) Summer fun 10c) Just a note
What is your favourite type of holiday?
Where do you usually go?
Where did you go last summer Where do you want to spend your holiday this year?
Do you like to ride a car?
Do you like to ride a train?
Do you like to ride a bus?
Do you like to ride a bike?
Do you like to ride a trolley?
Do you go to the river in summer?
Do you go on a picnic on sunny days?
Do you go fishing on rainy days?
Do you listen to music at weekends?
Do you enjoy attraction every day?
Did you have toothache/stomachache/ a headache/a temperature/ a sunburn?
How can you resolve this problem?
Повторение лингвострановедческих знаний
What do you know about ScotlandWhere is Scotland
What sightseen sights of Scotland do you know?'
Подводя заключительную черту, можно сказать, что моим ученикам нравится такая форма работы. Они принимают активное участие на этом этапе урока, ждут новых предложений и блоков. Конечно, это очень трудоёмкая работа, она занимает много времени при подготовке урока. Но зато экономит время при организации урока и оформлении доски.
Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д. " Современная методика обучения иностранным языкам." (пособие для учителя), М., "Аркти",2004.
2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский в фокусе -5" (книга для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений), М., "Просвещение", 2012.
3. Пассов Е.И. " Урок иностранного языка в средней школе", М., "Просвещение", 1988.
4. "Английский в фокусе", учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В - 7 изд. - М., "Просвещение", 2012.
5. Пассов Е.И. "Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования (5 - 11 кл.), М., "Просвещение", 2000.
6.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. " Практическая методика обучения иностранному языку "(учебное пособие), М., Издательский центр "Академия", 2001.