Урок на тему Юмористические рассказы, или секреты создания смешного.
Урок по литературе
Класс, система: 6 класс
Тип урока: открытие нового знания
Технология: технология развития критического мышления.
Тема: Юмористические рассказы, или секреты создания смешного.
Предметная цель:
-ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; сформировать представление о приёмах создания комического;
- ученик получит возможность выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная цель (формируемые УУД):
- коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-познавательные:
-формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – составление плана и последовательности действий;
Оборудование и материалы: тексты рассказов А.П. Чехова; презентация
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вызов
1.Ввод в урок
2.Лингвистическая
игра (слайд с текстом)
на слайде слова, относящиеся и не относящиеся к теме урока.
Определение темы
Целеполагание
Задачи
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы начинаем наш урок.
-(открывает листок с текстом) Странный рассказ. В нём нет совсем прилагательных, вместо них точки. Ребята, помогите, мне необходимо 14 прилагательных.
Наступило утро. ..солнце заглянуло в ..окно. А вот и ..звонок .будильника.
мама уже зовёт к завтраку. На столе остывает ..каша, в чашке дымится .кофе. Моя ..собака просится на прогулку. Ну и .утро!
Педагог вставляет в текст, не меняя очерёдности, предложенные детьми прилагательные. Получается смешной текст.
-Ребята, что получилось?
- Почему он получился смешной?
- Приём, который вас так рассмешил так и называется – «преём несоответствия».
Ребята, выберите и выпишите слова, которые на ваш взгляд относятся к нашему сегодняшнему разговору и попробуйте определить тему урока.
Тема: Юмористические рассказы, или секреты создания смешного.
- Итак, какова же цель нашего урока?
Какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь цели? С помощью чего мы будем достигать цели?
Рассказы какого автора нам помогут?
Обучающиеся называют прилагательные, не зная содержания текста.
Получился смешной рассказ, потому что прилагательные не соответствуют тем существительным, рядом с которыми их поставили.
Ребята выбирают слова: смех, юмор, комическое, рассказы юмористические, приёмы создания комического.
Дети формулируют цель: узнать, какие существуют приёмы создания юмористических рассказов.
Чтение и анализ художественных текстов
А.П.Чехова
Осмысление содержания
Педагог предлагает поработать в группах с текстами рассказов А.П. Чехова, заполнить предложенные таблицы. Из малых таблиц, составленных группами, складывается таблица-памятка приёмов создания комического.
Обучающиеся
-выразительно читают текст рассказа;
- анализируют его;
- делают выводы;
-формулируют приёмы;
- заполняют таблицу.
Самооценка
-Ребята, оцените свою работу в группах.
Ребята оценивают свою работу в группе по предложенным критериям.
Рефлексия
Ребята, давайте вернёмся к цели нашего урока. Достигли ли мы её? Что мы для этого делали? Давайте объединим наши усилия, таблицы, составим памятку о приёмах создания смешного, комического в художественном тексте.
Как вы думаете, для чего нам нужна эта памятка?
Ученики рассказывают о результатах работы над текстами, представляют свои выводы.
-Для того, чтобы читать и понимать замысел автора, видеть, как он это делает.
- Самим написать смешной рассказ, используя приёмы создания комического.
Домашнее задание
Сочинить рассказ «Случай из жизни» с юмористическим сюжетом, используя памятку приёмов создания комического.
(Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).
Задания 1.
Прочитайте отрывок из рассказа «Аптекарша» А.П. Чехова от слов « Городишко Б., состоящий из двух-трёх кривых улиц» до слов «ни пушкой, ни ласками».
Определите, что сделало ситуацию смешной. Заполните таблицу.
Приёмы создания комического.
Примеры
Задания 2.
Прочитайте отрывок из рассказа «Злоумышленник» А.П. Чехова от слов « Перед судебным следователем» до слов «паучью суровость. Он бос».
Определите, что сделало ситуацию смешной. Заполните таблицу.
Приёмы создания комического.
Примеры
Задания 3.
Прочитайте отрывок из рассказа «О Бренности» А.П. Чехова от слов « Надворный советник Семён Петрович Подтыкин» до слов «апоплексический удар».
Определите, что сделало ситуацию смешной. Заполните таблицу.
Приёмы создания комического.
Примеры
Задания 4.
Прочитайте отрывок из рассказа «Дочь Альбиона» А.П. Чехова от слов « Охота смертная, да участь горькая! – засмеялся Отцов» до слов «Тфайс! Тьфу!...и не выговоришь!».
Определите, что сделало ситуацию смешной. Заполните таблицу.
Приёмы создания комического.
Примеры
Памятка «Приёмы создания комического»
Смешные фамилии
Диалог героев
Смешение несочетаемых предметов, явлений, признаков
Оригинальные сравнения и метафоры
Повторение одних и тех же слов и выражений
Стилистически сниженная лексика (просторечия)
Противоречие между контекстным и словарным значением слов
Содержательные детали
Гипербола
Лексический повтор
Чередование длинных и коротких предложений
Оцени свою работу в группе.
Критерии
Баллы (2 – 1 – 0)
Выразительное чтение
Предложил приём создания комического
Формулировал приём создания комического
Представлял результаты работы в группе
«5» - 8-7 «4» - 6-5 «3» - 4-3
Рисунок 615