Урок литературы в 6 классе Юмористические рассказы Чехова

МКОУ Коршевская СОШ

Муниципальный конкурс педагогических разработок по литературе
Урок внеклассного чтения по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: "Юмористические рассказы А.П.Чехова"
Учитель русского языка и
литературы Саженина В. Е.

С. Коршево
2015
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: "Юмористические рассказы А. П. Чехова"
Тип урока: интегрированный урок
Оборудование:
Эпиграф к уроку
Портрет А. П.Чехова
Выставка книг писателя
Презентация к уроку
Мультимедийное оборудование
Рисунки учащихся
Цели урока:
Образовательные:
 Повторить и обобщить сведения о Чехове как человеке и писателе; знать содержание и героев рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, ирония
Развивающие:
Понимать позицию автора и его отношение к героям, сатирический пафос произведений;
уметь пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских произведений; характеризовать героев и их поступки; точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос; развивать творческое воображение учащихся;
Воспитывающие:
Воспитывать нравственные качества личности (доброту, сострадание, честность, искренность).
Эпиграф к уроку
Мои рассказы смешные, но не веселые.
А.П.Чехов
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, этот год особенный: он объявлен Годом литературы, так как в 2015 году мы отмечаем юбилеи многих великих писателей и поэтов, в том числе и наших земляков. Своим земляком мы считаем и Антона Павловича Чехова, так как его отец и дед были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Вместе с Алексеем Сергеевичем Сувориным Антон Павлович приезжал к нам в село в 1892 году по голодному делу. В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. (слайд 2)
А сейчас мы поговорим о тех рассказах Антона Павловича, в которых особое место занимает тема юмора и сатиры.  А.П.Чехов – мастер: словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, сочувствовать, задумываться. Эпиграфом к уроку мы не зря взяли слова Чехова: «Мои рассказы смешные, но невеселые…» . Размышляя над его рассказами , мы попытаемся понять, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов.
Мы подведем итог изучения творчества писателя в 6 классе, проверим, насколько хорошо вы запомнили произведения Чехова. На дом было задано прочитать как можно больше рассказов писателя.
Итак, мы начинаем урок внеклассного чтения, а проводить его будем вместе со Светланой Викторовной, библиотекарем из сельского Дома культуры.
II. Слово библиотекаря
-Здравствуйте, ребята. Мне хочется вместе с вами ещё раз прикоснуться к тонкому юмору великого писателя, вспомнить основные моменты его жизни и творчества, а итогом работы будет небольшая викторина.
III. Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, которая всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». (слайд 4)
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд5).
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру.(слайд 6) Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. (слайд7) В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 8) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). (слайд 9)
IV. Рассказ библиотекаря о первых произведениях Чехова и знакомство с различными изданиями книг писателя
Чехов студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических московских журналах: «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайды 10, 11).
Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон" , "Толстый и тонкий" (слайд 12), "Смерть чиновника","Хирургия", чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» (слайд 13) , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.
VI. Беседа по содержанию рассказа "Смерть чиновника"
1. Пересказать, цитируя наиболее яркие моменты повествования. (слайд 14)
2. Проблемный вопрос: "Какая тема сближает рассказ "Смерть чиновника" с рассказом "Толстый и тонкий"?
Дети говорят о чинопочитании, о том, что унижает человека.
3. Как Чехов борется с этими уродливыми явлениями в человеческой жизни?
Конечно же, он их высмеивает.
4. Что подчёркивает фамилия главного героя - Червяков?
Тему ничтожества.
5. Унижал ли чиновника генерал?
Нет, он даже его успокаивал.
6. Почему же Червяков никак не может успокоиться после своего поступка? Чего он боится?
Наверное, самого слова - генерал.
7. Отчего умирает чиновник?
Конечно же, от страха.
VII.Выразительное чтение отрывка из рассказа "Лошадиная фамилия"
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
VIII. Индивидуальные задания
1. Найти в словаре или в Интернете объяснение понятий "юмор" и "сатира". Что сближает, а что различает эти понятия?
2. Исходя из содержания термина "сатира", найти в рассказе "Смерть чиновника" изображение отрицательных сторон жизни в нелепом, карикатурном виде.
3. Кроссворд "А.П.Чехов. "Лошадиная фамилия"
1.2.3.4. Чем лечили зуб больному? 5. Фамилия, которую отгадывали. 6. Генерал. 7. Что говорил генерал о заговорах боли? 8. Одна из фамилий, которую называли домочадцы.
IX. Защита рисунков
Ребята показывают домашнее задание. Им требовалось нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А.П. Чехова. Выступления учащихся по защите своих рисунков.
X. Слово учителя о сотрудничестве Суворина и Чехова
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина (слайды 15, 16, 17,18). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). (слайд19) Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома», «Ванька», «Мальчики». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов».
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 20). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 21). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 22).
XI. Слово библиотекаря Светланы Викторовны
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 23), где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 24), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан.
В 1904 году А.П. Чехов после продолжительной болезни умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайды 25,26,27).
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.
XII. Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 28)
1. В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 29)
2. Какие учебные заведения окончил А.П. Чехов? (слайд 30)
3.   Кем был по профессии Чехов? (слайд 31) (Врачом).
4.   Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (слайд 32) (Антоша Чехонте). 
5. Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 33)
6. С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 34)
7. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 35)
8. С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 36)
9.Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 37)
10.Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 38)
   XIII. Рефлексия.
Подведение итогов викторины. Отмечаются самые активные учащиеся.
Выставление оценок
Домашнее задание
Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе