Конспект урока по литературе на тему: Вн/чт Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил». (6 класс ФГОС)
6 КЛАССТема: Вн/чт (1) Юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: учить определять роль юмористических средств в произведении; развивать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения, монологической речи.
Задачи урока: а) образовательная – выяснить особенности стиля А.П. Чехова на примере рассказа «Пересолил», раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию;
б) развивающая – развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;
в) воспитательная – воспитывать чувство собственного достоинства в детях.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: любовь к Родине.
Метапредметные –
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Коммуникативные: умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»
(А.П. Чехов).
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Обязательные понятия, необходимые для работы на уроке:
- Юмор, комическое, юмористический рассказ.
- Приемы комического:
1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).
2. Несоответствие поступков героев их образам.
3. Неожиданность в сюжете или поступках героев.
- Композиция рассказа:
1. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Заключение.
- Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Знакомство с первой частью рассказа: с начала до слов возницы «…Н-о-о, прокля…тая!».
Чтение учителем первого абзаца.
- Подтвердилось ли ваше предположение о том, что рассказ смешной? Какие выражения, слова этому способствовали?
Чтение учителем первой части до конца.
- Какой настрой создают имена собственные? (Первый прием комического).
- Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры?
- Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?
- Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?
- Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).
- Что смешного в замечании возницы о телеге?
- Как вы думаете, последней репликой возница успокоил землемера?
- Давайте предположим, как сложится предстоящая нашим героям дорога?
2. Знакомство со второй частью рассказа: от слов «Когда телега выехала со станции, были сумерки» до слов «С десятью разбойниками можно справиться».
Чтение ученика.
- Насколько оправдываются ваши прогнозы?
- В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).
- Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?
- Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги?
- Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление?
- Найдите в размышлениях землемера (2 абзац) слова и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»).
- Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?
- Почему землемер решил соврать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического).
- Каково будет продолжение рассказа?
3. Чтение третьей части рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…».
Чтение учеников по ролям: автор, землемер, Клим. (Вспомнить понятия: диалог, реплика, ремарка).
- Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте? (Описание телеги). Почему автор повторяет одни и те же слова? (Понятие художественной детали).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа в группах:
- Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.
- Найдите и зачитайте слова (ремарки автора и реплики Клима), позволяющие представить поведение и внутреннее состояние возницы.
- Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?
- Обратим внимание на то, как автор использует прием несоответствия поступков героев их образам (второй прием комического).
- Что произойдет дальше с героями?
4. Чтение четвертой части: от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?»
Чтение учителя.
- Ожидали ли вы такого поворота событий?
- Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности).
- Какие слова и действия Клима вызывают смех?
- Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?
5. Работа над развязкой рассказа.
- Попробуйте придумать и записать, чем кончится действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя.
6. Индивидуальная творческая работа.
Чтение придуманных учениками концовок рассказа.
7. Знакомство с окончанием рассказа Чехова: от слов «Часа два кричал землемер» до конца.
- Ожидали ли вы такой развязки? Легко ли было писать продолжение рассказа?
- Найдите в заключении уже знакомую вам художественную деталь. Какое значение она имеет?
- Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»?
- Что понравилось в сегодняшней работе? Помогало ли восприятию рассказа чтение с остановками?
- Легко ли создавать юмористические произведения? Какими качествами должен обладать писатель-сатирик? Вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Чехова?
V. Д/з. С. 282 – 288 выразительно читать, сделать конспект, отвечать на вопросы.
Урок литературы в 5 ФГОС классе
учителя русского языка и литературы Казанцевой Н.В.
Тема урока: "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа
Цели урока:
Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.
Метапредметные:
Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.
Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.
Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.
Ход урока:
Тогда человек станет лучше,
когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П.Чехов
1. Актуализация знаний. Решение кроссворда
1. Произведения, написанные не стихами
2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова3. Город, в котором родился писатель
4. Кем был отец писателя?
5. Остров, который посетил Чехов , чтобы провести перепись населения.
6. Профессия Чехова
7. Название подмосковного имения Чехова
8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки
9. Приморский город, в котором жил Чехов из-за болезни.
- Что получилось у нас в результате?
2. Постановка целей и задач урока
На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».
- Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?
- Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными?
Чехов закончил медицинский факультет Московского университета. Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. "Смех - лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" (эпиграф)- Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?
-А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем назвать наш урок?
- Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)
3. Словарная работа
Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.
4. Изучение нового материала.
Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.
Работа с текстом в группахКарточка №1 Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них.. Карточка №2Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны
Землемер Клим
Карточка №3Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.
Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.
Вывод учителя: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.
Карточка №4Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?
Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.
Карточка № 5На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?
Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.
В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.
Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикаетсяКарточка №6. Творческое задание.
Инсценирование отрывка
- Время подготовки -5 минутОтветы учащихся по заданиям карточек
Физкультминутка:
1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.
2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения руками)
3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.
5. Знакомство с литературоведческими терминами.Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)
2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)
3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация
4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)
5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)
Учитель: Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.
Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер, в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.
6. Этап закрепления изученного материала- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?-Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу? -Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?- Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?
- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?
Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.
7. Рефлексия
- Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование?
8. Домашнее задание: (на выбор)
Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни
Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло
Нарисовать иллюстрацию к рассказу