Урок-обобщение по литературному чтению на тему Делу-время, потехе-час. 
                        Делу – время, потехе – час.	
Развлекательное мероприятие 
с использованием русских народных обычаев.
                                                                                     Подготовила и провела 
                               учитель начальных классов Поворина Надежда Михайловна
Цели мероприятия: развивать у детей речь, внимание и эстетический вкус к музыке, искусству, народному творчеству. Способствовать сплочению и развитию  коллектива.
Оборудование: 
муз. класс оформлен как русская изба: русская печь, лавка, деревянные ведра, самовар, крынка старинная, кувшин, коромысло, чугуны большой и маленький, рогач, стол убран полотенцами из самотканого холста, передняя часть стола – хохлома, гжель, дымка, на полу лежит самотканая дорожка;
дети – девочки в длинных цветных юбках, фартуках, белых блузках, бусы, кокошники, мальчики в брюках, белых рубашках с красными кушаками;
ложки деревянные, бубны, трещетки;
2 куклы из папье-маше – Фома и Ерема, 2 лотка-полянки;
маски козла и волка, лошадка.
Хозяйка 1. – Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка 2. – Здравствуйте, гости желанные!
 1+2 – Веселья Вам и радости!
У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.
На нашем празднике веселом собрался народ задорный.
Кто петь пришел, кто плясать, кто хороводы водить, а кто-то щелкать орешки, да для гостей творить потешки.
Праздник у нас необычный. Мы приглашаем всех на веселый праздник. Вот у нас уголок избы деревенской, здесь мы и будем водить хороводы, петь песни, частушки, играть в задорные народные игры.
А сейчас
(Выходят девочка и мальчик с куклами – Фома и Ерема)
Фома – Федул, чего губы надул?
Ерема – Кафтан прожег.
Фома – А можно зашить?
Ерема – Иглы нет.
Фома – А велика ли дыра?
Ерема – Один ворот остался.
Девочка 1. – Вот народ честной,
                      А он непростой.
                      Он на многое горазд.
                      Мы сейчас споем для вас.
(Песня «Как на тоненький ледок». Инсценировка песни)
Хозяйка 1. – Гости дорогие, обратите внимание, где мы находимся.
Хозяйка 2. – Печь у нас русская, дорожки и полотенца самотканые.
Много добрых рук потрудилось, чтобы мы могли увидеть всю эту красоту.
Вот деревянная посуда. Кто знает, как она называется? Что вы знаете о ней? (Хохлома)
Вот вещи, где используется только одна краска. Как называется? (Гжель)
А здесь игрушки из глины. Подскажите, пожалуйста, название. (Дымка)
Молодцы, ребята! 
Девочка 2. – Посидите, гости, побеседуйте. 
                      А я, мои гости, старину скажу,
                      Старину скажу, про березоньку. 
Хозяйка 2. – А ну-ка, красны девицы, выходите водить хоровод, водить да песню                                                     петь.
(«Хоровод, Мой, хоровод»)
Хозяйка 1. – А хотите поиграть?
                      В эту игру играли наши прабабушки и прадедушки, может со времен царя Гороха.
Игра «Горелки»
Дети становятся по два, как в «Ручеек», водящий с бубном в конце. Все говорят слова и бегут парами вперед, на последних словах, последняя пара бегут с разных сторон к бубну, кто первый. 
- Гори, гори ясно,
  Чтобы не погасло.
  Глянь на небо – 
  Птички летят, колокольчики звенят.
(Игра повторяется)
Хозяйка 2. – А знаю другую игру «Бояре». Кто играет, становитесь в две шеренги.
	1 – А бояре, а бояре,
                А мы к вам пришли.               /идет ко 2-ой шеренге/ 
                Молодые, молодые, а мы к вам пришли.  /возвращаются назад/
	2 – А бояре, а бояре,
                А зачем вы к нам пришли?  /идут к 1-ой шеренге/
                Молодые, молодые, а зачем вы к нам пришли?  /возвращаются назад/
	1 – А бояре, а бояре,
                Мы невесту выбирать.  /повтор/
                Молодые, молодые, мы невесту выбирать.
	2 – А бояре, а бояре,
                А какая лучше всех?  /повтор/
                Молодые, молодые, а какая лучше всех?
	1 – А бояре, а бояре,
                А вот эта лучше всех.  /Стараются увести выбранную девочку, другие не отдают./
Хозяйка 1. – Ох, и весело у нас, ноги сами идут в пляс.
                      Кто частушки поет, кто на ложках играет? На праздниках всегда пели     частушки.
(Выходят девочки и мальчики петь частушки)
(Ставятся стульчики с муз. инструментами: ложки, трещетки, бубны)
	- Во саду ли, в огороде.
(Играет группа ребят)
Хозяйка 2. – А мы песенку споем.
                      Выбирайте какую: «Гуси» или «Козел»?
(Дети исполняют песни. Инсценируют русскую народную песню «Козел»)
Хозяйка 1. – Ну что, ребята, весело у нас?
                       Становитесь девочки в хоровод. Березка уже заждалась в уголке.
(Девочки с платочками поют «Во поле береза стояла» и водят хоровод)
Хозяйка 2. – А какой же праздник без загадок? Слушайте.
В воде родится, а воды боится. (Соль)
И комковато и ноздревато, мягко и ломко, а всех милей. (Хлеб)
Маленько, кругленько, а за хвост не поймаешь. (Клубок)
Хозяйка 1. – За ваше веселье
                      За хорошее настроение
                      Каждый получает угощение.
(Всем детям раздают русские пряники «Козульки»)
Хозяйка 2. – До свидания, гости дорогие, приходите к нам в гости, мы будем вас  ждать!
15