Конспект урока «Математическая география, или Путешествие по родному краю» (урок систематизации и обобщения знаний)
«Математическая география, или Путешествие по родному краю»
(урок систематизации и обобщения знаний)
Цели урока:
Образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Действия с обыкновенными дробями», «Нахождение дроби от числа», «Географические карты», «Географические координаты», «Масштаб»;
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.
Развивающая: развивать умения применять знания на практике;
развивать познавательный интерес.
Воспитательная: прививать интерес к истории родного края;
воспитывать общечеловеческие ценности;
содействовать профилактике утомляемости с использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, атлас по географии для 6 класса (у каждого учащегося), раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент (5мин.)
Учитель математики:
Ребята, сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, на котором соприкоснутся сразу три предмета – математика, география и родной край, а называется он «Математическая география, или Путешествие по родному краю».
- Как вы думаете, что скрывается за этим названием?
- Что мы должны узнать на уроке?
- Чему научиться?
Ребята, на самом деле математика и география имеют много точек соприкосновения. На нашем уроке мы постараемся увидеть взаимосвязь между этими предметами, а помогут нам путешествовать знания по темам «Действия с обыкновенными дробями» и «Географическая карта».
Чтобы наше путешествие прошло без проблем, давайте проверим вашу готовность.
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Разминка (устные упражнения) (10 мин).
Слайд 2, 3 Выполните действия с обыкновенными дробями, каждому ответу соответствует буква, собрав все буквы, вы прочитаете зашифрованные слова.
1) Замени проценты обыкновенной дробью:
75%= 34, 40%= 25; 8%=2252) Найдите:
12от 16 равна 8; 13от 34 равна 14; 20% от 70 равны 14. 1) Вычислите:
1) 23+15=1315 2) 11-6711=4411; 3) 47∙78=12;4) 113+216=312; 5)232= 49; 6) 56-724=13247) 14+16=512Ответ: широта, долгота.
Учитель географии:
География, как известно, начинается с карты. Обратимся к карте и мы, но сначала вспомним, что такое географические координаты (широта и долгота)?
1. Что называется географической широтой?
Ответ: расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах.
(Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки)
2. Какой бывает географическая широта?
Ответ: северной и южной.
3. Что называется и какой бывает географическая долгота?
Ответ: расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.
(Величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки)
Восточная и западная.
3. Систематизация знаний. Решение типовых задач.
Учитель математики:
К путешествию готовы, но каков же будет наш маршрут и откуда мы начнём своё путешествие. Ответы на эти вопросы вы получите, выполнив следующее задание.
Решив уравнения, вы найдете отправные точки нашего путешествия (широту и долготу некоторого объекта).
Слайд 4
Решить уравнение (по вариантам) (3 мин):
1) х-58+323=516 2) х-53+256=613х-58=516-323 х-53=613-256х-58=112 х-53=312х=112+58 х=312+53х=59,5 х=56,5Учитель географии: (5 мин)
По физической карте (атлас стр.4) установите географический объект, который является началом нашего маршрута.
Ответ: город Соликамск (59,5○ северной широты и 56,5 восточной долготы).
Какие ассоциации возникают у тебя при слове Соликамск? Выразите свой ответ одним словом.
Слайд 5 Герб Соликамска.
Слайд 6 Соликамск исторический.
Слайд 7 Соликамск современный.
Слайд 8 Соликамск промышленный.
Слайд 9 Карта
Ну что ж, начинаем наше путешествие.
Мы живем в Пермском крае, удивительном, богатом крае. У нас есть полезные ископаемые, огромные природные богатства, удивительная природа и яркая, самобытная история.
Я хочу предложить вам посетить север-восток нашего края, реку Вишеру и её удивительные, таинственные камни. Давайте же попробуем выяснить маршрут нашего передвижения.
О каком городе я веду речь? Ведь многие из вас наверняка бывали в этих местах.
Ответ: город Красновишерск.
(Чердынь находится северо-западнее города Соликамска)
Как добраться до Красновишерска? В этом нам поможет карта (атлас стр.4).
1.Как узнать, какое расстояние мы проедем?
Ответ: с помощью масштаба карты.
2.Что называется масштабом?
Ответ: Масштаб – это дробь, числитель которой всегда единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз все расстояния уменьшены при перенесении на карту.
3.Каков масштаб данной карты?
Ответ: 1: 2 500 000.
4.Что он обозначает?
Ответ: (что 1 см на карте соответствует 2 500 000 см на местности или в 1 см 25 километров).
5. Измерьте расстояние от Соликамска до Красновишерска и посчитайте, сколько км нам предстоит проехать на автобусе.
Ответ:
(Один ученик выполняет задание на доске по этому атласу, второй по настенной карте более крупного масштаба).
Решение:
На карте по прямой расстояние между городами равно 3,5 см.
3,5 см · 25 км = 87,5 км.
Ответ: 87,5 км.
Но мы движемся на автобусе, и как вы видите, по карте дорога, обозначенная красным цветом, будет длиннее. Её длина около 100 км.
Учитель математики (3 мин):
Слайд 10 Река Вишера одна из самых крупных и чистых рек Урала. Она берет свое начало на границе Европы и Азии и протекает по почти необитаемым горным хребтам тайги. Ее длина 415 км. Часть реки протекает по Вишерскому заповеднику.
На Вишере много интересных мест – горные хребты, скалы, пещеры – и все они окутаны легендами и сказаниями древних народов. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 11 Камень Полюд находится недалеко от г. Красновишерска. Далеко виден этот камень. Много легенд и преданий сложено о нём. Самая известная из них говорит о том, что на вершине горы жил богатырь Полюд, который охранял земли Перми Великой.
Слайд 12 С вершины горы он смотрел на реку и если видел неприятеля, разжигал большой костер. Этот костер видели во всех Пермских землях, и готовились к защите. Но однажды по Вишере пришла несметная орда Сибирско-татарского хана Кихета. Сам Полюд вышел на защиту Чердынских земель. Бросал он во врагов громадные камни, но не отступали враги.
Слайд 13 Рассердился тогда Полюд, топнул по горе ногой… И сегодня еще виден след богатыря на камне. Земля от удара затряслась, лес повалился, Вишера разбушевалась, из берегов вышла. Вражеское войско бросилось наутек, но не удалось им уйти. Говорят, до сих пор в пещерах камня спрятаны сокровища Полюда, а сам богатырь спит в одной из пещер, глубоко под землей.
А известна ли вам высота камня Полюд? Нет? Тогда предлагаю ещё раз вспомнить правило нахождения дроби от числа и, выполнив задание найти его высоту.
Слайд 14
Найдите: (по вариантам)
1) 15% от 3313; 2) 47от 3,5; 3) 59от 16,2
Решение:
1) 3313∙15100=1003∙15100=5; 2) 3,5∙47=3510∙47=2;3) 16,2∙59=16210∙59=9Ответ: 529 метров.
Учитель географии (4 мин):
А я предлагаю вам сравнить полученные данные с информацией по карте. Как обозначается на карте абсолютная высота объекта?
Учитель математики:
Слайд 15 Напротив камня Полюд, через Вишеру стоит огромная каменная стена – красивейший камень Ветлан, названный в честь другого богатыря.
Слайд 16 По одной из легенд, влюбились богатыри Полюд и Ветлан в красавицу Вишеру. Не могли они мирно решить, чьей женой она станет, затеяли драку. Увидела это Вишера, просила богатырей остановиться. Но они не послушали ее. Тогда бросилась она между ними и превратилась в реку, а ее слезы в алмазы. Окаменели от ужаса богатыри. С тех пор бережёт Ветлан покой своей возлюбленной Вишеры.
Слайд 17 (проверка ответов слайд 18)
Узнать высоту этого камня поможет следующая задача:
1 вариант: Найдите 40 % от 114+2,25∙137
Решение: 1) 114+ 214=312 2) 312∙137=7∙102∙7=5 3) 5∙40100=2
2 вариант: Найдите 25 % от 10,6+125∙2
Решение: 1) 10610+ 125=12 2) 12∙2=24 3) 24∙25100=6
3 вариант: Найдите 15 % от 2925-0,36∙10
Решение: 1) 2925-0,36=236-36100=2 2) 2∙10=20 3) 20∙15100=3
Учитель географии:
Устали карабкаться в горы. Предлагаю отдохнуть.
Слайд 19
Физкультминутка.
(Физкультминутка сопровождается презентацией, на которой герои двигаются и на слайде прописываются команды упражнений).
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.Ну-ка, плечи распрямите,Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели, встали. Сели, встали.И на месте побежали.
Учитель математики:
Слайд 20 Помянённый Камень - один из самых интересных камней. Красивая, просто фантастическая гора. Она напоминает развалины старого замка.
Слайд 21 И летом и зимой неповторимо красив Помяненный (Колчимский) камень. Будь-то застывшие сказочные герои стоят останцы скал и искривленные ветрами деревья на горе. Ждут, когда к ним придут….
Слайд 22 Здесь раньше были капища (капище – языческое культовое сооружение) вогулов. А свое название камень получил от слова «менять». Около этого камня менялись товаром новгородцы и вогулы. Новгородцы привозили ткани, железные изделия и меняли их на меха.
Помянённый Камень самый высокий из всех камней. Давайте выясним его высоту с помощью математических знаний.
Слайд 23
Решить задачу:
Три кладоискателя нашли клад, в котором оказалось 6500 старинных монет. Из этих монет 10 % были перечислены на благотворительные нужды, а 30 % составили налоги. Остальные монеты кладоискатели разделили между собой. Доля первого составила 1/5 оставшихся монет. Сколько монет получил первый кладоискатель?
Решение:
1) 10%= 1106500∙110=650монет- на благотворительные нужды2) 30%=310 6500∙310=1950монет- налоги3) 6500-650-1950=3900монет- осталось4) 3900∙15=780монет- получил первый кладоискательОтвет: 780 монет.
Слайд 24
4. Проверочная работа. Математический лабиринт.
Учитель географии:
Перед вами лабиринт. Нам необходимо выбраться из него, пройдя от верхнего левого поля в нижнее правое. Путь движения показывают стрелки с утверждениями «да» и «нет». Вы будете двигаться по стрелке «да» только при всех правильных утверждениях на поле, «нет» - если утверждение неверно или хотя бы одно из них неверно. Запишите последовательность букв на листочке, прочитав их в обратном порядке, вы получите слово.
Слайд 25, 26 Говорливый камень – это отвесная скала более 2 км длиной и высотой 60 м. Свое название камень получил из-за удивительного эха, благодаря которому слышны не только сказанные на реке слова, но и различные оттенки звука. Камень говорит с тобой, рассказывает истории. По преданиям, ночью камень вздыхает и много интересного можно услышать около расщелин камня.
5. Рефлексия.
Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Я сказала, что математика и география имеют много точек соприкосновения. Согласны ли вы с этим утверждением? Увидели ли вы эту взаимосвязь? Что нового вы узнали и чему научились?
И в заключении давайте еще раз полюбуемся видами горных хребтов.
И пожалуйста, отправляясь в путешествие, не забывайте прихватить географию и математику!
Слайд 27 Приятных путешествий с географией и математикой!
6. Домашнее задание.