Рабочая программа по внеурочной деятельности Путешествие по родному краю
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности («научно-познавательного направления) для обучающихся 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше.
Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы кружка «Путешествие по родному краю» лежит системно - деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно - исследовательской деятельности школьников. Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
Занятия призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Цели программы:
формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
-способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
развивать:
-мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
воспитывать:
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.
Задачи:
1. Обучающие:
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории поселка, района, региона;
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
2. Развивающие:
развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, к ее истории, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю" являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, района, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Программа кружка "Путешествие по родному краю" должна способствовать формированию у школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
Данная программа является авторской. Программа кружка «Путешествие по родному краю» разработана для учащихся 1-2 классов и рассчитана на 68 часов. Посещение экскурсий рекомендуется 1-2 раза в месяц, с приблизительной продолжительностью одной экскурсии от 1-4 часов + 1-2 часа дорога от школы и обратно (в расчете 1-6 часов на экскурсию и обработку экскурсионных материалов в зависимости от темы экскурсии).
Формы и режим занятий.
Структура занятий диктуется целями и содержанием учебных задач.
Основные формы деятельности в кружке: экскурсия, наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации.
Экскурсии проводятся по заявкам, в которых сразу обозначена тема экскурсии. Порядок экскурсий учитель определяет по своему усмотрению. Формой проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр фильма, переодевание в костюм, того времени - интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории экскурсантов получить первоначальные сведения об изучаемом объекте, создать образ и получить наибольшие впечатления от экскурсий. Другой формой может быть посещение достопримечательностей. Демонстрация экспонатов, прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке экскурсионной деятельности. Часть лекций построена в форме диалога, когда аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.
Перед экскурсией учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название и тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии : на что обратить внимание, что сравнить и др. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания мини-сочинения, отзыва, выполнение рисунков и др
Количество детей в группе – 8-10 человек.
1 класс
Учебно-тематический план
№п/п Разделы Количество часов Формы деятельности, контроля
всего теория практика I Введение. Краеведение.
Мой дом, мой двор»
«Наш город-город пользы ,город собиратель.»
«Симферополь вчера, сегодня, завтра»
«Их именами названы улицы нашего города». 3 1
1 2 Рисунок «Мой дом»
Экскурсия.
II Город, в котором я живу.
«Экскурсия по микрорайону»
«История возникновения нашего городаСимферополя.»
«Почётные жители нашего города»
«Экскурсии: по городу, селу, в краеведческий музей»
«Традиции нашего города»
«Достопримечательности нашего города.»
Викторина «Знаешь ли ты свой город?» 7 5
1
1
1
1
1 2
1
1 Экскурсия
Карта
Составление фотоальбома
Экскурсия
Фотографирование, выставка
Викторина
III Наш край родной
«Республика Крым на карте Родины»
«Климат нашего края»
«Осень пришла»
«Растения и животные осенью»
«Труд людей»
«Идёт зима»
«Животные и растения зимой»
«Народные приметы и народный календарь»,
«Что даёт край стране»
«Памятники природы»
«Растения и животные весной»
«Охрана природы родного края»
«Великая Отечественная война в жизни села (поселка, деревни)»
Викторина «Знаешь ли ты родной край?» 14 12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2
1
1 Карта
Экскурсия
Альбом
Рисование
Рисование
Сочинение «Как можно помочь птицам зимой»
Поиск в Интернете
Экскурсия
Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ
IV Экологические проблемы нашей местности
«Забота о чистой воде и чистом воздухе»
«Охрана животного мира»
«Редкие растения республики»
«Красная книга»
«Заповедники и заказники». 5 4
1
1
1
1 1
1 Экологический праздник, экскурсия к роднику
Проект фотографии о редких растениях и животных
V Народы, традиции, быт и культура
«Коренные народы Марий»
«Народные традиции коренных жителей»
«Народные промыслы»
«Народные игры, праздники»
Экскурсия в музей.
Итоги года. Отчет. 5 4
1
1
1
1 1
1 Экскурсия
Итого 34 27 7 Содержание программы
Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.
Программа имеет пять целенаправленных разделов:
I Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)
Направлен на знакомство со своим домом, городом–Симферополя, жителями своего дома, на развитие чувства гордости, заботы, любви к близким, к своему двору, друзьям.»
II Раздел. «Город, в котором я живу» (7 часов)
Знакомит с историей нашего города, историей местности, их
достопримечательностями, традициями.
«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсии: по городу, в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города».Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
III Раздел. «Наш край родной» (14часов)
«Республика Крым на карте Родины», «Климат нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт край стране», «Памятники природы Звениговского района», «Растения и животные весной», «Охрана природы родного края», «Великая Отечественная война в жизни села (поселка, деревни)». Викторина «Знаешь ли ты родной край?»
Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.
IV Раздел. «Экологические проблемы Республики Крым и нашей местности» (5 часов)
Содержит идею природоохранного воспитания.
«Забота о чистой воде и чистом воздухе», «Охрана животного мира», «Редкие растения республики», «Красная книга РеспубликиКрым», «Заповедники и заказники».
V Раздел. «Народы, традиции, быт и культура» (5 часов)
Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов края.
«Коренные народы», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы», «Народные игры, праздники», экскурсия в музей.
2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Темы Количество часов Дата Примечание
Всего Теория Практика по плану по факту РАЗДЕЛ I Наш родной микрорайон Каменка 16 4 12 Вводное занятие 4 1 3 Экскурсия в среднее полное образовательное учреждение . Экскурсия в школьную библиотеку 4 1 3 Экскурсия на Кондитерскую фабрику ООО «Заря» ТМ «Крымский Султан» 4 1 3 Экскурсия в «Дом культуры» п.Каменка 4 1 3 РАЗДЕЛ II Наш родной город Симферополь 32 8 24 Экскурсия «Симферополь –мой город»
Музей истории города Симферополя 4 1 3 Экскурсия в кинотеатр 4 1 3 Экскурсия в музей шоколада 4 1 3 Экскурсия в крымскотатарский музей искусств 4 1 3 Экскурсия в Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр 4 1 3 Экскурсия в крымскотатарский музей 4 1 3 «Салгирка» - зелёный уголок в центре города» 4 1 3 Экскурсия в «Детский парк» 4 1 3 РАЗДЕЛ III Наш родной Крым 12 2 10 Экскурсия в парк миниатюр г. Бахчисарай 6 1 5 Экскурсия в мраморные пещеры 6 1 5 Подготовка итоговых работ 4 1 3 Итоговое занятие и выставка детских работ. 4 1 3 ИТОГО: 68 15 53
РАЗДЕЛ I Наш родной микрорайон Каменка
1.Вводное занятие.( 4часа).
Подбор педагогом материалов об администравно-территориальном делении территории России, об окружающем социуме о микрорайоне Каменка ,городе Симферополе и Крыме. Знакомство с понятием « социум», «национальность», «инфраструктура», «ремесла , «культура и быт», «досуг». Подготовка педагогом вопросов о жизни поселка, района, области. Просмотр фильмов о поселке, презентаций о районе, области. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Практическая работа: Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии, подготовка вопросов к экскурсоводам.
2.Экскурсия в среднюю школу. (4 часа).
Обеспечение программы преемственности в обучении. Развитие социального партнерства между образовательными учреждениями. Совместное спортивно-развлекательное мероприятие с обучающимися школы.
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
3.Экскурсия в Кондитерскую фабрику ООО «Заря» ТМ «Крымский Султан» (4 часа)
Расширять представления о профессиях. Познакомить с профессией пекаря-кондитера, с процессом приготовления торта и кондитерских изделий. Развивать умение понимать общественную значимость труда пекаря-кондитера, его необходимость. Показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интерес.
Практическая работа: Написание отзывов об экскурсии.
4.Экскурсия в «Дом культуры» п. Каменка
Понятие «дом культуры», «культурный центр». Знакомство с работой клуба, с профессиями людей, особенностью деятельности культурно-просветительского центра. Знакомство с работой кружков и участие в мастер-классе.
Практическая работа: участие в мастер-классе и выставке работ.
РАЗДЕЛ II Наш родной город Симферополь
1.Экскурсия «Симферополь –мой город»
Познакомить школьников с богатой историей города ,неповторимой культурой и основными достопримечательностями города Симферополь.
Практическая работа: Сообщение на тему: «Симферополь-сердце Крыма»
2.Экскурсия в кинотеатр
Встреча с директором кинотеатра. Рассказ о структуре учреждения, о направлениях работы с детьми, о работе творческих и спортивных объединений на базе учреждения. Развлекательная программа с обучающимися. Просмотр детского фильма.
Практическая работа: Обсуждение фильма. Оформление выставки детских рисунков.
3.Экскурсия в музей шоколада.
Познакомить детей с историей шоколада и производством шоколада в России. Познакомить детей с экспозициями музея. Мастер –класс по созданию собственного шоколадного изделия. Дегустация различных видов шоколада.
Практическая работа: Выставка детских рисунков.
4.Экскурсия в крымскотатарский музей искусств.
Познакомить обучающих с историей создания крымскотатарского музея искусств, крымскотатарскими хужожниками и их репродукциями; коллекцией декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: Выставка детских работ
5.Экскурсия в Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля.
Практическая работа : Мини-сочинение отзыв на просмотренный спектакль.
6.Экскурсия в крымскотатарский музей
Познакомить обучающих с техникой эбру. Участие в мастер –классе.
Практическая работа: Выставка детских работ.
7. «Салгирка» - зелёный уголок в центре города»
Беседа об истории становления парка, основателе парка-академике П.Палласе, уникальном растительном мире парка.
Практическая работа : Оформление выставки детских рисунков.
8.Экскурсия «Детский парк»
Познакомить обучающихся с первым в СССР и вторым в мире парком, открытым специально для детей.
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
РАЗДЕЛ III Наш родной Крым
1.Экскурсия в парк миниатюр г. Бахчисарай.
Познакомить обучающихся с самым большим парком миниатюр на Крымском полуострове.
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
2.Экскурсия в мраморные пещеры
Познакомить обучающих с территориальными особенностями полуострова Крым. Понятие « ландшафт», «горные породы».
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература:
Атлас. Крым: история, (5-11 класс).- Симферополь: Союзкарта, 2001.- 10с.
2Багров Н.В.,Боков В.А. и др. Экология Крыма. Справочное пособие. -Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.-360с.
Бажов В.И. Целебный климат. Симферополь: Таврия, 1983.-96с. 4.Воронцова СВ., Воронцоз Е.А. Ялта. Путеводитель.- Симферополь: Таврия, 1987.-208с.
Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь: Таврия, 1989.-104с
География Крыма. Учебное пособие для 8-9 класса под ред. Саприной В.И.Симферополь: Союзкарта, 2000.- 44с.
Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.Ф.-М.: Советская энциклопедия, 1988.-432с.
Дулицкий А.И., Костин Ю.В., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1981.- 160с.
Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма.- Симферополь: Таврия, 1983.-128с.
Ю.Крюкова И.В., Луке Ю.А., Привалова А.А. Заповедные растения Крыма:
Справочник.- Симферополь: Таврия, 1980.- 96с
Корнеев А. Историогеография отечественного школьного географического краеведения. Журнал «География и основы экономики в школе», №6 2003.
Атлас Крыма. Изд-во ТНУ
Бабенко Г. А., Дюличев В.П..Симферополь – город пользы Симферополь: Форма, 2007
География Крыма/ учебник с авторами Л.А. Багрова, В.А.Боков, Н.В.Багров, Киев: «Лыбидь», 2001.- 304 с.
Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: «Бизнес-Информ», 2008.
Ресурсы сети Интернет.
Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы.
3. Презентации.
4. Компьютерные фото-альбомы.
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.