Проект Школа юного исследователя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Очурская средняя школа»
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»
2016
Цели и задачи проекта
Цель проекта – создание условий для реализации индивидуальности одаренных детей, возможности выбора ими индивидуального образовательного маршрута через организацию работы «Школы юного исследователя».
Задачи:
Создать «Школу юного исследователя» на базе летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей с 5 по 8 класс (20 человек).
Провести занятия по изучению методики подготовки и оформлению исследовательских работ.
Организовать экскурсии с целью мотивации к исследовательской деятельности и повышению познавательного интереса к изучению отдельных предметов.
Провести занятия по предметам (математика, информатика (программирование), биология, физика).
Провести научно-практическую конференцию и предметные олимпиады по итогам работы летней школы
Продолжить занятия Школы юного исследователя в течение учебного года и представить исследовательские работы на НПК муниципального и республиканского уровней.
Разработать Положение о проведении математического квеста и провести на осенних каникулах с привлечением школ муниципалитета.
Описание проекта
Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МБОУ «Очурская СШ». Проект «Школа юного исследователя» охватывает главные аспекты воспитания, обучения и отдыха одаренных учащихся в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Проект ориентирован на учащихся 5-8 классов МБОУ «Очурская СШ». Конечным результатом реализации проекта станут теоретические и практические знания учащихся по написанию и оформлению исследовательских работ. По завершении учебы в «Школе юного исследователя» учащиеся самостоятельно выполнят исследовательскую работу по любой, интересной для себя теме и представят ее для оценки на научно-практической конференции. Все исследовательские работы будут изданы в школьном сборнике исследовательских работ.
В рамках работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей организуется отдельный отряд из 20-25 человек из учащихся, показавших склонность к изучению математики, естественных наук, программированию. С целью мотивации учащихся к занятиям в этом направлении стали практиковать различные экскурсии. На сегодняшний день были проведены следующие экскурсии: обзорная экскурсия на Саяно-Шушенскую ГЭС, экскурсия на ОАО «РУСАЛ САЯНАЛ», в весенние каникулы (31.03.2016) запланирована экскурсия на ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод». В рамках проекта также запланированы экскурсии: музей занимательной физики (г.Абакан), краеведческий музей (г.Абакан), Центр информатизации (по согласованию), зоопарк (г.Абакан), Салбыкский курган (Усть-Абаканский район). Перед каждой экскурсией ребятам предлагается ряд вопросов, на которые в ходе экскурсии необходимо найти ответы (в стиле квеста).
Ежедневно в течение работы «Школы юного исследователя» планируется проведение различных занятий:
Курс «Особенности научного исследования», в ходе изучения которого учащиеся осваивают такие понятия как: проблема, актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы исследования, источники информации. Знакомятся со структурой исследовательской работы и правилами оформления научной работы. Курс предназначен для всех участников проекта.
Курс по математике по решению олимпиадных задач, задач повышенной сложности нестандартными методами. Курс по выбору.
Курс по программированию призван познакомить учащихся с языком программирования и научить их составлять программы для решения различных задач. Курс по выбору.
Курс по биологии ориентирован на проведение исследований на опытном участке школы по выращиванию овощей для школьной столовой. Курс по выбору.
Курс по физике ориентирован на проведение различных физических экспериментов. Курс по выбору.
Результатом работы курсов по выбору является исследовательская работа каждого ученика, которую он защищает на научно-практической конференции в конце работы школы.
Этапы реализации проекта
Апрель – май 2016 года – набор участников проекта
1.06.2016 – 25.06.2016 – практический этап (работа летней школы юного исследователя)
Сентябрь – октябрь 2016 года – запуск сетевого проекта «Школа юного исследователя» муниципального уровня
2017 год – обобщающий этап: выступление с обобщением опыта на Ассоциации учителей математики Республики Хакасия.
Календарный план реализации проекта
«Школа юного исследователя»
Мероприятие Сроки (дни) Ожидаемые итоги
Формирование списков участников летней школы юного исследователя Апрель-май Список участников проекта – учащиеся 5-11 классов
- педагоги
Открытие летней школы юного исследователя 1 июня Открытие учебной смены
Занятия курса «Особенности научного исследования» С 1июня по 25 июня ежедневно, кроме выходных дней Участники проекта научатся выбирать область сферы исследования – обозначать проблему и определять ее актуальность, формулировать тему исследовательской работы; определять объект и предмет исследования, формулировать основную цель и задачи, разрабатывать основную гипотезу исследования, выбирать наиболее результативные методы исследования и пути поиска различных источников информации; узнают структуру исследовательской работы и правила ее оформления
Занятия по интересам
- математика
- программирование
- физика
- биология/химия С 1июня по 25 июня ежедневно, кроме выходных дней Математика – решение олимпиадных задач нестандартными методами, решение прикладных задач, использование математики в практической деятельности
Программирование – составление программ на языке программирования для решения различных задач
Физика, биология, химия – проведение экспериментов, мини-исследований
Экскурсия в музей занимательной физики (г.Абакан) 1 неделя июня Познавательный интерес к изучению физики, математики и информатики
Экскурсия в Центр информатизации (г.Абакан) Экскурсия в краеведческий музей (г.Абакан) 2 неделя июня Познавательный интерес к изучению биологии, знакомство с историей и природой Хакасии
Экскурсия в зоопарк (г.Абакан) Предметные олимпиады 3 неделя июня Повышение качества решения олимпиадных задач
Экскурсия на Салбыкский курган (Усть-Абаканский район) 4 неделя июня Познавательный интерес к изучению геометрии, знакомство с историей Хакасии
Научно-практическая конференция 4 неделя июня Выступления учащихся, издание школьного сборника исследовательских работ
Закрытие летней школы юного исследователя 4 неделя (последний день) Награждение победителей, участников реализации проекта (учащихся и педагогов)
Издание сборника исследовательских работ По плану работы типографии Заключение договора август 2016
Запуск сетевого проекта «Школа юного исследователя» на уровне Алтайского района Сентябрь – октябрь 2016 Функционирование школы
Математический квест для школ участниц сетевого проекта Осенние каникулы Награждение победителей
Выступление с обобщением опыта на Ассоциации учителей математики Республики Хакасия По плану работы Ассоциации Выступление
Эффективность
Эффекты от реализации проекта для общеобразовательной организации, реализующей проект.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Повышение числа участников научно-практических конференций различного уровня в направлении математики, информатики и естественных наук.
Эффекты от реализации конкурсного проекта для Республики Хакасия (обучающиеся, педагогические работники, управленческие кадры и др.)
Выступления педагогов на районных методических объединениях с результатами реализации конкурсного проекта
Создание сетевого проекта «Школа юного исследователя» на уровне Алтайского района
Проведение математического квеста на муниципальном уровне
Издание исследовательских работ учащихся в школьном сборнике