Рабочая программа курса внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука дорожного движения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска

Рассмотрено:
руководитель ШМО
_________/_____________/
ФИО
Протокол №____
от «__»________2015г.
Согласовано:
зам.директора по УВР
МБОУ «СОШ № 6»
_________/______________/
ФИО
от «__»________2015г.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ №6»
________/Т.А.Кошкина

Приказ № ____
от «__»________2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для младших школьников
по социальному направлению
«Азбука дорожного движения»
____33__ часа
__2015-2016 уч.год___



Программу составила:

Лисицына Светлана Валерьевна,
СЗД














Саяногорск, 2015г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Азбука дорожного движения» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№6, Приказ №87от 25.04.2011г;
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают формирование социальных навыков соблюдения ПДД и воспитание культуры личной безопасности.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Практическая значимость данной программы в том, что в центре образовательного процесса находятся учащиеся начальных классов, для которых изучение ПДД представляет определенную трудность. Это связано с тем, что Правила дорожного движения написаны сложным для детей языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города без сопровождения родителей. Практические занятия помогут учащимся получить, расширить и углубить знания по ПДД, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Цель программы: способствовать формированию у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Научить правильному поведению на улицах, используя полученные знания.
2. Развивающие:
Формировать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Развивать личностные качества – самостоятельность, ответственность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

 Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Характеристика курса
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Данный курс имеет межпредметную связь с предметом Окружающий мир.
Данная программа предназначена для детей 6,5 -8 лет. Набор детей в группы свободный.

Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов приобретение школьниками социальных знаний по ПДД,о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге.
Второй уровень результатов получение школьником опыта позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного применения правил дорожного движения.

Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий, аудиторных и внеаудиторных. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
 
Методы, способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Место курса
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 33 часа в 1 классе.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут
Класс
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные

1 класс
33
14
19



Планируемы результаты
Метапредметными результатами изучения курса "Азбука дорожного движения" является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:
с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом - Л1;
освоение с помощью учителя безопасного способа пути – Л2;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала – Л3;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы - Л4;
внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи – Л5;
направленность на усвоение новых знаний и способов действий – Л6;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения – Л7;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни - Л8.

Регулятивные УУД:
с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи - Р1;
с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное – Р2;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале – Р3;
с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге – Р4;
с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия – Р5;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения – Р6;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок – Р7;
с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению – Р8;
работать по предложенному плану – Р9;
отличать верно выполненное задание от неверного – Р10.

Познавательные УУД:
с помощью учителя формулирует познавательную цель - П1;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий - П2;
самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами – П3;
с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи - П4;
с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу – П5;
с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний –П6;
с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач – П7;
умение структурировать материал - П8.

Коммуникативные УУД:
с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами – К1;
с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения – К2;
с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию - К3.
с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему – К4;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми – К5;
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации – К6;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К7;.
Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе –К8;
слушать и понимать речь других – К9;
с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач - К10.

Предметными результатами изучения курса " Азбука дорожного движения " является сформированность следующих умений:
называть изученные важнейшие знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку - Пр1;
объяснять как вести себя в качестве пешехода и пассажира, правила движения на велосипеде, где можно играть и как обходить транспорт – Пр2;
оценивать правильность поведения людей на дороге и в общественном транспорте, знать причины ДТП- Пр3;
уметь переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов) – Пр4;
уметь правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде- Пр5.

Содержание курса - 33 часа
Дорога в школу и домой. Улица полна неожиданностей. Остановочный путь и скорость движения. Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Светофор. Где еще можно переходить дорогу. Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Виды транспорта. Дорожные знаки и дорожная разметка. Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Дорожные знаки. Поездка за город. Дорога глазами водителей. Для чего нужны правила дорожного движения. Правила для пешеходов. Участники дорожного движения. Обязанности пешеходов. Движение по дороге в группе.


Тематическое планирование

Тема занятия
Форма организации

Характеристика основных видов деятельности
Аудитор
ные

Внеауди
торные


1
Вводное занятие: Дорога в школу и домой.
Беседа
Выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой
+


2-3
Улица полна неожиданностей.
Взаимо
объяснение
Отличать проезжую часть и тротуар. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
+
+

4-5
Практическое занятие
Экскурсии
Показывать безопасный путь в школу и домой, опасные места.

+

6
Остановочный путь и скорость движения.
Беседа
Установить взаимосвязь остановочного пути автомобиля и его скорос
·ти
+


7-9
Пешеходные переходы.
Взаимные вопросы Практикум
Объяснять значение терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина». Уметь правильно переходить дорогу.
+
+

10
Нерегулируемые перекрестки.
Практикум
Объяснять понятие «перекрёсток», правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

+

11
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Практикум
Рассказывать правила перехода дороги на перекрестке со светофором.

+

12
Где еще можно переходить дорогу.
Обсуждение
Рассказывать о подземном и наземном пешеходном переходе, их обозначениях, правилах перехода дороги при наличии этих переходов, действиях пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
+


13
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Взаимные вопросы
Рассказывать про маршрутные транспортные средства: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
+


14
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Видеопрезентация
Отличать трамвайную остановку от автобусной. Рассказывать как правильно пройти на трамвайную остановку, правила поведения на трамвайных остановках, правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Отличать маршрутное такси от маршрутного автобуса. Формулировать правила пользования маршрутным такси, правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).
+


15-16
Виды транспорта.
Экскурсия
Отличать виды городского транспорта. Рассказывать какие правила должны выполнять пассажиры.
+
+

17
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Презентация
Рассказывать назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).

+

18
Где можно и где нельзя играть.
Обсуждение
Понимать и рассказывать в чем опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте, знать места для игр и езды на самокатных средствах и т.д., что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.

+

19
Ты – велосипедист.
Экскурсия
Показывать и рассказывать общее устройство велосипеда, где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

+

20-21
Дорожные знаки.
Обсуждение
Экскурсия
Объяснять значение дорожных знаков, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
+
+

22
Поездка за город.
Видеопрезентация
Различать элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов, рассказывать правила движения пешеходов по загородной дороге.
+


23
Дорога глазами водителей.
Беседа
Формулировать почему происходят дорожно-транспортные происшествия,
+


24
Экскурсия «Я- пешеход».
Экскурсия
Показывать опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог.

+

25
Для чего нужны правила дорожного движения.
Беседа-интервью
Уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
+


26-27
Правила для пешеходов.
Творческий проект
Рассказывать кого называют пешеходом, правила движения пешеходов по тротуару и обочине.
+
+

28
Участники дорожного движения.
Практикум
Рассказывать кто является участником дорожного движения, роль и обязанности участников дорожного движения.

+

29-30
Светофор.
Творческий проект
Объяснять световые сигналы светофора, знать разные виды светофоров.
+
+

31
Обязанности пешеходов.
Тест
Уметь безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.

+

32
Движение по дороге в группе.
Практикум
Объяснять правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых, переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами.

+

33
Экскурсия.
Экскурсия
Отработать практические навыки движения по дороге в группе.

+


Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования, тестирование, конкурсы, викторины, олимпиады. Приложение № 2

Материально-техническое обеспечение курса
Техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедиапроектор
Стенды по ПДД
Мультимедийные и информационные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Информационные материалы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Сайт Управления ГИБДД УМВД России по Республике Хакасия
Азбука безопасности (Школа Смешариков – мультфильмы по ПДД)
Азбука безопасности на дороге (12серий)..
Мультипликационный сериал «Академия Светофорчика»
Мультимедийный диск «Дракоша и Правила дорожного движения»
Мультимедийный диск  «Игра по правилам дорожного движения»
Мультимедийный диск «ПДД для детей»
Учебный мультимедийный диск «Безопасность на улицах и дорогах»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Сайт Управления ГИБДД УМВД России по Республике Хакасия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД России: энциклопедия, конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – «Добрая дорога детства».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Информационные странички о правилах дорожного движения.
Проверочные тесты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тема «Предупреждающие знаки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тема «Запрещающие знаки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тема «Дорожные знаки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тема «Предписывающие и информационные знаки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ПДД в стихах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Азбука дорожной безопасности на «Детском правовом сайте».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мультипликационный фильм «Шагай по правилам».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт «Азбука безопасности». Правила, советы, рекомендации специалистов о безопасности на дороге. Видеоролики, мультфильмы.

Приложение № 1 к рабочей программе
«Азбука дорожного движения»
Утвержденной
приказом № ___ от __.___.2015 г.
Календарно-тематическое планирование
1 класс

Тема занятия
Форма организации
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты

Ауди
тор
ные
Внеа
уди
тор.
План
Факт





ЛР
МР
ПР





1
Вводное занятие: Дорога в школу и домой.
Беседа
Выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой
Л1, Л2, Л5, Л6
Р1, Р2,Р3,Р4 П1,П2, П4,
К1,К2, К4,К9,
Пр2, Пр3, Пр4
+




2
Улица полна неожиданностей.
Взаимо
объяснение
Отличать проезжую часть и тротуар. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
Л1, Л2, Л5, Л6
Р1, Р2,Р3,Р4 П1,П2, П4,
К1,К2, К4,К9,
Пр2, Пр3, Пр4
+




3
Улица полна неожиданностей.
Практикум





+



4
Практическое занятие
Экскурсии
Показывать безопасный путь в школу и домой, опасные места.
Л1, Л2, Л5, Л6
Р1, Р2,Р3,Р4 П1,П2, П4,
К1,К2, К4,К9,
Пр2, Пр3, Пр4

+



5
Практическое занятие
Экскурсии





+



6
Остановочный путь и скорость движения.
Беседа
Установить взаимосвязь остановочного пути автомобиля и его скорости
Л3, Л4, Л5, Л6, Л8,

Р4,Р5, Р7
П4,П5
К1,К2,К3,К4
Пр2, Пр3
+




7
Пешеходные переходы.
Взаимные вопросы
Объяснять значение терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»
Л3, Л4, Л5, Л6, Л8,

Р4,Р5, Р7
П4,П5
К1,К2,К3,К4
Пр2, Пр3
+




8
Пешеходные переходы.
Практикум





+



9
Практическое занятие: Пешеходные переходы.
Практикум
Уметь правильно переходить дорогу.




+



10
Нерегулируемые перекрестки.
Практикум
Объяснять понятие «перекрёсток», правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Л1, Л2, Л6
Р5, Р7,Р8,Р9,Р10
П4,П5, П7,П8
К4,К5,К6,К9, К10
Пр3, Пр4, Пр5

+



11
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Практикум
Рассказывать правила перехода дороги на перекрестке со светофором.
Л1, Л2, Л6
Р5, Р7,Р8,Р9,Р10
П4,П5, П7,П8
К4,К5,К6,К9, К10
Пр3, Пр4, Пр5

+



12
Где еще можно переходить дорогу.
Обсуждение
Рассказывать о подземном и наземном пешеходном переходе, их обозначениях, правилах перехода дороги при наличии этих переходов, действиях пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
Л1, Л2, Л6
Р5, Р7,Р8,Р9,Р10
П4,П5, П7,П8
К4,К5,К6,К9, К10
Пр3, Пр4, Пр5
+




13
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Взаимные вопросы
Рассказывать про маршрутные транспортные средства: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5
+




14
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Видеопрезентация
Отличать трамвайную остановку от автобусной. Рассказывать как правильно пройти на трамвайную остановку, правила поведения на трамвайных остановках, правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Отличать маршрутное такси от маршрутного автобуса. Формулировать правила пользования маршрутным такси, правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).



+




15
Виды транспорта.
Беседа
Отличать виды городского транспорта. Рассказывать какие правила должны выполнять пассажиры.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7,

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5
+




16
Виды транспорта.
Экскурсия





+



17
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Презентация
Рассказывать назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).
Л1, Л6, Л8

Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6
К2,К4,К6,К7
Пр1, Пр5

+



18
Где можно и где нельзя играть.
Обсуждение
Понимать и рассказывать в чем опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте, знать места для игр и езды на самокатных средствах и т.д., что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.
Л1, Л6, Л8

Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6
К2,К4,К6,К7
Пр1, Пр5

+



19
Ты – велосипедист.
Экскурсия
Показывать и рассказывать общее устройство велосипеда, где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Л1, Л6, Л8

Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6
К2,К4,К6,К7
Пр1, Пр5

+



20
Дорожные знаки.
Обсуждение

Объяснять значение дорожных знаков, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Л1, Л6, Л8

Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6
К2,К4,К6,К7
Пр1, Пр5
+




21
Дорожные знаки.
Экскурсия





+



22
Поездка за город.
Видеопрезентация
Различать элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов, рассказывать правила движения пешеходов по загородной дороге.
Л1, Л2, Л5, Л6, Л8

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5
+




23
Дорога глазами водителей.
Беседа
Формулировать почему происходят дорожно-транспортные происшествия,
Л1, Л6, Л8

Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6
К2,К4,К6,К7
Пр1, Пр5
+




24
Экскурсия «Я- пешеход».
Экскурсия
Показывать опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5

+



25
Для чего нужны правила дорожного движения.
Беседа-интервью
Уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5
+




26
Правила для пешеходов.
Творческий проект
Рассказывать кого называют пешеходом, правила движения пешеходов по тротуару и обочине.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5
+




27
Правила для пешеходов.






+



28
Участники дорожного движения.
Практикум
Рассказывать кто является участником дорожного движения, роль и обязанности участников дорожного движения.
Л1, Л2, Л3, Л5, Л6, Л7

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5

+



29
Светофор.
Творческий проект
Объяснять световые сигналы светофора, знать разные виды светофоров.
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8,

Р2,Р3,Р4, Р7,Р10 П1,П2, ,П8
К1,К2, К10
Пр1, Пр2, Пр3,
+
+



30
Светофор.










31
Обязанности пешеходов.
Тест
Уметь безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8
Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5

+



32
Движение по дороге в группе.
Практикум
Объяснять правила движения по улицам групп детей
Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7,

Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8
К2,К3, К10
Пр2, Пр3, Пр5

+



33
Экскурсия.
Экскурсия
Отработать практические навыки движения по дороге в группе.
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8,

Р1, Р2,Р3,Р4,Р5,Р6,Р7,Р8,Р9,Р10 П1,П2,П3,П4,П5,П6,П7,П8
К1,К2,К3,К4,К5,К6,К7,К8,К9, К10
Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5

+




Приложение № 2 к рабочей программе
«Азбука дорожного движения»
Утвержденной
приказом № ___ от ___.___.2015 г.

Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой »
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
Что такое «зебра»?
Что такое «островок безопасности»?
Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
Какие бывают пешеходные переходы?
Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
Какие бывают светофоры?
Что означает каждый сигнал светофора?
Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
Какое движение называют правосторонним и почему?
Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте








13PAGE \* MERGEFORMAT141515




#ђ Заголовок 1#ђ Заголовок 2#ђ Заголовок 3#ђ Заголовок 4#ђ Заголовок 715