Рабочая программа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников «Азбука права» внеурочной деятельности


Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ___
от «__» _____ 20____г. «Согласовано»
Зам.директора
_________________
«___»________20____г. «Утверждаю»
Директор школы
_________________
«____»_________ 20____г.
Рабочая программа
по гражданско-правовому воспитанию младших школьников «Азбука права»
внеурочной деятельности
на 2014— 2015учебный год.
Составитель:
Белоусова Д.В.воспитатель
I квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе: адаптационной авторской программы по внеурочной деятельности «Азбука права» Белоусовой Д, В., Ивановой И.В. Рассмотрена методическим советом школы (протокол №1 от 28.08.2013г) и утверждена приказом школы – интернат № 24 от 02.09.2013г. № 95

Тайшет, 2014 г.
Пояснительная записка
Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде писем Министерства образования РФ.
Данная программа разработана на основе адаптационной авторской программы по внеурочной деятельности «Азбука права» Белоусовой Д, В., Ивановой И.В. Рассмотрена методическим советом школы (протокол №1 от 28.08.2013г) и утверждена приказом школы – интернат № 24 от 02.09.2013г. № 95
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы в программе создаёт благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В силу этого предлагаемая программа имеет свою специфику:
1.Программа «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.«Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы межпредметные связи (история, география, искусство), что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
2.Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. Тексты и формулировки Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка предлагаются в более простом в языковом отношении варианте. Знать номера статей детям не обязательно. Необходимо, чтобы дети поняли смысл, «прочувствовали» заложенные в статьях документов принципы.
Необходимым условием преподавания пропедевтического курса «Азбука права» является создание на уроке атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
3. Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе должно строиться на принципе преемственности как между классами начальной школы (1-2-3-4 классы), так и между начальной и основной школой (4-5 классы).
Программа «Азбука права» является пропедевтическим, интегрированным и предназначен для дополнительного образования в рамках экономико-правового направления образовательного учреждения.
Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.
Обучение предполагается начать с 1 класса (хотя возможна корректировка учебного плана).
класс - 17 занятия в год (во втором полугодии)
класс - 17 занятий,
класс -17 занятий.
класс -17 занятий
На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1-го года обучения.
В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам истории, окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека. Поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий, позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Содержание тем курса.
Дети нуждаются в первоочерёдной помощи.1ч.
Защита от жестокости и эксплуатации. 1ч.
Защита от дискриминации. 1ч.
Труд детей. 2ч.
Один для всех и все для одного. 2ч.
Государство. 2ч.
Я часть своей страны. 1ч.
Свободный труд. 1ч.
Имею право достойно жить. 1ч
Хочу быть образованным и культурным. 1ч.
Я придерживаюсь правил. 2ч
Какими правилами и обязанностями должен обладать человек? 1ч.
Что мы знаем о правах ребёнка? 1ч
Учебно-тематический план
Раздел (тема) Количество часов Виды работ
Дети нуждаются в первоочерёдной помощи 1 Игра-тренинг
Защита от жестокости и эксплуатации 1 Чтение текста, практикум.
Защита от дискриминации 1 Разгадывание кроссворда.
Труд детей 2 Работа над проектом
Один для всех и все для одного 2 Работа по учебнику.
Государство. 2 Презентация. Деловая игра «Выборы»
Я часть своей страны 1 Работа в Онлайн режиме.
Свободный труд 1 Путешествие по сказкам о труде.
Имею право достойно жить 1 Конкурс рисунков.
Хочу быть образованным и культурным 1 Интеллектуальный марафон.
Я придерживаюсь правил 2 Работа в группах.
Какими правилами и обязанностями должен обладать человек? 1 Просмотр видеофильма.
Что мы знаем о правах ребёнка? 1 Тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы в 4 классе отражают следующие достижения:
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
oоперировать терминами и формулировками;
oотстаивать своё мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
oоценить различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и конвенции по правам ребёнка.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
oназначение и содержание Декларации прав человека и Конституции ООН по правам ребёнка (знать свои права);
oчто все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
oчто государство и родители ответственны за создание условий для свободного полноценного развития каждого ребёнка;
oчто соблюдение прав не возможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития каждого ребёнка;
oчто соблюдение прав не возможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны иметь представление о понятиях:
oДекларация и конвенция;
oООН;
oребёнок;
oгосударство, гражданство;
oзакон;
oсоциальная защита, инвалид, милосердие;
oсоциально не защищённые слои общества;
oродословная;
oмедицинское обслуживание;
oздоровый образ жизни;
oдискриминация;
oраса, расизм;
oправо, свобода, обязанность, ответственность.
В рамках метапредмета у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Критерии оценки уровня усвоения программы.
В качестве критериев усвоения программы, использую:
- анкетирование;
- интеллектуальные марафоны;
- диагностику полученных знаний;-
- творческие работы.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Бобкова Н.Н. Азбука права .- Волгоград, 2009.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. - М.: Вита-Пресс, 1997.
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабелъник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учебное посо¬бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Персидская И.В. Классные часы в 1-4 классах.-Волгоград: Учитель, 2009.-204с.
ОАО «Радуга» детский проект «Школа пешехода» , «Знаки на дорогах» демонстрационный и раздаточный материал.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004. – 303с.
http://senya-spasatel.ru/page_4.htm#

Школа-интернат №24 ОАО "РЖД" Календарно-тематическое планирование на учебный год:
Вариант: / «Азбука права»/ класс 4 «А»/
Общее количество часов:  17 №занятия Тема занятия Содержание занятия Программное и учебно-методическое обеспечение (Материалы, пособия) Календарные сроки
по плану факт
1 Дети нуждаются в первоочерёдной помощи Уточнить представления детей о понятиях «привилегия», «совесть», «мораль»; формировать основы нравственного поведения. Учебное пособие (с.38-39);
Тетради по «Азбуке права» 2 Защита от жестокости и эксплуатации Уточнить представления детей о понятиях «жестокость», «эксплуатация»; акцентировать внимание детей на вопросах безопасности. Учебное пособие (с.40-45);
Тетради по «Азбуке права» 3 Защита от дискриминации Закрепить представления детей о понятиях «расса», «расизм», «дискриминация», «пол»; формировать толерантное мышление. Учебное пособие (с.40-45);
Тетради по «Азбуке права»;
Распечатка сетки кроссворда. 4 Труд детей Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ. Учебное пособие (с.46-47);
Тетради по «Азбуке права» 5 Один для всех и все для одного Подвести детей к тому, что все люди разные не только внешне, но и по характеру, и способностям. Учебное пособие (с.50-53);
Тетради по «Азбуке права» 6 Государство. Дать детям представление о России как о многонациональном государстве. Деловая игра. 7 Я часть своей страны Познакомить детей с политической картой России. Обратить внимание детей на формулировку «россияне», а не «русские». Компьютер (интернет). 8 Свободный труд Помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека. Е.С.Шабельник «Ваши права» (ст.23-24). 9 Имею право достойно жить Обсудить с учащимися понятия «достойный уровень жизни». Тетрадь по «Азбуке права» 10 Хочу быть образованным и культурным Обсудить необходимость образования. Рабочая тетрадь (подготовка к интеллектуальному марафону). 11 Я придерживаюсь правил Убедить учащихся в необходимости соблюдения правил и уважения прав других людей. Подготовка к интеллектуальному марафону. 12 Какими правилами и обязанностями должен обладать человек? Декларация прав человека. Информационный фильм. 13 Что мы знаем о правах ребёнка? Обобщить знания детей по гражданско-правовому воспитанию. Тест интеллектуальный марафон по «Азбуке права». Лист корректировки рабочей программы
№ занятия Тема занятия Причина корректировки Способ корректировки
Лист контроля реализации прохождения программы
Дата контроля Период, за который осуществляется контроль Занятий по программе Дано фактически Причина расхождений (при наличии) Подпись педагога Подпись заместителя директора