Рабочая программа кружка Школа юного журналиста
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2014г.
Председатель педсовета
___________И.В. Беляева
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тип программы: ориентированная на достижение результатов
определенного уровня
Наименование: кружок «Школа юного журналиста»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Составитель : учитель русского языка и
литературы Белая Н.М.
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Также следует отметить, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
В основе содержания и структуры программа кружка «Школа юного журналиста»
лежит концепция предпрофильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Программа кружка «Школа юного журналиста» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Голос правды»
Целью курса является ознакомление учеников 5-7 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
-выявление интересов и проверка способностей учащихся;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
методы работы со словом.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами ( экскурсия в редакцию газеты «Голос правды»), практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса, как русский язык, литература и история.
Возрастная категория курса - учащиеся 5-7 классов.
Формы организации коллектива. В первый год на занятиях в ребята изучают основы истории журналистики, знакомятся с современными СМИ, узнают о нормах профессиональной этики журналиста, учатся методам сбора и обработки информации, осваивают журналистские жанры. Члены коллектива делятся на отдельные группы: ответственные за сбор материала об учёбе, о спорте, о событиях в школе и в поселке, чтобы потом правдиво отразить всё в своих репортажах. К концу первого года обучения журналистике юнкоры должны уметь выявлять интересные события в повседневной жизни, собирать информацию из разных источников и работать с ней, различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах, общаться, не боясь выступать перед аудиторией, правильно вести интервью. Программа 2 и 3 годов обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения. Для выполнения в программе поставленных задач использую лекции, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическую работу по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории. Работа в группах создаёт атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда требуются соответствующие коммуникативные умения. Индивидуальная форма работы руководителя кружка с юными журналистами формирует развитие их творческой индивидуальности.
Место в учебном плане школы. Кружок «Школа юного журналиста» относится к внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов в рамках реализации ФГОС второго поколения и рассчитан на 3 года ( всего 102 часа; 34 часа на один учебный год; 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Аудиторные
Внеаудиторные
Первый год обучения
1
Журналистика. Исторические предпосылки.
2
2
Знакомство с историей мировой журналистики, историей журналистики в России.
2
Профессиональная этика журналиста.
1
1
Обсуждение и выстраивание иерархии профессиональных качеств журналиста.
3
Типология СМИ.
1
1
Изучение разновидностей СМИ
4
Мастерство журналиста: работа со словом.
5
5
Изучение специфики газетного языка, анализ текстов газетных статей.
5
Журналистика на практике. Проектные работы.
25
18
7
Посещение редакции газеты «Голос правды», общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».
Итого:
34
27
7
Второй год обучения
1
Журналистское творчество великих писателей.
1
1
Изучение журналистского творчества великих писателей.
2
Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика.
2
2
Знакомство с аналитическими жанрами журналистики: статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация.
3
Психологическая подготовка журналиста.
3
3
Отработка приемов развития и тренировки памяти.
4
Профессиональная этика журналиста.
5
5
Знакомство с кодексом профессиональной этики российского журналиста
5
Журналистика на практике. Проектные работы.
23
18
5
Посещение картинной галереи п.Октябрьского, общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».
Итого:
34
29
5
Третий год обучения
1
Журналистика и общество.
2
2
Знакомство с нормативными документами, регламентирующими правовые и этические основы журналистики.
2
Правовые и этические основы журналистики.
3
3
3
Мастерство журналиста: работа со словом.
9
9
Изучение особенностей жанра эссе, зарисовки, фельетона, рекламы.
4
Журналистика на практике. Проектные работы.
20
15
5
Посещение ДШИ п.Октябрьского, общешкольных мероприятий. Сбор материала для статьи. Отбор наиболее важной и интересной информации. Корректировка. «Публикация».
5
Итого:
34
29
5
Содержание программы
год обучения
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
аудиторные
вне-
аудиторные
Журналистика. Исторические предпосылки.
История журналистики. История журналистики в России. Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография. Профессия– журналист. Трудности и парадоксы.
2
Профессиональная этика журналиста. Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста
1
Типология средств массовой информации.
Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет.
1
Мастерство журналиста: работа со словом. Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. Функциональные стили и типы речи. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи .Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность).Анализ текстов газетных статей.
5
Журналистика на практике. Проектные работы.
Проектная деятельность. Сбор материала о братьях наших меньших. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация». Посещение редакции газеты «Голос правды».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение ГБУ КК «ЦСП № 7»по конному спорту. Встреча с Завгородним Г.А. в качестве интервьюеров. Экскурсия по манежу. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.
18
7
год обучения
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
аудиторные
вне-
аудиторные
1
Журналистское творчество великих писателей.
Журналистское творчество великих писателей.
1
2
Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика.
Аналитическая журналистика. Статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов. Работа со словом. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью.
2
3
Психологическая подготовка журналиста.
Рациональное чтение : что это такое ? Приемы развития и тренировки памяти. Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности. Кинесика- наука о поведении людей. Физиогномика. Изучение личности по лицу
3
4
Профессиональная этика журналиста
Мораль. Моральные ценности. Возникновение профессиональной морали журналистики, ее сущность. Основные функции морали журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Дискуссия на тему «Границы гласности в современной журналистике».
5
5
Журналистика на практике. Проектные работы.
Проектная деятельность. Сбор материала о Кубанском казачьем хоре. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя). Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение картинной галереи п.Октябрьского. Экскурсия. Интервью с заведующей. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация». Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.
18
5
год обучения
п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
аудиторные
вне-
аудиторные
1
Журналистика и общество.
Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования СМИ. Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии. Структура редакционного коллектива. Процесс обмена информацией в обществе.
2
2
Правовые и этические основы журналистики. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации». Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации.
3
3
Мастерство журналиста: работа со словом. Художественные жанры в журналистике: очерк.
Эссе. Фельетон. Зарисовка. Реклама. Виды и функции. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста. Средства оформления газетных материалов.
9
4
Журналистика на практике. Проектные работы.
Проектная деятельность. Сбор материала для написания фельетона. Сбор материала для написания фельетона. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .
Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала для написания эссе.
Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Отбор информации для написания эссе. Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение детской школы искусств п.Октябрьского. Экскурсия. Интервью с директором, преподавателями. Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) .Написание статьи. Корректировка текста. Оформление материала. «Публикация».Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам.
15
5
Предполагаемые результаты реализации программы
Курс «Школа юного журналиста» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут -
-определить тему или идею текста;
-составлять простой и подробный план текста;
-создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
-оценивать чужую и свою речь;
-спорить, но не ссориться, аргументировать свои высказывания;
-сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
-рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
-брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
-вести репортаж с места событий;
-составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
-понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
-уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
-уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
-уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
Формы и виды контроля
Диагностическая работа
Участие в конкурсах
Письменные самостоятельные работы
Публикации статей в районной газете «Голос правды»
Творческий отчет
Тестовые задания
Творческая работа
Проектно-исследовательская работа
Методические рекомендации
В кружок принимаются все желающие. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала). Каждая группа выполняет работу по своему направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Обучающиеся по желанию могут менять направление деятельности.
Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является публикация статей в районной газете «Голос правды».
С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса
Количество
1
Печатные пособия (электронный вариант):
Материалы для ученика:
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2010г..
Русская речь. 5-7 класс. Никитина Е.И. Просвещение, 2009г.
Школьная риторика. 7 класс. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 2009г.
Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 2010.
Газеты «Голос правды», «Кубанские новости» и др.
Материалы для учителя
Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 2008г..
Уроки развития речи. 7 класс. Методич.пособие для учителей-словесников по программе «Речь».М., Владос, 2011г.
Развитие речи: Теория и практика обучения. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С..Линка-пресс,2009г.
Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2009г.
Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Учитель: М., 2010.
1
2
Технические средства обучения:
персональные компьютеры,
лазерный принтер;
цифровой фотоаппарат;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
выход в Интернет.
10
1
1
1
1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 5
от__________ _____ 2014г. № 1
____________ Усалко Н.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_________ Третьякова И.Н.
________________2014 г.
hђЗаголовок 115