Комплексно-целевая программа «Школа – территория здоровья»
Комплексно-целевая программа
«Школа – территория здоровья»
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья ребенка является актуальной. Требования к сохранению и укреплению здоровья детей отражены в ряде документов. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе РФ «Об образовании» (статья 51) сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей.
Что же такое здоровье? По определению, предложенному Всемирной Организацией Здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Данные НИИ педиатрии свидетельствуют о катастрофическом ухудшении здоровья обучающихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным Минздравсоцразвития России, из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53% – имеют ослабленное здоровье.
Комплексно-целевая программа направлена на внедрение здоровье сберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы службы школы: администрация, педагоги,родители.
Нормативно-правовая база программы
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.
Приказом Министерства образования РФ от 16 июля 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
Подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ» Федеральной целевой программы «Молодежь России»;
Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Введение.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году был введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Цели:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы,
создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Участники программы
обучающиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
родители.
Этапы реализации программы:
2015-2016 г.г. - организационно-подготовительны
2016-2017 г.г. - функционирующий
2017-2018 г.г. - аналитический.
Характеристика здоровья школьников
В школе ведется мониторинг как числа детей, относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний.
Группа здоровья
2013/2014 (%)
2014/2015 (%)
2015/2016 (%)
1 группа
16,8
21,7
20,2
2 группа
67,9
69,9
75,3
3 группа
25,3
8,4
4,5
4 группа
0
0
0
Данные о состоянии здоровья обучающихся МКОУ Останинской ОШ за 2013- 2016гг.
Хронические заболевания детей.
Болезни эндокринной системы -22,7%
Болезни органов дыхания - 2%
Болезни органов пищеварения - 2%
Болезни системы кровообращения - %
Патология речи – 10 %
Болезни МПС – 1,6%
Нарушение осанки – 2,05%
Всего детей с хроническими заболеваниями -37%
Хотя в школе наметилась позитивная тенденция уменьшения хронических заболеваний, велик еще процент детей, имеющих подготовительную группу здоровья. Итак, в школе сформированы следующие группы здоровья основная, подготовительная, специальная и учащиеся с освобождением.
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников
Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Работа по внедрению здоровье-созидающих технологий в образовательный процесс
постоянно
Учителя
2.
Создание организационно-педагогических условий для введения в МОУ 3 урока физической культуры во всех классах.
С 01.02.2011 года
Директор школы
3.
Организация работы на уроках физической культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы
2011-2015 годы
Учитель
физкультуры
4.
Проведение физкультминуток для увеличения двигательной активности обучающихся на уроках в 1-5 классах.
Постоянно
Учителя – предметники
5.
Мероприятия по формированию здоровье-созидающей образовательной среды школы:
Конкурсы рисунков, плакатов
Эссе
Дни здоровья
Листки здоровья
Агитбригады «Мы за ЗОЖ»
По отдельному плану
Учитель
физкультуры
6.
Организация и проведение мероприятий по вопросам здоровье-созидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Педсовет
Участие в семинарах по ЗОЖ .
Постоянно
Учитель
физкультуры
7.
Использование в школе инновационных технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ
Постоянно
Учитель
физкультуры кл. руководители
8.
Оптимизация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни:
Лекции специалистов из ЦРБ,
Лекции школьного врача, медсестры, психологов,
Мониторинг по здоровье-созидающей образовательной среды школы,
Классные часы,
Просвещение родителей.
Постоянно
1 раз в квартал
Учитель
физкультуры
кл. руководители
Медицинское сопровождение образовательного процесса
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся
В соответствии с графиком
Медицинские работники
2.
Мониторинг физического здоровья
постоянно
Медицинские работники
3.
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей
По отдельному плану
Медицинские работники
Зам. дир. По ВР
4.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза
В течение года
Медицинские работники
5.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп)
Декабрь-март
Медицинские работники
6.
Работа школы по оснащению медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа.
В течение года
Директор, медицинские работники
7.
Работа по совершенствованию взаимодействия с медицинскими службами по обеспечению медицинского обслуживания учащихся
В течение года
Медицинские работники совместно с поликлиникой
Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Создание Службы здоровья
Начало года
Директор
2.
Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и в обучении
В течение года
Кл.руководители
Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании
Июнь-август
Учитель
физкультуры мед. работники, кл. руководители
2.
Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
В течение года
Директор
3.
Организация школьных дней здоровья
В течение года
Учитель
физкультуры мед. работники, кл. руководители
4.
Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
По отдельному плану
Учитель
физкультуры
Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Организация работы в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В течение года
Администрация
2.
Организация и участие в проведении мероприятий ко Дню инвалидов
Ноябрь - декабрь
Учитель
физкультуры,кл. руководители
3.
Мероприятия по созданию условий для бесприпятственного доступа к школе инвалидов и других маломобильных групп
В течение года
Администрация
Реализация мер по выполнению целевых районных программ
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Реализация мер по противодействию злоупотребления наркотических и психотропных веществ
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители тели
2.
Реализация мер по сокращению потребления алкогольной и табачной продукции
В течение года
Филиппова С.А., кл. руководители
3.
Реализация мер по профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодифицита человека
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители кл. руководители
4.
Реализация мероприятий районной программы «Здоровье - залог успеха»
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители
5.
Реализация мероприятий районной программы «Репродуктивное здоровье молодежи»
Учитель
физкультуры кл. руководители
Работа с педагогическими работниками в области здоровосбережения
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Участие в тематических краткосрочных курсах по профилактике ЗОЖ
В течение года
Администрация
2.
Участие педагогов школы в тематических семинарах по ЗОЖ
В течение года
Администрация
3.
Обсуждение вопросов организации здоровьесберегающего обучения на заседаниях Педагогического Совета, Методического Совета, школьных МО по предметам
По плану работы
В течении года.
Администрация, руководители МО
4.
Обеспечение здоровьесберегающей среды для педагогов
В течение года
Администрация
Сотрудничество с родителями, общественностью, бизнес структурами
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения.
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители
2.
Сотрудничество с учреждениями медицинской и социальной сферы
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители
3.
Организация экскурсий в Музей ЦРБ
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители
4.
Сотрудничество с школами олимпийского резерва, ЦДТ, ДЮСШ по проведению мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков
В течение года
Администрация
Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ
В течение года
Администрация
2.
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
В течение года
Администрация
Организация работы по совершенствованию питания обучающихся
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные
1.
Мониторинг школьного питания
В течение года
Совет школы
2.
Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и родителей по вопросам здорового питания
В течение года
Администрация, кл. руководители
Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:
- систему классных часов и родительских собраний
« Режим дня и его значение», «Культура приема пищи»,
« Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;
- игры, конкурсы, беседы, ярмарки,
- встречи с медработником школы и ЦРБ
Постоянно
Кл. руководители
Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания
ежегодно
Кл. рук-ли
Ожидаемый результат:
Создание представления об индивидуальной карте учащегося, с разработкой индивидуального маршрута здоровья;
Улучшение общего физического состояния учащихся;
Повышение стремления к ведению здорового образа жизни;
Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности;
Мониторинг тенденций изменения поведения учащихся группы «риска»;
Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа.
Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;
Снижение утомляемости учащихся;
Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
Координация и контроль реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация и Совет школы.
Администрация и Совет школы:
анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков.
Заголовок 215