Комплексно-целевая программа «Школа – территория здоровья»

Комплексно-целевая программа
«Школа – территория здоровья»

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья ребенка является актуальной. Требования к сохранению и укреплению здоровья детей отражены в ряде документов. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе РФ «Об образовании» (статья 51) сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей.
Что же такое здоровье? По определению, предложенному Всемирной Организацией Здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Данные НИИ педиатрии свидетельствуют о катастрофическом ухудшении здоровья обучающихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным Минздравсоцразвития России, из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53% – имеют ослабленное здоровье.

Комплексно-целевая программа направлена на внедрение здоровье сберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.   В реализации программы задействованы службы школы: администрация, педагоги,родители.

Нормативно-правовая база программы
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
Закон РФ «О физической культуре и спорте» (ст. 16, 33).
Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.
Приказом Министерства образования РФ от 16 июля 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
Подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ» Федеральной целевой программы «Молодежь России»;
Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

Введение.
 Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году был введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Цели:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы,
создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
 
Задачи: 
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. 
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.



Участники программы
 
обучающиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
родители.

Этапы реализации программы:
 
2015-2016 г.г. -  организационно-подготовительны
2016-2017 г.г. -  функционирующий
2017-2018 г.г. -  аналитический.
 
Характеристика здоровья школьников

В школе ведется мониторинг как числа детей,  относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний.
Группа здоровья
2013/2014 (%)
2014/2015 (%)
2015/2016 (%)

1 группа
16,8
21,7
20,2

2 группа
67,9
69,9
75,3

3 группа
25,3
8,4
4,5

4 группа
0
0
0

Данные о состоянии здоровья обучающихся МКОУ Останинской ОШ за 2013- 2016гг.

Хронические заболевания детей.
Болезни эндокринной системы -22,7%
Болезни органов дыхания - 2%
Болезни органов пищеварения - 2%
Болезни системы кровообращения - %
Патология речи – 10 %
Болезни МПС – 1,6%
Нарушение осанки – 2,05%
Всего детей с хроническими заболеваниями -37%

Хотя в школе наметилась позитивная тенденция уменьшения хронических заболеваний, велик еще процент детей, имеющих подготовительную группу здоровья. Итак, в школе сформированы следующие группы здоровья основная, подготовительная, специальная и учащиеся с освобождением.

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников

Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Работа по внедрению здоровье-созидающих технологий в образовательный процесс

постоянно
Учителя

2.
Создание организационно-педагогических условий для введения в МОУ 3 урока физической культуры во всех классах.

С 01.02.2011 года
Директор школы

3.
Организация работы на уроках физической культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы

2011-2015 годы
Учитель
физкультуры

4.
Проведение физкультминуток для увеличения двигательной активности обучающихся на уроках в 1-5 классах.

Постоянно
Учителя – предметники

5.
Мероприятия по формированию здоровье-созидающей образовательной среды школы:
Конкурсы рисунков, плакатов
Эссе
Дни здоровья
Листки здоровья
Агитбригады «Мы за ЗОЖ»
По отдельному плану
Учитель
физкультуры

6.
Организация и проведение мероприятий по вопросам здоровье-созидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Педсовет
Участие в семинарах по ЗОЖ .
Постоянно
Учитель
физкультуры

7.
Использование в школе инновационных технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ

Постоянно
Учитель
физкультуры кл. руководители

8.
Оптимизация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни:
Лекции специалистов из ЦРБ,
Лекции школьного врача, медсестры, психологов,
Мониторинг по здоровье-созидающей образовательной среды школы,
Классные часы,
Просвещение родителей.
Постоянно



1 раз в квартал
Учитель
физкультуры

кл. руководители


Медицинское сопровождение образовательного процесса

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся
В соответствии с графиком
Медицинские работники

2.
Мониторинг физического здоровья
постоянно
Медицинские работники

3.
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей
По отдельному плану
Медицинские работники
Зам. дир. По ВР

4.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза
В течение года
Медицинские работники

5.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп)
Декабрь-март
Медицинские работники

6.
Работа школы по оснащению медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа.
В течение года
Директор, медицинские работники

7.
Работа по совершенствованию взаимодействия с медицинскими службами по обеспечению медицинского обслуживания учащихся
В течение года
Медицинские работники совместно с поликлиникой




Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Создание Службы здоровья
Начало года
Директор

2.
Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и в обучении
В течение года
Кл.руководители


Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании
Июнь-август
Учитель
физкультуры мед. работники, кл. руководители

2.
Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
В течение года
Директор

3.
Организация школьных дней здоровья
В течение года
Учитель
физкультуры мед. работники, кл. руководители

4.
Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования

По отдельному плану
Учитель
физкультуры

Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Организация работы в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В течение года
Администрация

2.
Организация и участие в проведении мероприятий ко Дню инвалидов
Ноябрь - декабрь
Учитель
физкультуры,кл. руководители

3.
Мероприятия по созданию условий для бесприпятственного доступа к школе инвалидов и других маломобильных групп
В течение года
Администрация


Реализация мер по выполнению целевых районных программ

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Реализация мер по противодействию злоупотребления наркотических и психотропных веществ
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители тели

2.
Реализация мер по сокращению потребления алкогольной и табачной продукции
В течение года
Филиппова С.А., кл. руководители

3.
Реализация мер по профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодифицита человека
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители кл. руководители

4.
Реализация мероприятий районной программы «Здоровье - залог успеха»
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители

5.
Реализация мероприятий районной программы «Репродуктивное здоровье молодежи»

Учитель
физкультуры кл. руководители


Работа с педагогическими работниками в области здоровосбережения

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Участие в тематических краткосрочных курсах по профилактике ЗОЖ
В течение года
Администрация

2.
Участие педагогов школы в тематических семинарах по ЗОЖ
В течение года
Администрация

3.
Обсуждение вопросов организации здоровьесберегающего обучения  на заседаниях Педагогического Совета, Методического Совета, школьных МО по предметам 
По плану работы
В течении года.
Администрация, руководители МО

4.
Обеспечение здоровьесберегающей среды для педагогов
В течение года
Администрация


Сотрудничество с родителями, общественностью, бизнес структурами
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения.
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители

2.
Сотрудничество с учреждениями медицинской и социальной сферы
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители

3.
Организация экскурсий в Музей ЦРБ
В течение года
Учитель
физкультуры кл. руководители

4.
Сотрудничество с школами олимпийского резерва, ЦДТ, ДЮСШ по проведению мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков
В течение года
Администрация


Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ
В течение года
Администрация

2.
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
В течение года
Администрация


Организация работы по совершенствованию питания обучающихся

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки исполнения
Ответственные

1.
Мониторинг школьного питания
В течение года
Совет школы

2.
Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и родителей по вопросам здорового питания
В течение года
Администрация, кл. руководители


Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:
-          систему классных часов и родительских собраний
 « Режим дня и его значение», «Культура приема пищи»,
 « Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;
-          игры, конкурсы, беседы, ярмарки,
-          встречи с медработником школы и ЦРБ

Постоянно
Кл. руководители


Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания
ежегодно
Кл. рук-ли



Ожидаемый результат:

Создание представления об индивидуальной карте учащегося, с разработкой индивидуального маршрута здоровья;
Улучшение общего физического состояния учащихся;
Повышение стремления к ведению здорового образа жизни;
Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности;
Мониторинг тенденций изменения поведения учащихся группы «риска»;
Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа.
Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;
Снижение утомляемости учащихся;
Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. 

 Координация и контроль реализации Программы 

Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет администрация и Совет школы.
 Администрация и Совет школы:
анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы оздоровления детей и подростков.
Заголовок 215