конспект родительского собрания Но прежде всего мы родители











Родительское собрание


«Но прежде всего мы родители»



Тема: Но прежде всего мы родители
Цели-- побуждение родителей к разговору об их важнейшей роли в жизни, о выборе приоритетов в организации будней и праздников.
Задачи: проанализировать тип взаимоотношения родителей и детей в семье; определить и выбрать актуальные темы по воспитанию детей для проведения родительских лекториев.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
С детьми провести тест «Твои контакты с родителями», обработать результаты (приложение 4)
Подготовить тест для родителей «Ваше общение с ребенком» и распечатать бланки [приложение 5).
Распечатать памятки родителям «Ошибки семейного воспитания» {приложение б).
II. организационный этап
Родители приходят в класс и рассаживаются на стулья так, чтобы получился круг.
Прослушивание песни «Ведь прежде всего вы родители»:
...Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде вы родители,
А все остальное - потом...
III. Основная часть
1. Вступительное слово педагога
Классный руководитель. «Добрый вечер!» - этими словами я не просто проявляю вежливость. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Умение чувствовать, умение воспринимать по-доброму окружающих людей - это результат огромной духовной работы.
2. Приветствие родителями друг друга
Поприветствуйте друг друга, пусть каждый обратится к соседу справа, сказав комплимент.
(Родители выполняют задание.)
У нас сегодня одна из важных тем, о которой нужно помнить, чтобы наши дети были здоровы и счастливы вместе с нами.
3. Обсуждение
- Приятно ли было вам, когда вам говорили комплименты? Сейчас давайте вспомним, как называли вас родители, когда вы был маленькими? А как мы называем своих детей? (Ответы родителей.)
Да, человек рождается с потребностью любить и быть любимым и очень важно, как его здесь встречают. Маленький, малыш, любимый - сколько нежных слов мы шепчем своему малышу, склонившись над его колыбелькой. А он спит, сопит, улыбается, качаясь в своих звездных младенческих снах.
Вспомните, пожалуйста, какие колыбельные вам пели ваши родители? А вы пели своим детям колыбельные песни? Я прочту вам одно очень интересное послание, а потом продолжим разговор.
«Мне уже 2 месяца, сегодня я увидел, что кроме меня в этом мире есть вы - другие люди. Я очень обрадовался, я смотрел вам в глаза, пытался поговорить, тянулся к вам руками и даже ногами. Я очень хотел вас любить.
Я уже люблю вас, я знаю, что вы мои родители. Вы мне улыбаетесь и я тоже. Вы мне что-то говорите, я чувствую, что это очень хорошо, но я могу только улыбаться и махать руками - ответить иначе пока не умею. Вы же понимаете что я так радуюсь. Любовь - такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. А это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Ты ведь меня простила? Я не хотел, я не знал, что делал больно, я думал, что это тоже любовь. Мамочка, я ведь знаю тебя не только 2 месяца, мы ведь девять месяцев жили вместе вдвоем. Я все помню, как ты разговаривала, как мы гуляли... Иногда ты грустила, когда папы долго не было, иногда плакала... почему, я не понимал, но мне тоже становилось тогда грустно. А как я радовался, когда вы с папой смеялись, шутили, нежно и ласково относились друг к другу...»
Вот такое письмо. Может ли кто-нибудь знать своего ребенка лучше отца и матери? Уж мы-то занимаемся детьми с самого их рождения. Да, дети многое не знают, многого не умеют. Мы должны помочь им. Этим мы поможем себе, вспоминая вместе с детьми те радости, о которых, казалось бы, давно забыли. Мы же почему-то решили, что вечер перед телевизором дает нам больше отдыха, чем час общения, разговора, игры с ребенком, час прочитанной вместе книги. А наши выходные, праздники? Это вновь наши дела, наши гости, наши застолья. Хорошо, если рядом есть бабушка. Бабушкина педагогика, педагогика сказок, поговорок, пословиц просто незаменима. Мать затопит нежностью своего ребенка, но у нее работа. А бабушка всегда рядом, как добрый дух дома.
- Вспомните, пожалуйста, кто больше занимался вашим воспитанием, бабушки или мамы? Чего бы вы хотели от своих родителей? (Ответы родителей.)
IV. Этап социологического опроса
Классный руководител ь. Давайте проведем блиц-тест на определение фактического уровня ваших отношений с ребенком. Проставьте галочки рядом с теми высказываниями, которые вы говорите своему ребенку (приложение 5).
(Родители выполняют тест на бланках, затем учитель сообщает им ключ к тесту.)
Результаты определите по следующей схеме: поставьте по 2 балла за отмеченные вами фразы 1,4, б, 7,9,11,13 и по 1 баллу за фразы 2,3,5,8,10,12,14. Подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас и уважает. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов (если преобладают оценки с одним баллом). Вы последовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, но не всегда
с вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов (если преобладают оценки с двумя баллами). Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у сына или дочки авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-18 баллов (если преобладают оценки с двумя баллами). Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
(Организуется обсуждение.)
- Согласны ли вы с выводами?
- Довольны ли вы существующими в данный момент отношениями с вашим ребенком? Хотелось бы вам что-либо изменить? (Ответы родителей.)
Тест на определение типа отношений в семье между детьми и родителями был проведен и с детьми {приложение 4).
Посмотрите, каковы результаты, совпадают ли результаты вашего теста с детским?
(Сообщение родителям результатов теста детей.)
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т. е. в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты есть», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»...
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия в день совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
V. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Время проходит до обидного быстро. Не успели оглянуться, не успели что-то сделать, что-то упустили. Но день, прожитый нами, не вернуть. И не стоит тешить себя мыслью, что впереди еще много времени. Ребенок также быстро вырастет, и в 16 лет наши сказки, ласки не будут столь необходимы. Это, не подумав, повторяют взрослые сказочку про безоблачное детство. На самом деле ребенку приходится очень даже непросто. Пока еще не поздно, давайте откроем сердца для любви. И пусть книги будут вашими добрыми помощниками. В заключение нашей встречи я не хочу вас спрашивать о том, что дала вам эта беседа. Каждый сделает выводы для себя.
VI. Анализ итогов собрания
Совместно с психологом и социальным педагогом обсудить итоги опроса родителей, наметить темы для разработки родительских лекториев и даты их проведения.
Тест «Твои контакты с родителями»
«Да» - 2 балла, «инбгда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Беседуешь ли ты с ними по душам, советуешься с ними по личным вопросам?
3. Интересуешься ли работой своих родителей?
4. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
5. Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
6. Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить время вне дома?
7. Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?
8. Знают ли родители твоих друзей?
9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
10. Хочешь ли ты, чтобы в детские праздники родители были вместе с тобой и твоими гостями?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные фильмы или телепередачи?
13. Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
14. Бываете ли вы все вместе в музеях, театрах, на выставках и концертах?
15. Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями? Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благополучными
От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам(-а), в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов - твои контакты с родителями недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.




Тест для родителей «Ваше общение с ребенком»
Отметьте фразы, которые вы чаще всего употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(-а).
4. И в кого ты только уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья.
6. Ну на кого ты похож?
7. Я и твое время!
8. Ты моя опора и помощник(-ца).
9. Ну что за друзья у тебя?
10. 0 чем ты только думаешь?
11. Какая ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный(-ая).
Памятка для родителей «Ошибки семейного воспитания»
Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко руководствуясь правилами воспитания и задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибка первая. «Я тебя больше не буду любить». Родители часто бывают недовольны тем, что дети оспаривают их просьбы и требования. По их мнению, дети делают это назло, и призывать объяснять им смысл этих требований бесполезно. И тогда, если и угрозы не действуют, многие из родителей используют своеобразный такой аргумент: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза ими же, как правило, быстро забывается. Дети привыкают к этому и прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка, и тогда эти аргументы будут вызывать у них обратную реакцию. Лучше сказать так: «Я люблю тебя, но твой поступок не одобряю».
Ошибка вторая. «Делай, что хочешь». «Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, пусть ребенок учится сам решать свои проблемы и за свои поступки отвечать. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков, имеющих печальные результаты для здоровья и воспитания малыша. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика, наказание. Получается замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья. «Делай то, что тебе говорят родители». «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать о запретах, когда их нет рядом. Кроме этого, это делает детей несамостоятельными, безынициативными, неуверенными в себе. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а потом мы спокойно все обсудим».
Ошибка четвертая. «Меня родители не баловали, так пусть мой ребенок ни в чем не знает отказа». Детство - короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая. «У моего ребенка нет никаких проблем». «Мой ребенок - мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок - главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая. «Главное - обеспечить своего ребенка». «Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. Часто родители видят смысл своего родительского долга в зарабатывании денег. Они нанимают нянь, гувернанток, оставляют ребенка на попечительство бабушек. А в семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он дорог родителям, его любят и всегда поддержат.
Ошибка седьмая. «Наполеоновские планы». «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая. «Поцелуи и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая. «У меня столько проблем...» Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку - и все будет в порядке. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом - постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая. «Я занята, пусть ребенок приучается к самостоятельности». «К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину -родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.