Открытый урок. 5 Б класс. Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Открытый урок по русскому языку:
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Класс: 5 «Б» класс
Учитель; Вяткина Наталья Валерьевна, МКОУ СОШ №12 г. Нижнеудинск Иркутской области
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа, научить находить их среди других существительных и правильно использовать в речи.
Воспитательная: дать почувствовать учащимся удивление, гордость, сопричастность при понимании значимости самостоятельно сделанного открытия.
Развивающая: продолжить работу над развитием у учеников важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– У нас на уроке присутствуют гости. Когда к вам приходят гости, какое впечатление вам хочется на них произвести? Правильно, порадовать и удивить. Так давайте поработаем так, чтобы все получили удовольствие от сегодняшнего урока.
II.Мобилизующий этап (повторение пройденного материала).
Словарный диктант «Корневин» («вставить» подходящие по смыслу корни-карточки – прикрепить на магниты – см. Приложение – и объяснить):
Долго ___ло ___ение, вы___енное ___овщиком из ___ова по имени ___слав, пока ___ок не перешёл воз___ной барьер, про___ повыше, пройдя все ___ительные преграды.
– Какие корни оказались «лишними» ? Почему?
III.Формулирование темы и цели урока. Изучение нового материала.
Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа.
У доски работает 1 ученик. Вместе с детьми ученик называет картинки, размещённые на доске вокруг слова ОНИ (брюки, таблетки, клубок, клещи, ягоды, телефон, консервы, носилки, перчатки, часы), устанавливает связь слова ОНИ со словами-названиями картинок и проводит линии от слова к соответствующей картинке. При этом ученик обращает внимание на то, один или несколько предметов называет данное слово.
В ходе работы учащиеся убеждаются в том, что есть слова, которые можно заменить словом ОНИ (т.е. слова стоят во множественном числе), но называют эти слова только один предмет (брюки, клещи, часы, консервы). Делаем с учениками вывод: есть в русском языке слова, которые стоят во множественном числе, а называют один предмет. После этого ученики называют цели урока.
– Повторите, пожалуйста, ещё раз все слова, стоящие во множественном числе, и при этом показывайте на картинки.
– А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает число слова и число предметов?
Работа с учебником.
– Ребята, откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 194. Назовите инструменты, изображённые на странице учебника (очки, ножницы ), запишите слова в тетрадь, определите число и выделите окончания -И, -Ы, просклоняйте существительные, выделив окончания.
– Устно подберите к каждому слову определение или действие (удобные клещи, ножницы режут, маникюрные ножницы и т.п.) и попробуйте поставить слова в форму единственного числа (удобные ножницы – удобный ножниц, удобная ножница). Не получается! Так не говорят!
– Подумайте, ребята, что общего у всех этих предметов, у очков и у брюк тоже (они состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать отдельно друг от друга). Может быть, в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один?
Появляется Незнайка и заявляет, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке и сделают вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет может быть и один, но слово стоит во множественном числе.
ФИЗМИНУТКА
IV.Закрепление изученного материала.
Прочитайте предложения, замените словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе. (1 ученик работает у доски)
Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
Весь день прошёл в многочисленных заботах.
В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.
Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки, будни.
– Какие орфограммы встретились? Какое слово можно исключить?
Работа с таблицей. Распределить существительные по группам назначения.
Существительные, имеющие форму только множественного числа
Предметы для передвижения
Сани,
Предметы для украшения
Бусы,
Игры
Жмурки,
Одежда
Брюки,
Инструменты, орудия труда
Пяльцы,
Явления природы
Хлопья,
Периоды времени
Сутки,
Растения, лес
Джунгли,
Приборы
Счеты,
Материал для труда
Обои,
Географические названия
Карпаты,
Действия людей
Именины,
Названия газет
«Очень нужная»
Учреждения
Ясли
Обувь
Чувяки. Унты.
Слова для справок: блёстки, прятки, брючки, штаны, ножницы, клещи, сумерки, каникулы, всходы, весы, опилки, Сочи, хлопоты, «Известия», кеды, Саяны, шахматы, горелки, лыжи, колготки, коньки, шорты, ролики, кегли, грабли, щипцы, потёмки, заморозки, очки, плоскогубцы, джинсы, бахилы.
Упражнение на соотнесение числа слова и количества предметов, названных этим словом.
Учитель предлагает ученикам в качестве образца 2 предложения, записанных на доске: В универмаге продаются ножницы. В руке портнихи блестят ножницы. Сравнивая их, выясняем, что в 1 предложении речь идёт о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во 2 предложении – об одном предмете, который находится в руках портнихи. Далее ученики работают самостоятельно с карточками, лежащими на столах:
Брюки лежали на полках ровными стопками.
Брюки порвались в четырёх местах.
Очки закрывали половину бабушкиного лица.
Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.
Диктант по карточкам.
– Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать. Справившись с заданием, вы узнаете, что здесь зашифровано.
Ваша задача – выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в 2 колонки. Обратите внимание: во 2 столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
У вас на партах лежит листок с таблицей, которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это слово обозначено (порядок слов менять нельзя!!!)
Существительные, имеющие форму только мн. ч.
Существительные, имеющие форму ед. ч. и мн. ч.
В клещи
М роща
Е жмурки
О учитель
Р Сочи
Л имя
Н сливки
О урок
О шахматы
Д язык
Е лимон
Ц перемена
М. роща
Б. перед
В. клещи
Г. Бежать
Е. жмурки
О. учитель
Р. Лопхари
Н. сливки
Л. имя
О. урок
Ж. интересно
З. нефть
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена
– А какое существительное вы не записали в таблицу? Почему? (у него нет множественного числа). Это тема следующего урока.
V. Итог урока.
– Что нового мы узнали на уроке? (Есть группа слов-существительных, которая имеет форму только множественного числа.)
– Какое значение могут иметь эти существительные?
– Что ещё интересного узнали? (Среди географических названий много имеющих форму только множественного числа.)
VI. Рефлексия.
– Ребята, у вас на столах лежат конверты, в них вы найдёте изображение 3 предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора. Вы должны выбрать и показать мне только тот рисунок, который считаете символом вашего восприятия сегодняшнего урока. Рисунки эти обозначают следующее: чемодан – на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не всё понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.
– Молодцы, все хорошо поработали (объявляются оценки за урок, даются комментарии). Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок окончен. Всем спасибо!
VII. Домашнее задание.
Лингвисты обратили внимание на то, что существительных, имеющих форму только множественного числа, более 600. мы рассмотрели только небольшую часть, поэтому дома, поработав со словарём, найдите 10-15 существительных, имеющих форму только мн. числа и определите, люди каких профессий могут употреблять их. Устно - § 94.
ПРИЛОЖЕНИЕ
рос
Раст
рас
раст
ращ
Рост
Рост
Рост
рост
раст
рос
раст
Работа с таблицей. Распределить существительные по группам назначения.
Существительные, имеющие форму только множественного числа
Предметы для передвижения
Сани,
Предметы для украшения
Бусы,
Игры
Жмурки,
Одежда
Брюки,
Инструменты, орудия труда
Пяльцы,
Явления природы
Хлопья,
Периоды времени
Сутки,
Растения, лес
Джунгли,
Приборы
Счеты,
Материал для труда
Обои,
Географические названия
Карпаты,
Действия людей
Именины,
Названия газет
«Очень нужная»
Учреждения
Ясли
Обувь
Чувяки. Унты.
Слова для справок: блёстки, прятки, брючки, штаны, ножницы, клещи, сумерки, каникулы, всходы, весы, опилки, Сочи, хлопоты, «Известия», кеды, Саяны, шахматы, горелки, лыжи, колготки, коньки, шорты, ролики, кегли, грабли, щипцы, потёмки, заморозки, очки, плоскогубцы, джинсы, бахилы.
Упражнение на соотнесение числа слова и количества предметов, названных этим словом.
Брюки лежали на полках ровными стопками.
Брюки порвались в четырёх местах.
Очки закрывали половину бабушкиного лица.
Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.
Диктант по карточкам.
Существительные, имеющие форму только мн. ч.
Существительные, имеющие форму ед. ч. и мн. ч.
М. роща
Б. перед
В. клещи
Г. Бежать
Е. жмурки
О. учитель
Р. Лопхари
Н. сливки
Л. имя
О. урок
Ж. интересно
З. нефть
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена
i (5)i (7)i (9)i (10)i (11)i (12)i (13)i (4)Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 515