Урок русского языка в 5 классе. Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Лексическая тема Поход в магазин
Тема. Имена существительные, которые имеют только форму множественного
числа. Лексическая тема «Поход в магазин»
Цели урока (образовательные): выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа, опознавать их в тексте и устной речи, определять принадлежность к тематическим группам, уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией, расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, авторская мультимедийная презентация, магнитики, звезды, смайлы, карточки со словами
Ход урока
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Уже несколько дней на уроках мы изучаем часть речи, употребляя которую
можно описать всю окружающую нас действительность. О чем идет речь? (Об имени существительном).
Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.
Индивидуальная работа.
- 1 ученик работает у доски по карточке.
Карточка 1.
Подберите к данным существительным имена прилагательные, определите падеж.
Мышь, путь, рояль, фамилия, повидло
- Сделай вывод, какие имена существительные относятся к среднему роду.
- 1 ученик работает по карточке на месте.
Карточка 2.
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена собственные.
Журнал (М, м)урзилка, (С,с)обака (Ж,ж)учка, картина (Ш,ш)ишкина (Р,р)ожь, (М,м)осковский (К,к)ремль, (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна.
- Сделай вывод, какие имена собственные пишутся в кавычках?
Работа с остальными учащимися:
Слайд 1. Прием «Вратарь» (за «отбитые голы» -правильные ответы – звезда)
Слайд 2. Запишем число в тетрадях.
Речевая разминка
Объясните в письменной форме орфограмму в словах: ц..тата (1 группа), изл..гать (2 группа), выр..щенный (3 группа)
Слайд 3. Проверь соседа! (у кого «5» - звезды, «4» - смайлики)
В слове цитата пишется буква И после Ц, потому что находится в корне.
В слове излагать пишется буква А, так как после корня нет суффикса А.
В слове выращенные пишется буква А перед Щ.
Слайд 4. Критерии оценивания:
- наличие утверждения – 1 б.
- объяснение написания гласной в корне – 2 б.
- логически завершенный, связный ответ- 2 б.
Всего – 5 б.
Напишите слова-исключения с корнем -раст, -рос-, -ращ-. Самопроверка (слайд 5)
Введение в тему урока и формулировка проблемы.
Слайд 6.
Ночь луга
Река магазины
Луч антонимы
Полоска сумерки
Автобус торты
- Внимательно рассмотрите слова в колонках. Какой части речи все эти слова? (существительные).
- Как вы думаете, отличаются ли слова в группах? Чем? (1 ст. – сущ. в ед.числе, 2 – сущ. во мн. числе)
- Что обозначают сущ. в ед.числе? во мн.числе?
Слайд 7. Имена сущ., обозначающие 1 предмет, находятся в ед.числе.
Имена сущ., обозначающие несколько предметов, находятся во мн.ч.
- Давайте попробуем изменить сущ. по числам. (обращаюсь к ребятам по очереди). Ночь – ночи, река – реки, луга – луг, магазины – магазин и т.д.- Почему нельзя изменить сущ. сумерки? (употребляется только в форме мн.ч.)
- Как вы понимаете лексическое значение слова сумерки? Найдите это слово в толковом словаре.
- Составим словосочетание или предложение: В сумерках неясно видны верхушки деревьев.
- Назовите гр.основу предложения: Верхушки видны.
- Что нового еще мы узнали об имени существительном? (имеют только форму мн.ч.)
Слайды 8, 9. Сформулируйте тему и цели урока
Открытие новых знаний.
- Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков нет у этих существительных?
- У таких существительных не определяются род и склонение. В древнерусском языке
было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное.
(Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа)
Слайд 10. Задание (письменно). Образовать форму ед. или мн.ч.: девочка (девочки), грибы (гриб), цветы (цветок), книга (книги), ножницы (только в форме мн.ч.)Вывод. Назовите сущ., которое имеет только форму мн.ч. Почему? (парный предмет)
- Что же еще могут обозначать такие сущ.? мы об этом узнаем, если выполним упр. 509. Ваша задача – дополнить данный список новыми словами.
Слайд 11. Для справок: бриджи, брюки, весы, ворота, вилы, грабли, джинсы, прятки, ползунки, плоскогубцы, каникулы, клещи, лосины, ножницы, носилки, горелки, очки, сани, шашки, шахматы, шаровары, городки, тиски- Какую группу сущ. еще можно выделить? Попытайтесь догадаться, что обозначают эти сущ.?
Слайд 12. Бриджи, брюки, джинсы, ползунки, лосины, носилки, очки, сани, шаровары.
Слайд 13. Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:
названия составных и парных предметов:
(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).
названия материалов или их отходов; вещества:
(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)
названия промежутков времени:
(сутки, будни, каникулы)
названия игр:
(горелки, жмурки, прятки)
названия действий и состояния природы:
(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).
некоторые географические названия:
(Карпаты, Сочи, Горки).
Первичное закрепление. Групповая работа.
Слайд 14. Ребята, а вы любите делать покупки? Я предлагаю пойти в магазин, но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа.
Слайд 15. Мальчики идут в отдел «Инструменты» (отдельно стоят парты), а девочки, наверное, в отдел «Косметика»?
(расходятся по группам, работают индивидуально, всем розданы карточки со словами).
- Обсуждение в группе, взаимопроверка. Эталон – на экране слайд .. (раздаю звезды и смайлы).
Слайд 16. Слова для отдела «Инструменты»: тиски, плоскогубцы, клещи, зубило, грабли, ножницы, топоры, жалюзи, ножовка, чернила, инструменты, ключи, сверлаПроверка. По количеству правильно выписанных слов.
Слайд 17. Слова для отдела «Косметика»: духи, тени, помада, кремы, лосьоны, румяна, сливки, маски, лаки, скрабы, гели, тушь.Проверка. 4 слова – 5, 3 слова – 4, 2 слова – 3
- Покушать любят все, поэтому всем классом «идем» покупать продукты
Слайд 18. Слова для отдела «Продовольственный»: пельмени, помидоры, сласти, конфеты, консервы, пряники, макароны, сливки, спагетти, леденцы, фисташки, окорочка, огурцы Слайд 19. Итак, проверяем, что же мы положили в наши корзины.
Самостоятельная работа.
- Те, кто получил звезды, выполняют творческую работу «В магазине» (5-6 предложений), у кого – смайлики – упр. 511.
(зачитывают творческие работы, проверка упр. 511 – слайд 20)
Проверка. (критерии – на слайде)
Выводы.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие затруднения испытали?
- Все ли у вас получилось?
(дети высказываются)
Рефлексия. «Лесенка успеха» (берут магнитики и прицепляют на определенную лестницу)
Домашнее задание: § 93, упр. 511, 512
Использованная литература:
Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2.. – Москва: просвещение, 2013 г.
Т.В.Раман. Тематическое планирование по русскому языку. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - Москва: Экзамен, 2006
Е.А.Влодавская. дидактические материалы по русскому языку. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В двух частях» - Москва: Экзамен, 2014