Интегрированные предметные недели в школе как средство раскрытия творческого потенциала учащихся.

Интегрированные предметные недели в школе как средство раскрытия творческого потенциала учащихся.
Лаптиёва Людмила Николаевна,
заместитель директора по УВР МБОУ г.Иркутска
СОШ №10
Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Однако практика обучения показывает, как трудно осуществить принцип меж- и внутрипредметных связей в реальности. Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного учебного предмета, что вполне естественно для ребёнка, он не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях. Очень часто у ребёнка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Одной из эффективных и массовых форм внеурочной деятельности школьников по повышению результативности образования в изучении учебных дисциплин, в том числе и на углублённом уровне, являются предметные недели.
Цели их проведения: повышение качества знаний учащихся, активизация познавательной, творческой и практической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, расширение кругозора, социализация детей, акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для практического применения в повседневной жизни.
Предметные недели позволяют обнаружить пробелы в знаниях и умениях, выявить имеющиеся способности, позволяют "сломать" стандарт восприятия учебы, показать известные учебные предметы с неизвестной стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Недели помогают формированию целостного взгляда на мир и человека, помогают качественно решать задачи формирования гармоничного мировоззрения учащихся; происходит воспитание чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Предметные недели представляют широкие возможности для применения на практике знаний и умений в различных областях знаний. Диапазон применяемых форм разнообразен: встречи, олимпиады, выставки ученических работ, ярмарки, конкурсы, праздники. Ученики готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах. Все это дает возможность лучше и глубже узнать любимый или не очень любимый предмет, найти в нем для себя что-то новое и неожиданное.
Несколько лет назад, решив сломать стереотипы, учителя школы решили проводить интегрированные предметные недели, декады. Предметные недели в нашей школе сегодня - это не только традиционные внеучебные мероприятия, - это многоцелевое единство мероприятий, спланированных, продуманных, объединенных общими задачами. Желательно, чтобы были охвачены все возрастные группы, были проведены яркие и запоминающиеся мероприятия. При подведении итогов учитывается участие каждого класса, отдельных школьников, учителей. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного процесса. Особенно удачно, на мой взгляд, проходят в нашей школе именно декады гуманитарных наук. Приведу пример прошлого года.
Цель проведения предметной недели предметов гуманитарного цикла: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности.
Задачи:
-учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальный ощутимый результат;
- приобщить учащихся к поисково-исследовательской деятельности, сохранению исторического, литературного наследия;
-внедрить современные технологии в образовательный процесс;
План проведения мероприятий:
Понедельник:
5-е классы – игра «Животные в баснях дедушки Крылова» (литература – природоведение)
7 классы – урок – путешествие «Родина хокку» (литература – география)
Вторник
10-11 классы – вечер бардовской песни (литература – музыка – МХК)
5-11 классы – конкурс газет в Publisher или viki по истории школы (информатика – история – литература)
Среда
9-е кл. – литературная гостиная «Струн вещих пламенные звуки» (литература – английский, немецкий языки, география, история)
8-е классы – брейн-ринг «Содружество муз» (музыка – ИЗО – литература)
Четверг
6-е классы - час поэзии «Животные в поэзии С. Есенина» (биология – литература - ИЗО)
1-11 классы – конкурс чтецов
8-9 классы – «Обед XVIII века» (литература – технология, история)
Пятница
6-7 классы – интеллектуальное казино «Гордиев узел» (происхождение фразеологизмов) (история – русский язык)
5 классы – конкурс сочинений «Люби и охраняй природу» (природоведение, экология – русский язык)
10-11 классы – викторина «Россияне – нобелевские лауреаты» (литература- физика- математика-история)
Готовясь к конференции, я нашла много новых идей для проведения интегрированных предметных недель. Думаю обсудить на заседании МС возможность проведения декады, посвящённой годовщине Победы с включением мероприятий по всем учебным предметам.
На мой взгляд, необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:
Расширение кругозора.
Актуализация ведущих идей науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.
Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.
Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей ученика - подростка в процессе обучения.
Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.
Приобщение учащихся к процессу познания.

Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Ученик при этом становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению, раскрыть творческий потенциал. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное и логическое мышление.
И в заключение хотелось бы привести слова И. С. Якиманской. Она подчёркивает, что «построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно- ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».

Использованные источники:
Раенко Т.В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. - Волгоград: «Учитель», 2014г.
Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. – 96 с.
http://nytva.taba.ru/NP_konferenciya
http://www.teacherjournal.ru

15