План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы «Анализ эпизода из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» — сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по художественному тексту»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
План-конспект интегрированного урока по русскому языку и
литературе на тему
«Анализ эпизода «В комендатуре» из рассказа М. Шолохова
«Судьба человека» – сочинение-рассуждение по данному отрывку
в формате ЕГЭ»
Аудитория: обучающиеся 11 класса
Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Адрес школы:
Воронежская область,
Подгоренский район,
с. Сергеевка, ул. Есенина, 34
2014 г.
Цель урока:
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;
Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.
Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).
Задачи урока:
Научить и научиться:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из рассказа, листы оценивания, вырезанные из бумаги кружки для смайлов).
Ход урока1. Вступление, целеполагание.Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из рассказа
М. Шолохова «Судьба человека»
2. Просмотр отрывка из фильма «В комендатуре». Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
1)И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы. 2)Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру продрогли как собаки. 3)А обсушиться негде, согреться - тоже, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже.
4)Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: "Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит". 5)Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.6)Так вот этот самый комендант на другой день вызывает меня.
7)Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. 8)Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: "Вот и отмучился ты, Андрей Соколов … и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...
9)В комендантской за столом - все лагерное начальство. 10)Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. 11)На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. 12)Мигом оглядел я всю эту жратву, и - не поверишь - так меня замутило, что за малым не вырвало. 13)Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою... 14)Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.
15)Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку. 16)"Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" – 17)"Так точно, - говорю, - герр комендант, много". – 18)"А одного тебе на могилу хватит?" – 19)"Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".20)Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. 21)"Воля ваша", - говорю ему.22) Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
23)Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! 24)Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»
25)Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий".26) Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? 27)В таком случае выпей за свою погибель". 28)А что мне было терять? 29)"За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему.30) С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. 31)Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".32)Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед смертью". 33)Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю".34) Наливает он второй, подает мне.35) Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться".36) Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: "Что же не закусываешь, русс Иван? 37)Не стесняйся!"38) А я ему свое: "Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать".
39)Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха.40) Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол.41) Захотелось мне им показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться фашистской подачкой не собираюсь, что у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
42)После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. 43)Ты храбрый солдат. 44)Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. 45)Стрелять я тебя не буду.46) К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. 47)Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. 48)Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
49)Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей".50) Нет, обошлось.51) И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...52) Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. 53)Ввалился в барак и упал на цементованный пол. 54)"Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. 55)"Всем поровну", - говорю ему.
4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О достойном поведении русского солдата в плену перед лицом смерти.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- фашизма
- насилия человека над человеком, принуждения его к рабскому положению
- подлости и предательства
- чести и достоинства русского солдата
- проблема патриотизма.
- особенности национального русского характера.
- уважения достойных противников.
- поведения человека перед лицом смерти.
- товарищества.
3) Сформулируйте главную проблему
Главная проблема – чести и достоинства русского солдата.
4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?
Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:
Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»
5) Какова позиция автора по другим вопросам?
По остальным проблемам авторская позиция и открытая и скрытая.4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.