Формирование экологической культуры школьников на разных ступенях обучения

Формирование экологической культуры школьников на разных ступенях обучения
Фисюк О.Л., учитель биологии и экологии
МОУ- СОШ №4 г.Асино Томской области
Сегодняшние школьники в будущем станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. И каждому из них необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Формирование экологической культуры школьников является одной из самых актуальных задач нашего времени.
«Экологическая культура» - емкое и многоплановое понятие. Оно касается не только уровня технического, экономического развития общества, но и всей духовной жизни человека, его интересов, склонностей, способностей, взаимодействия с другими людьми, с окружающей средой. Экологическая культура теперь рассматривается все чаще с культурологических позиций, как феномен общей культуры, в котором пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида. Существует множество разных определений «экологической культуры».
Так, Б.Т.Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
По мнению Л.В.Печко, экологическая культура включает культуру познавательной деятельности школьников по освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных и эстетических переживаний.
А.Н.Захлебный считает, что экологическая культура - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально – экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Смысл всех этих определений сводится к тому, что экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры школьники могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.
Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к природе.
Компонентами экологической культуры школьников (по Л.Д. Бобылевой) являются:
1- интерес к природе;
2- знания о природе и ее охране;
3- эстетические и нравственные чувства к природе;
4- позитивная деятельность в природе;
5- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Проведенные среди обучающихся всех ступеней обучения диагностические исследования по теме: «Диагностика личностного отношения к природе» показали, что обучающиеся в принципе умеют наслаждаться природными объектами, осваивать их эстетически, но познавать и сохранять природные объекты, а также взаимодействовать с ними не имеют большого желания. Из этого следует вывод, что такие целевые ориентиры как воспитание экологической культуры, вытеснение потребительского отношения к природе осознанием личной ответственности за ее состояние у большинства школьников еще не сформированы.
Поэтому целью работы нашей школы является: создать систему, способствующую формированию у школьников экологической культуры через преемственность экологического образования и воспитания обучающихся от младшего школьного возраста к старшему.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1) разработка комплекса учебных программ спецкурсов, кружков, определяющих экологическое образование школьников;
2) организация исследовательской и практической деятельности обучающихся экологической направленности;
3) осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах по экологии;
4) объединение усилий педагогов, обучающихся и родителей, направленных на эстетическое оформление здания школы и пришкольной территории;
5) организация походов, экскурсий и прогулок на природу.
Для реализации поставленных задач наша школа с 2006 г. стала пилотной площадкой по непрерывному экологическому образованию и воспитанию на территории Асиновского района.
Формирование экологической культуры школьников невозможно без овладения учениками основами экологических знаний. Пополнение и расширение знаний происходит на уроках биологии, географии, химии, природоведения, физики и окружающего мира и др. Поэтому были скорректированы программы учебных курсов по включению экологически ориентированного учебного материала. Для того чтобы учителя - предметники могли ориентироваться в том, какие знания по экологии имеют ученики разных ступеней обучения в школе составлены обобщающие таблицы:

Предмет
Класс
Тема
Экологические понятия
Виды контроля

 
 
 
 
 

В урочной деятельности учителю необходимо не только добиваться того, чтобы ученики «давали правильные ответы на вопросы, связанные с экологией», соответствующие необходимому содержанию образования. Важно, чтобы получаемые знания личностно переживались, чтобы учащиеся испытывали внутреннюю потребность поступать «правильно» по отношению к природе, ощущали и переживали свой вклад и степень участия или неучастия в решении актуальных экологических задач.
Таким образом, учитель должен целенаправленно создавать ситуации, требующие включения школьников в решение задач, обеспечивающие эмоциональную и нравственную окрашенность поиска. Содержание личностной ситуации – это не только учебный матери
·ал, но и переживания учеников, поиск смысла, «проигрывание» личностно значимых проблем. В младшем школьном возрасте очень важно формировать экологические знания через игровую деятельность.
В школе разработаны программы учебных экологических курсов и внеурочной деятельности. Программы по каждому классу ориентированы на возрастные особенности обучающихся, отражают межпредметные связи и интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний. Все спецкурсы и кружки помогают обучающимся систематизировать, обобщить и расширить имеющиеся знания по экологии, а так же способствуют формированию общих (фундаментальные) знаний, умений и навыков, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы. Знания основ экологии способствуют воспитанию культуры взаимоотношений Человека с Природой.
Спецкурс
Уровень
Педагог
Класс
Кол-во часов

Экология Томской области
Региональный
 
7
6
1
0,5

Основы общей экологии
ОУ

10
1

Основы социальной экологии
ОУ
 
11
1


Кружок
Уровень
Класс
Кол-во часов

Друзья природы
ДДТ
2
1

Экологический
ОУ
4
1

Цветовод
ОУ
6-8
1

Юный эколог
ДДТ
5
9-11
1
1

Ученики всех ступеней обучения ежегодно участвуют в различных научно – практических конференциях школьников «Мир вокруг нас», «Экологические проблемы нашего Причулымья», где успешно представляют проекты на экологические темы. Цели проектной деятельности:
1) помочь испытать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований;
2) формировать у них научное экологическое мировоззрение;
3) развивать интеллектуальные умения и интерес к изучению родной природы и ее экологических проблем.
В школе регулярно проводятся традиционные мероприятия экологической направленности: «Конкурсы осенних и зимних букетов», «Любимый цветок моей семьи, «Цветы в классном кабинете», «Школьная клумба», уборка территории, размещение скворечников и кормушек на территории школы и прилегающем микрорайоне, экологическая акция «Наш дворик», посадка кедров на школьной территории, декады биологии и экологии. Проводимые мероприятия служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.
Критериями экологически осознанного поведения стало и участие учеников школы в конкурсах и акциях различных уровней, связанных с экологическими проблемами (акции «Подкормите птиц зимой» и «Марш парков», фотоконкурс «Мир бывает разным», конкурсы «Зеленая планета», «Флора и фауна Томской области», «Человек и природа», конкурс компьютерных презентаций «Край, в котором я живу», слеты «Юные друзья природы» и «Юные экологи и биологи).
Ежегодно учащиеся школы №4 г.Асино занимают призовые места на районных олимпиадах по экологии. Проводят акции с целью привлечения общественного внимания к охране природы и местным экологическим проблемам (анкетирование жителей города на тему «Берегите лес от пожара», акция «Наш дворик»).
Установлена тесная связь школы с Асиновским лесничеством. Группа старшеклассников регулярно посещают занятия по экологии и лесоводству, ухаживают за посадками кедра на территории лесничества, проводят акции в защиту леса от пожаров, участвуют в различных конкурсах.
Формирование экологической культуры происходит и через эстетическое оформление здания школы и пришкольной территории. Усилиями педагогов и учеников созданы зеленые уголки в каждом учебном кабинете, библиотеке, учительской, коридорах и холле. Стены украшают выставки рисунков на экологические темы, созданные ребятами из изостудии «Вдохновение». Действует фотовыставка «Удивительный мир природы».
Для формирования экологического поведения организуются походы, экскурсии и прогулки на природу, где ребята учатся наблюдать за природными объектами, знакомятся с методами их изучения и охраны, осваивают правила поведения в природе и просто слушают звуки природы.
Результатами работы школы по формированию экологической культуры школьников стали не только количественные и качественные показатели участия в различных мероприятиях и конкурсах, но и, по мнению учителей, дети стали более внимательными, уважительными, доброжелательными по отношению к окружающим объектам природы, проявляют творческую фантазию и любознательность.
Экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от ответственности каждого человека за состояние природной среды.
       Формирование экологической культуры подрастающего поколения через разные формы деятельности – одна из важных задач работы нашей школы.

Список литературы
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
4. Маркова А.К. Психологическая культура учителя. М.: Просвещение, 1993.
5. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. - № 3. – С. 29-32
6. Ульянова Н.В. Развитие познавательного интереса школьников в обучении экологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – серия Педагогика Вып. 10. – С. 124-125.




Заголовок 215