Формирование умений и навыков исследовательской работы с текстом на разных ступенях обучения.
Формирование умений и навыков исследовательской работы с текстом на разных ступенях обучения.
Формирование у школьников разносторонних речевых умений реализуется мной на основе обращения к четырем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, письму, чтению. Поскольку продуктом речи является текст, особое внимание уделяю работе с текстом. Текст – источник для решения многочисленных задач (грамматических, эстетических, нравственных, творческих), для наблюдений и исследований.
Обучение начальному лингвистическому исследованию текста начинаю уже в пятом классе.
Например, при изучении темы «Глагол» пишем сочинение-миниатюру «Моя весна». Моделирование урока направлено на формирование интереса к тексту, слову, языку писателя, секретам выразительности речи, роли глаголов в тексте.
На I этапе анализируем вместе с детьми текст Н.Сладкова «Весенние звуки». При актуализации знаний доказываем, что это текст, определяем тему, выделяем основную мысль.
Далее – образное рисование: представляем картины победного шествия весны по пробуждающейся земле. Обязательно при этом объясняем значение некоторых слов. Особое внимание обращаем на роль глаголов в тексте (они передают нежную и звонкую мелодию весенних звуков, вырвавшихся из плена зимней стужи: «похрустывает», «журчит», «позванивают», «шуршат», «звенят», «вскрикивают»). Обращаем внимание на то, как «выстроены» глаголы: в итоговом предложении глагол совершенного вида «хлынуло» передает энергию и напор пробуждающейся природы.
Таким образом, выбранная учебная задача и организация деятельности учеников активизировали познавательную деятельность уже на I этапе урока.
На II этапе урока необходимо создать творческую ситуацию. Форма работы - групповая. Группы представляют себя в различных ролях: кинооператора, фотографа, журналиста, музыканта и создают образ проснувшейся природы. После завершения работы в группах и представления результатов работы делаем вывод о том, что писателю с помощью слова удается создать образ так, что мы и видим картинку, и слышим, и ощущаем, и заряжаемся настроением автора.
Следующий этап работы направлен на активизацию воображения, фантазии, мышления, речевой деятельности. Ребятам предлагается представить свой образ весны. Они представляют ее красавицей, художницей, волшебницей, врачом и т.д.
И, наконец, конечный этап работы – вывод ребят на самый высокий уровень: пишем сочинения-миниатюры на тему «Моя весна».
Таким образом, подобная организация учебной деятельности активизирует познавательный интерес, развивает мышление, речь, формирует навыки исследовательской работы с текстом.
Опыт работы и собственные наблюдения показывают, что заучивание стихотворений не всегда по душе ученикам. Одной из причин негативного отношения к этому виду работы является то, что у ребенка нет соответствующего эмоционального настроя. Оценивая значение эмоционального фактора, В.А. Сухомлинский писал: « подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством, если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение В периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенной, а запоминание происходит наиболее интенсивно».
Положительный эмоциональный заряд заложен в самом поэтическом тексте. Необходимым аспектом изучения текста является языковой анализ. Исследование текста помогает ученику вдуматься в содержание, почувствовать и осознать выразительные средства языка, ощутить различные эмоции и смысловые тонкости. Тогда выучить стихотворение будет интересно и не составит особого труда.
Начальные навыки исследовательской работы помогают мне продолжить работу в следующих классах, когда доля самостоятельной работы с текстом увеличивается.
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Баллада Жуковского «Лесной царь». Если ребятам сообщить, что Жуковский был превосходным переводчиком и при этом создавал оригинальные произведения, то вряд ли эта информация вызовет особый интерес. А если предложить сопоставить подстрочный перевод баллады Гете и Жуковского, исследовать два поэтических текста, определить различия в содержании двух баллад, то ученики, исследуя, сравнивая, придут к выводу, что, переводя, поэт действительно создавал оригинальные произведения.
Исследовательский характер имеют и уроки русского языка. Становится разнообразнее и глубже работа с текстами за счет введения новых видов текстовых упражнений и изменения методики их исследования.
Фрагмент урока 6 класса.
Тема: «Наклонение глаголов»
Ученикам даются предложения, записанные на карточке, и таблица:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Пойдемте скорее туда!
Под стройными соснами и молодыми кудрявыми березками проворно бегают муравьи и густо растут ландыши.
Знаете ли вы очень красивое место в лесу?
В лесу чувствуем удивительный аромат.
Посмотрите на цветы и понюхайте их.
Их белые цветы очень похожи на крошечные фарфоровые колокольчики.
ТАБЛИЦА:
№
Изъяснительное
Условное
Повелительное
Наст.вр.
Прош.вр.
Буд.вр.
1.
1 (2 лицо)
-
-
-
-
2.
-
-
-
-
1
3.
2
-
-
-
-
4.
-
-
-
-
-
5.
1 (1 лицо)
-
-
-
-
6.
-
-
-
-
2
7.
!
Учащиеся сами формулируют задание: необходимо записать предложения в нужном порядке, чтобы получился текст о цветах, при этом ориентируясь на таблицу. Последнее предложение составить самостоятельно, оно должно быть восклицательным.
Завершает групповую работу сочинение-миниатюра «Букет цветов» с использованием приема сотворчества.
Исследовательский характер уроков развивает умственную и речевую деятельность, активизирует познавательный интерес и обеспечивает возможность организовать самостоятельное исследование уже на этой ступени обучения.
Пример из практики: ученица 8 класса провела исследование языка прозы В.П. Астафьева и написала работу «Индивидуально-авторские слова в прозе В.П. Астафьева», с которой успешно выступила в НОУ и на научно-практической конференции в литературном музее.
Формирование навыков исследовательской работы с текстом продолжается и на уроках в старших классах.
Такими уроками являются уроки-практикумы, на которых ведущей деятельностью является углубленная исследовательская работа с текстом. На таких уроках оптимальна работа в группах, она может быть классной и домашней, когда ученики ведут вместе исследовательские наблюдения и делятся ими с классом.
Активизация познавательной деятельности посредством привлечения внимания к языку писателя, красоте и выразительности слова развивает коммуникативные умения, готовит к созданию собственных текстов, что готовит учеников к написанию варианта «С» на ЕГЭ, итоговых сочинений, темы которых предполагают восприятие, оценку, истолкование поэтического текста, анализ эпизода, рецензию.
Сформированные навыки исследовательской работы с текстом помогают вывести ребят на самый высокий уровень – самостоятельное исследование и участие в НОУ.
15