Единый всекубанский классный час ко Дню победы Гордимся! Помним!
Единый Всекубанский классный час «Гордимся, помним!»
Автор сценария: классный руководитель 5 «Ж» класса
СОШ 5 г. Белореченска
Незнаева Татьяна Сергеевна
Цель классного часа: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны1941-1945 гг.
Задачи классного часа:
-актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
- развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших Россию и Краснодарский край;
- формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование, презентация к уроку
- Видеоролики о войне
- Аудиозапись с сообщением о начале войны
- Слоганы ко Дню победы (подготовлены учащимися в качестве домашнего задания к классному часу)
Ход классного часа.
На доске написан эпиграф:
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем-
Вновь придет она.
Р. Рождественский
1. Организационная часть.
Вступительное слово учителя:
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше Отечество пережило годы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!
2. Мотивационная часть.
Просмотр видеоролика «День победы». (Приложение 1)
Учитель:
В памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то уже в зрелом возрасте. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, в пионерском лагере, на рабочем месте, на переднем крае и в глубоком тылу. Мы, ныне живущие, не знаем, что чувствовали наши соотечественники во время тех страшных событий. Давайте перенесёмся на несколько десятилетий назад и узнаем о том, как война стала для ваших ровесников началом взрослой жизни.
Звучит аудиозапись сообщения Ю.Левитана о начале войны. (Приложение 2)Двое учащихся читают стихотворение Б. Окуджавы.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Учитель:
Многие из них так и не вернулись…
В городах и сёлах плакали матери, провожая сыновей и дочерей на фронт. На дверях военкоматов висели плакаты, призывающие встать на защиту Родины. Но главный призыв звучал в сердцах людей: они шли добровольцами на фронт.
В годы Великой отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились звания Героя Советского Союза, получали ордена, медали.
А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
3. Основная часть.
Ребята, к концу 5-го класса вы уже многое знаете о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним наиболее важные факты из ее хроники.
Опрос – фронтальная беседа:
Учитель:
Когда началась Великая Отечественная война?
Ученики:
22.06.1941 г.
Учитель:
Когда закончилась Великая Отечественная война?
Ученики:
09.05. 1945 г.
Учитель:
Назовите основные периоды Великой Отечественной войны.
Ученики:
22.06.1941 г .- 18 ноября 1942 г. – Начальный период войны.
19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – Коренной перелом.
Январь 1944 г. – 9 мая 1945 г. – Завершающий этап.
Учитель:
Какие сражения включает в себя Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики:
Сталинградская битва, битва за Кавказ, битва на Курской дуге.
Учитель:
Когда была битва за Кавказ?
Ученики:
Битва за Кавказ была с июля 1942г. - до октября 1943г.
Учитель:
Почему фашисты хотели захватить Кавказ?
Ученики: Им нужны были ресурсы: нефть, зерно.
Учитель:
Ребята, сейчас вы расскажете, что вы узнали о войне на территории вашей малой Родины - тех районов, где вы родились. На основе ваших рассказов мы сформируем общее представление о Великой Отечественной войне на Кубани.
Сообщения учащихся:
1-й ученик:
Город Ейск. (Приложение 3)
В 1939 году Ейск становится городом краевого подчинения в составе Краснодарского края и административным центром Ейского района.
Во время Великой Отечественной войны более 15 тысяч ейчан сражаются на всех фронтах, защищая независимость нашей Родины.
С августа 1942 года по февраль 1943 года город пережил страшные месяцы вражеской оккупации. За эти полгода от рук гитлеровцев пострадало более тысячи человек, в числе которых были 214 детей из детского дома, замученных фашистами. Дети пытались бежать, их ловили и вталкивали в машины смерти. Операция по удушению детей продолжалась два дня.
Материальный ущерб, нанесенный городу, оценивается в 100 миллионов рублей. Величайший героизм проявляли на фронте наши земляки. Свидетельством этого является тот факт, что 25-ти ейчанам было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.
2-й ученик:
Город Тимашевск ( в годы войны станица Тимашевская) (Приложение 3)
Мирное развитие станицы было нарушено 22 июня 1941 года, когда немецкие войска вторглись на территорию России. В те годы земля впитала в себя кровь многих своих сынов.
Навеки в мировую историю были вписаны имена многих героев - тимашевцев отдавших жизнь за свою Родину, за свой город. В 1942 году Тимашевск был захвачен немцами. Но им не позволили долго хозяйничать на нашей земле. 11 февраля 1943 года советская армия после ожесточенных боев выбила оккупантов из станицы. Отступая, немцы использовали тактику "выжженной земли", стараясь не оставить после себя ничего пригодного к использованию. Были взорваны здания редакции районной газеты, кинотеатра, райпищепромкомбината, дамба. Страшное разорение царило в сельском хозяйстве. Из 6606 лошадей осталось меньше 2000. Из 9250 коров - осталось1270. Совсем не осталось свиней, а птицы удалось уберечь всего 40 голов. Не было посевной пшеницы, фуража.
Но война не щадила никого. От тыла ждали помощи, и тимашевцы как могли вносили свой вклад, постепенно восстанавливая разрушенное и строя новое. В рекордные сроки для связи с Краснодаром была восстановлена дамба, налажена работа железнодорожного депо. Заново отстраивались здания. Для борьбы с антисанитарией за 9 дней было открыто 10 бань
В таких трудных условиях при острой нехватке ресурсов и людей тимашевский район перевыполнил план по мясу на 240 центнеров, молоку - на 33 центнера, яйца - на 30 тысяч, зерна - 12317 центнеров. В годы Великой Отечественной войны тысячи тимашевцев ушли на фронт. Во всех уголках земного шара знают о материнском подвиге жительницы Тимашевского района, крестьянки Епистинии Фёдоровны Степановой, девять сыновей которой погибли, защищая Родину.
3-й ученик:
Город Новороссийск. (Приложение 3)
С первых дней Великой Отечественной войны город стал ареной жестоких сражений. Немецкое командование, учитывая стратегическое значение Новороссийска, безостановочно бомбило город. Он стал непреступной крепостью на пути войск захватчиков, рвавшихся на Кавказ. Осенью 1942 г. немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город и подошли к цементному заводу "Октябрь". Дальше им пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боёв не смог встать на причал в Цемесской бухте. В оборонительных боях пострадало большинство домов мирных жителей. Люди вынуждены были жить в подвалах и землянках. С первых дней “нового порядка” на улицах Новороссийска появились виселицы. 15 сентября 1942 г. гестаповцы привезли к клубу имени Маркова 20 девушек-комсомолок и казнили их. 16 сентября 1942 г. они согнали к зданию гестапо более 1000 неблагонадежных жителей, посадили на автомашины, вывезли на Суджукскую косу и расстреляли. За время своего господства в городе немцы уничтожили более 7000 раненых и больных советских воинов, а также тех, кто их укрывал. Более 32 тысяч жителей были вывезены из города: часть - на работы в Германию, часть - в оккупированные районы, часть - в пригородные концлагеря. Для уничтожения неугодного населения проводились всевозможные “фильтрации, экзекуции, ликвидации”. Гитлеровцы постоянно совершенствовали технику массового убийства людей, создавая крематории, “бани особого назначения”, “газовые автомобили”.
Оборона Новороссийска, героическая 225-дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 г. стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ. За время боёв Новороссийск был разрушен до основания. Трудно было себе представить, что груда дымящегося искорёженного бетона ещё год назад была цветущим уютным городом...
По определению Государственной комиссии, разрушения составили 96,5%. Город нужно было строить заново. За заслуги перед Родиной, стойкость, мужество и героизм в 1966г. Новороссийск награждён орденом Отечественной войны первой степени, а в 1971 г. ему присваивают звание города-героя
4-й ученик:
Город Анапа. (Приложение 3)
В годы Великой Отечественной войны Анапа была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Вокруг города возникло и действовало 7 партизанских отрядов численностью около 400 человек. Карательный отряд фашистов из 500 человек постоянно охотился за партизанами. Оккупантам помогали предатели.
Партизанам приходилось трудно. Питались они в основном кониной, для чего гоняли за собой табун лошадей, отбитый у румын. Не хватало хлеба и соли. Оружие, продовольствие и медикаменты приходилось добывать в бою. Несмотря на все испытания, партизаны уничтожили за 13 месяцев оккупации 700 фашистов, подорвали 5 железнодорожных и 3 шоссейных моста, добыли много ценных разведданных. Летом 1943 года гитлеровцы поняли, что наступление на Кавказе провалилось. Они стали готовить мощную оборонительную линию на Таманском полуострове, чтобы не пустить наши войска в Крым и иметь плацдарм для повторного наступления на Кавказ. Это была “Голубая линия”. Она левым флангом упиралась в Азовское море, а правым - в Черное море в районе Новороссийска. Ее протяженность по фронту составила 113 км, а глубина 30-40 км. Анапа располагалась в тылу, за несколькими линиями обороны врага. По укрепленности немцы сравнивали “Голубую линию” с французской “Линией Мажино”. Те же доты и дзоты, бронированные колпаки, противотанковые рвы и “ежи”, заграждения из колючей проволоки в 6-7 рядов, минные поля и так далее. Правда, “Линию Мажино” фашисты и не пытались штурмовать, они ее просто обошли. “Голубую линию” обойти было невозможно, так как она протянулась от Азовского до Черного моря. Поэтому к штурму готовились серьезно, по-суворовски. Батальоны нашей 339-й дивизии поочередно отводились в тыл - в район станицы Крымской (сейчас город Крымск), и с ними проводились тактические занятия на специальных полигонах. Солдаты учились приступом брать опорные пункты, взаимодействовать с авиацией. Учеба длилась целый месяц. И вот 15 сентября 1943 года в 6 часов утра началась артподготовка перед штурмом. Шквал огня был таким внезапным и плотным, что немцы не пытались отвечать. 1,5 часа наша артиллерия крушила оборону врага. В заключение ударили залпы “катюш”. Началась атака. Три армии - 9-я, 18-я и 56-я лавиной обрушились на фашистов. 21 сентября 18-я армия освободила Анапу, а войска 9-й армии вели наступление в сторону Темрюка. Утром 9 октября войска 56-й армии прорвали последний рубеж обороны на подступах к косе Чушка, завершив Новороссийско-Таманскую наступательную операцию и битву за Кавказ. После освобождения Анапа оказалась полностью разрушенной. Возрождение города шло медленно и трудно.
5-й ученик:
Город Белореченск (в годы войны станица Белореченская). (Приложение 3)
Приказом № 3 от 1 июля 1941 года по Белореченскому гарнизону станица переводилась на военное положение.
6 августа 1942 года после авиационного удара противник с боем овладел Армавиром и продолжал наступление на Майкоп. Основной удар на Майкопско-Туапсинском направлении приняли на себя части и соединения 12-й армии под командованием генерал-майора А.А. Гречко и 18-й армии под командованием генерал-майора Камкова.
Стремясь прорваться к Майкопскому нефтяному району и выйти к Черноморскому побережью в районе Туапсе, враг бросил на это направление шесть дивизий 1-й танковой армии, поддерживаемых авиацией и артиллерийско-минометным огнем.
С 8 по 12 августа шли сильные бои на рубежах рек Кубани, Лабы, Белой.
К исходу 10 августа противник попытался форсировать реку Белую с марша. На левом берегу стеной на пути врага встала батарея лейтенанта Горлова 149-го минометного полка. Ей было приказано прикрывать отход наших частей в горы. В неравном бою бойцы истребили до двухсот фашистов, сожгли и подорвали несколько автомашин, три танка. Минометчики не отступили и повторили бессмертный подвиг гвардейцев-панфиловцев.
Активизируя свои действия, усилив наступающие подразделения, 12 августа противник ворвался в станицу Белореченскую. К 15 августа 1942 года весь Белореченский район был занят немецко-фашистскими войсками.
Кровавая оккупация района длилась до 31 января 1943 года. Особой жестокостью, зверствами на территории района отличались офицеры военной комендатуры, полевой жандармерии, пособники из числа предателей.
Всего из станицы Белореченской фашистами и их пособниками уничтожено за время оккупации 272 человека.
Всего шесть месяцев "хозяйничали" фашисты в станице. Но и за это время они нанесли огромный урон району. Погромщики разрушили, сожгли все предприятия, крупные здания, школы, железнодорожные мосты и многие другие важные объекты.
Но час возмездия приближался. С 1 января 1943 года войска Южного фронта, Северо-Кавказского фронта, закавказского фронта и Черноморской группы войск приступили к операции по освобождению Северного Кавказа.
30 января 1943 года части 353-й СД и 31-й СД 18-й армии подошли к Белореченскому району. Противник в спешке небольшими группами отходил в направлении реки Белой.
Части 353-й стрелковой дивизии освободили западную часть района к 31 января. Части 31-й СД, действуя в направлении Рязанской, освободили восточную часть района от реки Белой к 30 января. 31 января 1943 года советские войска вошли в Белореченскую.
6-й ученик:
Город Краснодар. (Приложение 3)
Девятого августа 1942 г. вражеские войска заняли Краснодар. Фашистская оккупация столицы Кубани длилась до 12 февраля 1943 г. Это было самое страшное время за всю историю Краснодара. Мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города, из них более 7000 были умерщвлены в душегубках, которые впервые были применены в нашем городе. Это 6-7-тонные крытые грузовики с дизельными двигателями, оббитые внутри железом и снабженные в задней части кузова двустворчатой герметически закрывающейся дверью. На полу имелась решетка. Через нее по специальной трубе в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углерода высокой концентрации. Запертые в машине люди задыхались и умирали в мучениях.
Особенно свирепствовала в городе “зондеркоманда СС-10 А”. Она занималась розыском и уничтожением “подозрительных” людей, а также попавших в плен командиров и политработников Красной Армии, выявляла и репрессировала евреев.
В городе действовали специальные команды факельщиков для поджога зданий, взрывателей для уничтожения не только промышленных и железнодорожных объектов, но и театров, музеев, школ, больниц …
Ущерб, причиненный Краснодару, был огромен и составлял свыше двух миллиардов рублей (в довоенных ценах). В развалинах лежали заводы имени Седина и Калинина, “Октябрь”, нефтеперегонный, мельницы и хлебозаводы, шорно-седельная фабрика, электростанция, водопровод, железнодорожная станция и речная пристань. Было разрушено и сожжено 807 домов, среди них 420 крупных зданий, в том числе 127 производственных, 98 общественных, 66 культурно-просветительных и 120 жилых. Сожжены четыре вуза с оборудованием лабораторий и библиотеками, театры драматический и музыкальной комедии, Дворец пионеров, почти все школы, клубы, кинотеатры.
Всего в крае во время оккупации погибло около 62 тысяч человек.
Учитель:
Ребята, давайте посмотрим видео об освобождении Краснодара и прочувствуем это событие вместе его свидетелями.
Просмотр видеоролика об освобождении Краснодара.(Приложение 4)
Учитель:
Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Откуда они брали такие силы! Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И сегодня еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Сегодня дети, не знавшие детства живут рядом с нами. Чем сейчас мы можем помочь им, как вернуть наш долг? Мы должны бережно относиться к ветеранам, не забывать их и помогать во всем. А самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим детям, внукам, бережно хранить ее!
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Ребята, можем ли мы с вами пообещать памяти павших и живых, что не забудем их подвига никогда? Сегодня голос войны звучит в каждом мирном дне, который мы прожили, в каждом памятнике военному времени, в каждой военной истории ваших семей. Мы обязаны помнить подвиг нашего народа.
Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча коснулась сердца каждого. Пожалуйста, кто почувствовал себя причастным к этому великому событию, кто может сказать, что в его сердце эхом отозвался подвиг русского солдата, напишите на листах продолжение фразы «Теперь я знаю, что такое война. Война – это…».
Учитель предлагает детям снять совместный видеоролик в виде социальной рекламы на отрывок из поэмы Р. Рождественского «Рэквием».
После урока учащиеся делают совместную фотографию со слоганами и отправляются на экскурсию в школьный музей.