Конспект внеурочного интегрированного мероприятия «Литературно-гастрономическое путешествие по фольклорному творчеству коренных народов Дальнего Востока». 5 класс.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 162»






РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора
МО филологических наук ФГКОУ СОШ № 162
ФГКОУ СОШ № 162 _________ Ю.Баранникова
Председатель МО ______ Н. Джунусова «_____» ______________
«_____» ______________








Разработка внеурочного интегрированного мероприятия
«Литературно-гастрономическое путешествие
по фольклорному творчеству коренных народов Дальнего Востока»
для учащихся 5 класса








Выполнили:
учитель литературы
ФГКОУ СОШ № 162
Джунусова Н.А.;
учитель технологии
ФГКОУ СОШ № 162
Зубарева Г.М.



Хабаровск – 47
2015
Конспект внеурочного интегрированного мероприятия
«Литературно-гастрономическое путешествие по фольклорному творчеству
коренных народов Дальнего Востока».
5 класс.

Внеклассное мероприятие разработано по программам «Технология» начального и основного общего образования. М. В. Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синицина, В. Д. Симоненко для общеобразовательных учреждений, «Литература» основного общего образования Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, соответствующих Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального и основного общего образования.
Данное мероприятие можно использовать для организации учебного процесса в 5 классе образовательного учреждения различного типа при изучении раздела ««Кулинария. Технология приготовления пищи» и при изучении регионального компонента по программе «Литература» «Фольклорные сказки народов Приамурья» в базовой школе.
Для организации и проведения мероприятия были использованы следующие педагогические технологии:

Методическое обоснование урока.


п/п
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1
Технология проблемного обучения
Информационно-коммуникативная технология
Организационный этап

2.

Этап актуализации знаний

3
Технология группового обучения
Информационно-коммуникативная технология
Технология игрового обучения
Здоровьесберегающая технология
Технология проектного обучения


Отработка практических навыков

3
Технология игрового обучения

Итог мероприятия


Участники: ученики 5-го класса ФГКОУ СОШ №162, учитель технологии, учитель литературы, жюри ( заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь, педагог-организатор).

Цель:
-ученик научится в области литературы: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный «рисунок устного рассказывания»; усвоит литературоведческие понятия; научится формулировать своё отношение к произведению;
- ученик научится в области технологии: планировать последовательность технологических операций по приготовлению блюд из рыбы, органолептически оценивать качество приготовленных блюд;
- ученик получит возможность в области литературы: научиться соотносить фантастическое и реальное в сказке; владеть монологической и диалогической формами речи; инсценировать сказку;
- ученик получит возможность в области технологии: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представления о дальневосточной литературе; культуре, традициях и особенностях питания коренных народах Дальнего Востока;
- способствовать приобщению к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития школьников – читателей произведений дальневосточных авторов;
- способствовать формированию и развитию умений, навыков приготовления блюд из рыбы.
Развивающие:
- способствовать развитию речи учащихся; умению работать в поисковых системах Интернета, с библиотечным фондом;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предметам литература и технология;
- развивать творческие способности;

Воспитательные:
- способствовать воспитанию ценностных ориентиров личности, культуры отношений, чувства «малой родины», патриотизма.
- способствовать воспитанию интереса к культурным традициям региона и образу жизни коренных народов Дальнего Востока.

Формируемые УУД:
-личностные: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала ; осмысление темы мероприятия и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике ;
- познавательные: развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации; формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; актуализация личного жизненного опыта;
- регулятивные УУД: самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
- коммуникативные: формирование компетенции в общении, формирование умения работать в парах, в группах; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения ; применение на практике полученных знаний и последующее повторение;

Планируемые результаты: учащиеся расширят знания о коренных народах Дальнего Востока, об их культуре, традициях и особенностях питания, будут лучше ориентироваться в технологии приготовления блюд из рыбы, знать правила сервировки стола.

Сценарий мероприятия: см. Приложение 1

Тип мероприятия: комбинированный с элементами игры.

Форма внеклассного мероприятия: литературно-гастрономическое путешествие.

Подготовительная работа: проведению мероприятия предшествует подготовительный этап.
Класс делится на группы, которые получают задания поискового характера. Учащиеся, ориентируясь в произведении, находят отрывки, связанные с гастрономическими пристрастиями героев.
Направления подготовки для каждой команды учащихся.
Направление 1.
Проведение социологического опроса. Результаты социологического опроса см. Приложение 2
Подготовка пословиц, загадок, стихотворений о коренных народах Дальнего Востока
Создание презентаций об особенностях культуры, традициях и питании коренных народах Дальнего Востока
Направление 2.
Изготовление буклетов «Национальные блюда из рыбы» для гостей праздника.
Оформление актового зала иллюстрациями, пословицами.
Направление 3.
Подбор и изучение рецептов национальных блюд из рыбы.
Предварительное приготовление национальных блюд из рыбы на уроке технологии.
Организация дегустации блюд.
Обмен буклетами с рецептами.

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, кухонное оборудование и инвентарь; технологические карты приготовленных блюд; буклеты с рецептами; загадки, пословицы.

Используемая литература:
Ехала деревня мимо мужика: Русские народные песни, загадки, пословицы, небылицы /Сост. С.И.Красноштанов. – Хабаровск: Кн.изд-во, 1989.
Кириченко Э.Д.Сказки дремучей тайги.- Хабаровск: Кн.изд-во, 1985
Комаров П.С. Избранное / Предисл. Ю.А. Шестаковой. Хабаровск: Кн.изд-во, 1992
Константинов А.А. Дальневосточная кухня. Хабаровское книжное издательство.1990.
Нагишкин Д.Д. Амурские сказки / Д.Д.Нагишкин. Хабаровск: Кн.изд-во, 1977
Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана – Граф, 201
Хрестоматия по дальневосточной литературе 5-6 классы. Автор и составитель Г. В. Гузенко. «Риотип», Хабаровск, 2000.
Информационные ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Электронные ресурсы: презентация «Литературно-гастрономическое путешествие по фольклорному творчеству коренных народов Дальнего Востока»; проектные презентации учащихся: «Вендэй – рыбные котлеты»; «Сугдя силени»; «Рыба, жаренная в кляре».
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения: наглядный в форме презентаций сообщений учащихся; ролевая игра в форме инсценировки; частично-поисковый в ходе самостоятельного решения поставленной проблемы; ИКТ, практическая работа.

Формы и методы контроля: индивидуальный; групповой. Технологическая карта мероприятия:

№ п/п
Этап занятия
Цель этапа
Время
Деятельность учителей
Деятельность ученика
Формируемые УУД




1
Организационный этап
Создание условий для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
5 мин.
Приветствие.
Настрой учащихся на работу

Самонастрой на познавательную и творческую деятельность
Личностные:
Деятельностный компонент: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение понятных для собеседника высказываний.







2
Актуализация знаний.


Развитие и углубление потребностей, мотивов учебно-познавательной деятельности.
3 мин.
Активизируют знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию
Обсуждают, что им уже известно по данной теме; слушают и отвечают на вопросы учителей;
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта


Личностные: активизация имевшихся ранее знаний; высказывание различных вариантов решения данной проблемы; умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Познавательные: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: взаимодействие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения и совместной деятельности;





3
Отработка практических навыков
Организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах, группах)
47 мин.
Применяют различные способы закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала по литературе и технологии в игровой форме. Организуют дегустацию представленных блюд.
Активно участвуют в конкурсах,
разгадывание загадок, инсценировках, презентации проектных работ. Излагают познавательные сведения с показом презентаций.
Участвуют в органолептической оценке представленных блюд. Обмениваются буклетами с рецептами проектных блюд.

Личностные: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; применение на практике полученных знаний .
Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; творческая переработка изученной информации.
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания; внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами



Физкультминутка.
Укрепление и развитие здоровья школьников
2 мин.
Организуют физкультминутку.
Активно выполняют физические упражнения










4
Итог занятия
Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей Развитие способности к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке.
5 мин.
Организуют проведение самооценки учениками деятельности на мероприятии;
по результатам анализа работы фиксируют направления будущей деятельности.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы
Уборка помещения.
Личностные: смыслообразование.
Познавательные: умение структурировать знания.
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний; учащиеся выражают свои эмоции по поводу мероприятия; формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Ход мероприятия:

1 этап - организационный (5 мин.)
1.1. Вступительные слова ведущих - учителей.
Тему нашего мероприятия я предлагаю вам угадать. Звучит фонограмма песни о Хабаровском крае
Выступление ученицы Майснер Алёны . Чтение стихотворения (В.Шульжик) 
-Ребята, о каком крае прочитано стихотворение? ( О Хабаровском)
- Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О родном крае, о сказках ).
Ознакомление с результатами социологического опроса.

2 этап - актуализация знаний (3 мин.)
- Ребята, какие виды сказок вы знаете? (Ответы учащихся).
- В чем особенность сказок, которые Вы прочитали? (Ответы учащихся).

3 этап – отработка практических навыков ( 32 мин.)
3.1. Введение новых знаний в форме литературно-гастрономического путешествия.
Игру проводят ведущие: учителя литературы и технологии.
Ведущий: учитель технологии:
- В нашем путешествии участвуют три команды.
Начало нашего путешествия - родник Прозы, далее через остров «Малочисленные народы Дальнего Востока» мы попадаем в долину Сказок . Сделаем остановку на станции «Загадкино» и по тропе «Сказители» выйдем к морю «Знатоки сказок». Затем на нашем пути встретится река«Здоровье», которая впадает в озеро «Познавательное» и по дороге Знаний мы выйдем к горе Проектов. Конечная станция путешествия - «Заключительная. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

3.2. Выступления детей. Инсценировка фрагмента сказки «Храбрый Азмун»

3.3. Конкурс «Отгадай загадку».
Условия конкурса. Загадывание загадок для команд (по 5 загадок для каждой команды. Отгаданная загадка – 1 балл).

3.4. Выступления детей. Станция: Тропа «Сказители».
Пересказ сюжета народной сказки «Медведь и Лиса».

3.5. Физкультминутка ( 2 мин.)

3.6. Аукцион «Знатоки сказок».
Ведущий: учитель литературы
- Команды знатоков фольклора продолжают свое движение по стране, и следующий географический объект - море «Знатоки сказок».
- Каждой команде задается по 3 вопроса, связанных со знанием теории фольклора.
Минимальная ставка 500 баллов. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается следующей команде. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

3.7. Выступления детей. Особенности питания коренного населения Дальнего Востока.

3.8. Презентация проектных работ.
Пройдя озеро «Познавательное», мы подошли к остановке Гора Проектов.
Ребята долго готовили наш проект и теперь покажут и расскажут, какими национальными блюдами будут нас угощать и как их приготовили.
Учащиеся докладывают о проделанной работе. Выступления сопровождаются презентациями в соответствии с заданием учащихся (самопроверка). Обмен буклетами.

Спустившись с «Горы Проектов», мы отправляемся к следующей станции.

3.9. Станция «Заключительная»
Ведущие: учитель литературы и учитель технологии.
- Завершая урок, мы хотим ещё раз вернуться к вопросам.
- Чему учат сказки, фольклор ДВ?
Фольклор ДВ – это настоящая жемчужина народной мудрости, которая преподает уроки жизни.
- Почему необходимо изучать культуру, традиции, особенностях питания коренных народах Дальнего Востока?
Выступление ученицы Майснер Алены. Чтение наизусть стихотворения «Над Амуром».

Дегустация приготовленных учениками проектных блюд.
Ведущий: учитель литературы
Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников,
(Вручение грамот и сувениров учащимся и благодарность учителям-помощникам).

4. Итог занятия (5 мин.)

4.1. Рефлексия.

4.2.Уборка помещения.









Заголовок 315