Воспитательная программа Помним прошлое


Воспитательная программа «Помним прошлое»Пояснительная записка
В российском образовании всегда важное место уделялось патриотическому воспитанию. Но, к сожалению, общественные социологические опросы показали, что многие школьники не знают значимых для России исторических фактов и событий (или знакомы с ними поверхностно). Мы полностью согласны с мнением: только у того народа есть будущее, который помнит своё прошлое.
Одной из задач в современном образовании является «формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности…»
Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
Цель программы: осознание обучающимися нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему
Задачи программы:
- воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
- подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления, формирование активной жизненной позиции.
- приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества,
- изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.
Программа воспитания «Помним прошлое» позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
.
         В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, коммуникативную, творческую.
Основные принципы:
1.   Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.   Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3.   Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4.  Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность.
Патриотическое воспитание школьников продолжается в старших классах.
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Программа рассчитана на 42ч.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3) определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов познавательной деятельности;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел программы Формы занятий Основные виды деятельности обучающихся
1 История школы Классные часы с приглашением ветеранов ГБОУ АО «ССКОШИ», беседы, мастер-класс по изготовлению поздравительных открыток, посещение школьного музея Поиск информации, изготовление поздравительных открыток к Дню рождения школы и к Дню учителя, подготовка и проведение мероприятия, приуроченного к Дню учителя
2 Северные землячества. День пожилого человека Классные часы, совместный концерт с Пинежским землячеством, мастерская по изготовлению открыток Изготовление открыток к Дню пожилого человека, инсценирование, пение, выразительное чтение
3 Славься, Отечество! Классные часы, воспитательские занятия; встречи с интересными людьми; посещение музеев и памятников города (Городской краеведческий музей; Молодежный центр; памятник воинам интернационалистам и др.) Поиск и анализ информации, участвовать в обсуждении актуальных тем и проблем
4 «9 мая… Помним…гордимся!» Классные часы, беседы,
Посещение выставки городского краеведческого музея, посвящённой ВОв. Литературно-музыкальная композиция для начальной школы, мастерская по изготовлению открыток ветерану
Поиск информации, составление сценария: подбор песен, художественных текстов. Работа с ИТК (составление презентаций)
Календарно - тематическое планирование
Разделы программы №
заня-тия Тема занятия Часы Виды деятельности учащихся
История школы 1 Классный час: День рождения ГБОУ АО «ССКОШИ»
1 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).
2 Встреча с учителем русского языка и литературы Скоморохо-вой В.В. 1 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. 
3 Изготовление открыток к Дню рождения школы 1 Выбирать и использовать различные материалы для изготовления открыток.
4 Подготовка и проведение мероприятия, приуроченного к Дню рождения школы и к Дню учителя 8 Участвовать в обсуждении сценария. Выразительно читать лирические произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Декламировать стихотворения.
Северные землячества. День пожилого человека 5 Беседа «Северные землячества» 1 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. 
6 Мастерская по изготовлению открыток 1 Выбирать и использовать различные материалы для изготовления открыток
7 Подготовка к концерту 5 Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества
8 Выступление на концерте 1 Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.  Импровизировать в пении, игре, пластике
Славься, Отечество! 9 Классные часы «Дни воинской славы» 6 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения
10 Беседа: День воина-интернационалиста. Посещение памятника 2 Поиск и отбор информации.
11 Спортивная игра, приуроченная к 23 февраля 1 Участвовать в спортивной эстафете.
«9 мая… Помним…гордимся!» Посещение городского краеведческого музея 1 Воспринимать, анализировать информацию. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения
12 Открытка ветерану 1 Выбирать и использовать различные материалы для изготовления открыток
13 Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции, приуроченной к Дню победы (для начальной школы) 12 Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении произведений о ВОВ
Инсценировать художественное произведение (его части): участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты)  мизансцены.