«Татарская сабля рассекла наше прошлое»

Открытый урок по истории в 10-м классе
«Татарская сабля рассекла наше прошлое»
Русь в середине XIII века выбирает восточное направление развития.
Цель урока – формулируется и объявляется учителем.
План урока:
Русь накануне цивилизационного выбора.
Последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы.
Урок проходит в режимах беседы, работы в группах, обобщения и объяснения, работы с исторической картой, заполнения сравнительной таблицы. Предусмотрен самостоятельный поиск исторической информации, анализ источников, социологический опрос, обобщение.
Ход урока
Вступительное слово учителя и подвод к теме.
Работа учащихся в группах.
Обобщение по уроку.
Рабочий лист первой группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
Выберите руководителя группы
Внимательно следите за ходом урока
Принимайте активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносите свои предложения, выступайте.
В ходе урока не забывайте делать записи в рабочей тетради, обратите особое внимание на основные понятия урока: цивилизация, цивилизационный вызов, цивилизационное пространство (окружение), цивилизационная альтернатива, монгольское владычество (иго).
В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку, ваша групповая работа будет оценена.
Задание 1.
Обсудите в группах, каким было положение Руси в середине XIII века. Выявите основные тенденции ее развития. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе, сообщите их классу, сопровождая демонстрацией на исторической карте.
Тезисы ответа:
1.
2.
3.
4.
Задание 2.
Историки неоднозначно оценивают монгольское (монголо-татарское), а затем и ордынское владычество над Русью. Ниже приводятся высказывания по этому поводу известных ученых, общественных деятелей.
Л.Н.Гумилев: «Рассказы о полном разрушении Руси страдают преувеличением Батый хотел установить с русскими князьями истинную дружбу Состав с православными монголами нужен был как воздух».
П.Н.Савицкий: «Без татарщины не было бы России».
С.М.Соловьев: «Мы замечаем, что влияние монголов не было здесь главным и решительным. Монголы остались жить вдалеке нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя в полной свободе действовать те новые отношения, оставляя в полной свободе действовать те новые отношения, которые начались на севере Руси прежде них».
Обсудите в группе эти высказывания, определите сущность позиции этих деятелей, кратко сформулируйте ее и изложите в рабочем листе.
Работая с источниками исторических знаний, попытайтесь найти подтверждение данной точки зрения (7-10 фактов), используя для этого учебники:
Богданов А.П. История России до Петровских времен. С.139-143
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. С.130-132.
Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в. С. 158-160
Ионов И.Н. Российская цивилизация. С. 82-85
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. С. 102-106
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVIII в. С. 164-167.
Внесите факты, подтверждающие вышеизложенную позицию, в рабочую тетрадь и рабочий лист.


Рабочий лист второй группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
Выберите руководителя группы
Внимательно следите за ходом урока
Принимайте активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносите свои предложения, выступайте.
В ходе урока не забывайте делать записи в рабочей тетради, обратите особое внимание на основные понятия урока: цивилизация, цивилизационный вызов, цивилизационное пространство (окружение), цивилизационная альтернатива, монгольское владычество (иго).
В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку, ваша групповая работа будет оценена.
Задание 1.
Обсудите в группе, каким было цивилизационное окружение Руси в середине XIII в. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах на рабочем листе, доложите их классу, сопровождая демонстрацией на исторической карте.
Тезисы ответа:




Задание 2.
Историки неоднозначно оценивают монгольское (монголо-татарское), а затем и ордынское владычество над Русью. Ниже приводятся высказывания по этому поводу известных ученых, общественных деятелей.
В.В.Каргалов: «Именно нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны от наиболее развитых государств».
В.Л.Янин: «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое XIII столетие. Кривой татарской саблей надвое рассечено наше прошлое».
А.С.Пушкин: «татары не походили на мавров (арабов). Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
Обсудите в группе эти высказывания, определите сущность позиции этих деятелей, кратко сформулируйте ее и изложите в рабочем листе.
Работая с источниками исторических знаний, попытайтесь найти подтверждение данной точки зрения (7-10 фактов), используя для этого учебники:
Богданов А.П. История России до Петровских времен. С.139-143
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. С.130-132.
Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в. С. 158-160
Ионов И.Н. Российская цивилизация. С. 82-85
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. С. 102-106
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVIII в. С. 164-167.
Внесите факты, подтверждающие вышеизложенную позицию, в рабочую тетрадь и рабочий лист.
Рабочий лист третьей группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
Выберите руководителя группы
Внимательно следите за ходом урока
Принимайте активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносите свои предложения, выступайте.
В ходе урока не забывайте делать записи в рабочей тетради, обратите особое внимание на основные понятия урока: цивилизация, цивилизационный вызов, цивилизационное пространство (окружение), цивилизационная альтернатива, монгольское владычество (иго).
В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку, ваша групповая работа будет оценена.
Задание 1.
Обсудите в группе, что собой представляла цивилизационная модель Руси в X – середине XIII вв. Выявите основные ее черты. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах на рабочем листе, доложите их классу.
Тезисы ответа:
1.
2.
3.
4.
Задание 2.
Проведите опросы учащихся класса в начале выполнения ими задания 2 и после его завершения. Выявите их личное отношение к проблеме монгольского владычества над Русью, выделив динамику изменения мнений в ходе получения учениками ново информации. Опрос можно провести в форме нкетироввания или интервьюировании. Внесите результаты в таблицу. Подведите итоги и сделайте выводы.
Таблица результатов анкетирования учащихся по вопросу: Каково ваше личное отношение к факту утверждения на Руси восточной цивилизационной альтернативы?
Варианты ответов



Однозначно положительное
Однозначно отрицательное
Затрудняюсь ответить однозначно

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




Итого в %





Краткие выводы.

15