Эссе на тему Дорогое наше прошлое
ДОРОГОЕ НАШЕ ПРОШЛОЕ.
Ларина Наталья Викторовна , учитель начальных классов,
МБОУ Куриловская ООШ, д.Курилово,
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико - правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов в рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Все мы живем в динамичном, постоянно меняющемся мире. И если взрослые – учителя, педагоги, воспитатели – люди 20 века, то наши дети – это поколение 21 века. У них другие интересы, стремления, увлечения, другое мышление и склад ума. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение её в наших детях. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. При этом надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека на современном этапе и в будущем. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафнер)
Невозможно строить планы на будущее, если не знаешь прошлого. Да и в сегодняшних событиях лучше разбирается тот, у кого есть достаточно ясное представление, что же происходило вчера. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой взгляд, беспамятство преступление по отношению к историческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но ещё и уважением к достижениям предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях. Поэтому тема работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у небольшого числа детей образ их будущей жизни связан с бескорыстным служением обществу. Считаю, что наш школьник должен быть знаком с именами славянских, русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена, Человека-паука или Барби. Современный ученик должен знать мировоззрение своих кровных предков, постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными словами. Учителю важно воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Знакомство с народными истоками является первоочередной основой для воспитания и развития подрастающего поколения. Поэтому одним из возможных подходов к решению актуальной проблемы считаю использование в работе регионального учебного курса «Наш край», автор Е.Л. Харчевникова.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
( С.Дрожжин)
Учебный курс «Наш край» включён в базисный план школьного компонента и органично вписывается в образовательную программу начальной школы, так как содействует развитию личности ребёнка и решает дидактические задачи. Содержание курса ориентировано на развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края. Формы и методы работы разнообразны и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Моя задача, как учителя – создать условия для духовно – нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребёнка. В век технических достижений и высоких технологий невозможно учить по старинке, без использования информационно-коммуникационных средств обучения. Для моих учеников стало уже привычным работать в окружении сложной техники. Компьютер, мультимедиапроектор помогают более интереснее, красочнее и доступнее сделать изучаемый материал. Использование презентаций, фильмов, обучающих программ, интернет - экскурсий очень целесообразно. Дети воспринимают мир через зрительный образ. Им необходимо все увидеть. Образовательные поездки на большие расстояния для них сложны и опасны. Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным, осуществить индивидуальный подход. Мои ученики совершают увлекательные виртуальные путешествия в мир прошлого. Интегрированные уроки позволяют повысить познавательный интерес к истории и природе родного края. При этом фрагментарное введение краеведческого материала идет в логике с заданной темой урока. На уроках русского языка использую тексты о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи. Дети младшего школьного возраста на уроке изобразительного искусства после знакомства с разными видами росписи могут нарисовать свои предметы и расписать их. При этом у детей развиваются внимательность, аккуратность, воображение, а также воспитывается любовь к прекрасному. На уроках технологии при работе с тканью знакомлю учеников с народным декоративно - прикладным искусством, даю понятие о вышивке. Мы говорим об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. На уроках окружающего мира продолжается знакомство с традиционными промыслами и ремёслами. Заметила, что у детей проявляется обостренный интерес к истории прошлых лет. Используя загадки, пословицы, поговорки русского народа, стараюсь придать детской разговорной речи большую красочность, образность, эмоциональность. Должное внимание уделяю осознанию учащимися глубины мудрого смысла народного фольклора. При определении воздействия материала на учащихся, обращаю внимание на косвенные внешние показатели: реакция и замечания детей, выражение их лиц ( радость или равнодушие, удивление или скука). Очень радует, когда дети стараются поделиться возникшей мыслью, подмеченной деталью, любопытным фактом. Самыми любимыми по факультативному курсу «Наш край» у детей считаются обобщающие занятия. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие занятия проходят в форме виртуальных путешествий, интеллектуальных игр. Дети защищают проекты по определенным темам: «Красная книга Владимирской области»,«Моя родословная» и др. 2 марта 2014 года нашей школе исполняется 30 лет. С 1996 года на базе МБОУ Куриловской основной общеобразовательной школы действует краеведческий музей «Истоки вечны». Школа остается не только центром образования на селе, но и пропагандистом ценностей культуры. Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем,классом и классным руководителем,социумом. Музей помогает в подборе необходимого материала для тематических школьных часов, разрабатывает экскурсии по стендам музея ( «Дореволюционная деревня», «Начало коллективизации», «Великая Отечественная война», «Восстановление народного хозяйства», «Народное образование», «Текущий период»). Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях, которые переносятся на все население деревни. Какие бы занятия я не проводила,всегда обращаю внимание на круг интересов и потребностей детей, начитанность, жизненный опыт, запас наблюдений. Вот почему один и тот же материал может быть принят и осознан по- разному не только ребенком,но и взрослым. Так я формирую у учащихся их историческую память. "Беспамятный" - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки.Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Надо помнить, что процесс преобразования действительности невозможен без осмысления всего, что уже создано человечеством.
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915