Классный час на тему Поговорим о добре и зле
Беседа «Поговорим о добре и зле».
Разработала и провела воспитатель Борисова С. Н.
Цель:
закрепить знания о добре и зле;
поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных качествах;
развивать речь и мышление детей.
Сегодня на нашем занятии мы вами будем говорить о добре и зле. Сравнивать черты характера и поступки доброго и злого человека.
Слайд 1. Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о добре и зле, о том нужна доброта или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными, равнодушными и злыми бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.
Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей)
Слайд 2. Доброта – это душевное расположение к людям.
(чтение слайда, один читает вслух)
А как вы думаете, где живёт доброта?
Доброта живёт, прежде всего, в доме, где вы родились, где вас любят.
Слайд 3. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
А также доброта начинается с родителей, и прежде всего с мамы. С детских лет мы учимся быть добрыми у неё.
Слайд 4. Мама! На земле добрее всех.
Мама! Дарит сказки, дарит смех.
Мама! В этом слове солнца свет.
Мама! Лучше слова в мире нет.
Слайд 5. Давайте посмотрим на этого доброго человека. (на экране) И перечислим какими качествами обладает добрый человек.
Честность, надёжность, ум, верность, храбрость, смелость, доброта.
(читаем по цепочке)
А что можно добавить ещё?
Милосердие, сердечность. Отзывчивость, уважение к старшим, забота, помощь близким, родителям.
Задание: составь слова со словом «Добро».
2567940175260добро
добро
Давайте составим слова, где определяющим, основным словом будет «добро». (на доске висят облака , дети по очереди выходят и составляют слова)
в добрый путь
добрый день
добросердечный
добросовестный
добрососедство
добродетельный
добродушный
добропорядочный
доброжелательный
доброй ночи
добро пожаловать
добрый вечер
Какого человека можно назвать «доброжелательным»?
Человек доброжелательный, желающий другим добро, и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношение к людям окрашены приветливостью, улыбкой, проявлением внимания и заботы.
А давайте подумаем, чтобы быть доброжелательным к людям на самом деле, а не казаться им, что для этого нужно?
Слайд 6.
уважение к людям
контроль за своим поведением
искренность
сердечность
уметь помочь другим
И сколько бы миллионов лет ни существовало человечество, с самых древних времён такое качество, как доброта ценилось всегда. Сочинялись сказки, в которых добро всегда побеждает зло. Придумывались пословицы и поговорки о добре и зле.
Такие как:
Добро всегда побеждает зло.
Добро сильнее зла.
А что же такое зло?
Слайд 7. Зло – это всё то, что губит душу человека.
(читаем, один читает вслух)
А как можно описать злого человека?
Слайд 8.
предательство
зависть
жадность
хамстворавнодушие
обман
неуважение старших
Что можно сюда ещё добавить?
войны
пьянство
наркомания
когда хулиган оскорбляет людей
когда взрослые не заботятся о своих детях
когда дети не заботятся, не помогают своим уже пожилым родителям
Как вы думаете, каким человеком быть лучше, приятней, злым или добрым?
(ответы детей)
Задание: теперь мы с вами плохие качества, которые написаны на лучах солнца, превратим в хорошие.
грубость – нежность
жадность – щедрость
жестокость – сочувствие
зависть – доброжелательность
дерзость – внимательность
обман – доверие
сплетня – справедливость
ненависть – любовь
унижение – уважение
злость – доброта
Путь к доброте нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы.
В жизни каждый из нас встречается с трудностями, бывают обиды, огорчения, ссоры. Но из каждой ситуации надо находить правильный выход. Поэтому человек чаще должен останавливаться и размышлять о своих поступках.
Сейчас я хочу прочитать одно библейское сказание о Каине и Авеле?
(чтение отрывка кн. «Классные часы в 5-7 кл. стр. 163)
А вы часто задумываетесь над своими поступками? (ответы детей)
(Анализ своих поступков хороших и плохих)
Доброта в первую очередь должна быть в наших сердцах.
Слайд 9. Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Так давайте заботиться о своих садах, которые цветут в нашей душе, не позволять им зарастать сорняками, а наполнять их солнечным светом, добрыми делами и добрыми словами.
Теперь прочитаем стихотворение - пожелание добра всем нам.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь
«В добрый час» и «В добрый путь».
Я желаю вам в дороге
Друга доброго найти,
Чтобы вместе сквозь тревоги
И опасности пройти.
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Теперь давайте подведём итог нашей беседы.
Слайд 10. О чём мы сегодня говорили?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек:
любит природу,
старается быть всегда аккуратно одетым,
вежлив и уважительным в общении с ровесниками и взрослыми.
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
Нельзя быть равнодушным к чужому горю.
Нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на земле, поэтому нужно каждый день творить добро и следовать заповеди:
Слайд 11. «Поступай всегда так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.