Урок ДВЛ по сказке Дмитрия Нагишкина Храбрый Азмун


Урок по сказке Д. Нагишкина «Храбрый Азмун»
Тема урока: «Храбрый Азмун»
Цель урока: работа по содержанию сказки, знакомство с жизнью и обычаями малых народностей Дальнего Востока – нивхами, дать представление о храбрости как свойстве характера, воспитывать храбрость, чувство гордости за малую родину.
 
Ход урока:
Орг. Момент.
Слово учителя. (после просмотра фильма)
Подобно могучему орлу раскинул свои крылья Дальний Восток, на севере простирая их над ледяными полями Арктики, а на юге – над ласковыми волнами Японского моря. На западе края мощно развернул свои цепи Становой хребет, на востоке - драгоценным ожерельем протянулся Курильский архипелаг. На этой огромной территории живут и трудятся люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками. Русские и евреи, украинцы и нивхи, белорусы и чукчи, татары, узбеки, эстонцы, нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, эвены, ительмены, коряки живут единой дружной семьей.
Как вы думаете, почему я начала урок с этого фильма? (потому что мы читаем произведение, которые рассказывают о коренных жителях дальнего востока, о том, чем они занимались).
Какие произведения познакомили вас с обычаями коренных дальневосточников? (Мудур Мэрген, Смелая девочка Носка и др.)
Какое произведение вы читали дома? (Храбрый Азмун)
О каком народе рассказывает сказка? (о нивхах)

-Кто же такие нивхи?
4. Выступления учащегося (Опришко)
Нивхи – (самоназвание – «человек») гиляки (устаревшее) – народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.
Основные традиционные занятия – рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха). Рыбачили неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой дубинками. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры – для одежды, собак использовал как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремесла – изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из бересты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.
Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи ил бумажной материи. Головной убор – наушники, меховая шапка, летом берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища – сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды. Моллюски, водоросли и съедобные травы.
В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах, книги для чтения. Словари. Газета «Нивх диф» («Нивхское слово»).
5. Работа по иллюстрациям
- посмотрите на эти фотографии(слайд презентация). Так выглядят представители этого народа, их одежда, обязательно орнамент, узор, напоминающий либо рыбью чешую, либо растения тайги.
-узнать сказки, легенды народов Амура помог нам Дмитрий Дмитриевич Нагишкин, который в совершенстве постиг устное народное творчество народов Дальнего Востока. Широко пользуясь его сюжетами и языком, он создал оригинальные художественные произведения, получившие большое признание читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Произведения, созданные Д. Нагишкиным, вошли в сборник «Амурские сказки». Она очень красочная. Иллюстрации к произведению выполнены художником Геннадием Павлишиным. Вы можете прочитать эту книгу, взяв ее в библиотеке.
6. Работа по сказке
Вы уже прочитали сказку «Храбрый Азмун». В тексте встретились незнакомые слова, национальные. Нивхские. По ходу чтения вы должны были понять лексическое значение этих слов. Дома вы выполните задание (Игра на соотношение слов и понятий на листочках, соотнести слово и понятие, соединив их стрелочками).
7. Прежде чем работать по сказке, вспомним ее содержание (диафильм, дети по очереди рассказывают сказку)
8. Беседа по содержанию
кто такой Азмун?
Почему его назвали храбрым? Кого называют храбрым?
Обратимся к словарю (лексическое значение слова)
Какое слово-синоним (близкое по значению) употребляет автор к слову «храбрый» (смелый).
Найдите в тексте поговорки со словом «смелый». Как вы их понимаете?
- как Азмун появился в селении нивхов?
- что случилось в нивхском селении?
-кто вызвался помочь? что нужно было сделать, чтобы в амуре вновь появилась рыба?
-почему только Азмуну под силу было выполнить это дело? (выборочное чтение).
какие трудности вставали на пути Азмуна?
Сделайте вывод: каким был Азмун?
8. Работа по иллюстрациям, выполненных учащимися, комментирование рисунков (какой эпизод вы изобразили).
9. Подведение итогов урока
Какие черты национального героя восхваляет народ в сказке? (смелость, умение преодолеть трудности, мудрость, смекалка)
Д.З
выполнить словарную работу
 
 
 

Заголовок 2 Заголовок 315