Мастер-класс о добре и Зле (сказки и притча)
Мастер-класс
Тема: «Добро и Зло в фольклорных произведениях русского народа.
Сверхзадача: Формирование ценностного отношения к Человеку посредством искусства слова при анализе фольклорного произведения
Оборудование: текст притчи
Раздаточный материал: листочки для составления характеристики качеств
Ведущий вид искусства: литература
Задачи:
освоение понятий Добро и Зло;
расширение и углубление знаний об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода и художественной детали в создании образа, о значении финала;
Организационный момент.
Приветствие:
Добрый день, я рада всех видеть на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о тайнах искусства слова художественного произведения в нравственном воспитании личности. Мы будем просто анализировать русские народные сказки и причту, и в то же время рассуждать на серьезную тему о добре и зле.
2. Беседа
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.
Как вы думаете, почему сегодня проблема добра и зла до сих пор актуальна?
Что такое добро и зло?
Можем сказать, что это одинаковые категории?
Какого цвета эти качества?
Какие качества могут войти в группу добро/зло? (запишем на доску)
Каждый из нас – это сосуд, который наполнен разными качествами, какие бы вы взяли в свой сосуд?
А для жизни какие бы качества взяли? Почему они разные?
Эти категории очень сложные, они тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Иногда в жизни белое становится черным, черное-белым. Легко отличить Зло от Добра, когда оно проявляется явно: преступление, кража, обман. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать?
А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках литературы. Этот предмет позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Работа по тексту русских народных сказок
Уже в 1-ом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Это ярко раскрывается в русских народных сказках
- Курочка Ряба
- Колобок
- Репка
Выявление системы героев, их характеристик.
-Какие еще слагаемые Добра /Зла вы увидели?
-Кто ещё из героев сказок выступает носителем Добра/Зла?
-Каковы нравственные уроки сказок
- Какие еще качества мы можем добавить в наш список в каждую группу?
Микровывод. Народные сказки учат многому, они хранят тот неоценимый духовный клад, который копился веками. Мы - родители передаем это своим детям уже в младенчестве, учим всегда быть чуткими и внимательными друг к другу, уметь вовремя сказать теплое слово, ведь доброе слово сказать – посошок в руку дать. Надо спешить делать добро, не разбирая кому.
Работа по тексту притчи
Хочу прочитать Вам еще одну притчу на тему добра и Зла. Послушайте внимательно.
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Притча о злорадстве.
Был у гнева единственный сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил гнев его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло. Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
Ответьте на вопрос
-Какие еще слагаемые Добра /Зла вы увидели?
-Каковы нравственные уроки причты?
Микровывод. Надеюсь, мы с вами убедились, что искусство слова может многое - обидеть, помочь, остановить от плохого поступка, порадовать. Надо беречь наш родной язык.
Рефлексия:
- что я могу сказать о своем состоянии.
Начните с фразы: я чувствую сейчас…
Хочу пожелать…
Я задумался …
Какое сердечко вы хотели бы оставить себе?
Я заканчиваю занятие с надеждой и верой в то, что вы будете добрее, пересилите любое Зло своей Любовью, а своим милосердием поможете ближнему.