Авторская программа Город мастеров интегрированный курс изобразительного искусства и художественного труда


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании М/О Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ
Протокол№_____от ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки п.г.т. Осинки
_________________ ___________Алёхина Т. В. ___________Титков А. А. «____»_________ г. «____»____________г. «____»______________г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Город мастеров»
интегрированный курс
изобразительного искусства и художественного труда
Автор
Могилина Галина Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района
Самарской области
Осинки
2009год
1.Пояснительная записка.
На наш взгляд назрела необходимость коренным образом улучшить постановку трудового и художественно-эстетического воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе. Чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать благополучие, удовлетворенность жизнью и личный рост гражданина нашей страны.
В условиях возрастания социальной роли личности, как носители национальных традиций художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Народное декоративно-прикладное искусство неиссякаемый источник творчества. На его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. Развитие, становление и укрепление народного декоративно-прикладного искусства обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии народного промысла, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей Родины.
Цели программы:
формирование у младших школьников основ ценностной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков;
формирование у младших школьников качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;
формировать и развивать навыки учащихся различных видов техники в работе с художественными материалами;
воспитывать интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Задачи программы:
привитие элементарных художественно-эстетических знаний;
ознакомление с основными разделами народного декоративно-прикладного искусства;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;
воспитание трудолюбия, аккуратности, коллективизма, обязательности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
Актуальность и новизна программы заключаются в направленности занятий на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни. Предмет специального изучения для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала.
Обеспеченность программы средствами обучения. Программа обеспечена дидактическим материалом, учебными пособиями и изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства (по каждому изучаемому виду росписи).
Обоснованность выбора образовательных технологий. Известно, что развитие личности обеспечивается в процессе её собственной деятельности, а процедуры воспитания успешно реализуются в процессе совместной деятельности, стабилизирующей нравственно ценный характер воспитательных отношений. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностной парадигме, то есть таких технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся по освоению новых знаний.
Время на изучение, возможные трудности. Программа рассчитана на изучение основ декоративно-прикладного искусства в течение года, по одному факультативному занятию в неделю, всего-34 часа. Возможные трудности, связанные с работой по данной программе заключаются:
формирование моторных навыков работы с кистью, глиной (пластилином, солёным тестом).
Проблемы решаются поэтапным формированием отдельных навыков, необходимых в работе.
для детей с несформированной памятью проблематично может стать процесс ознакомления с терминологией курса.
Данную проблему можно решить с введением понятийных пятиминуток, во время которых воспитанники усваивают основные понятия курса с помощью занимательных сигнальных карточек, разгадывание кроссвордов и т.д. на усмотрение преподавателя.
в приобретении материалов для творческой работы, которые имеют большое значение для всестороннего развития детей.
Данную проблему можно решить способом заготовки природного материала (глины).
Хорошо организованная деятельность учащихся способствует развитию умственных способностей учащихся, способствует воспитанию определённых нравственных качеств: трудолюбия, коллективизма, аккуратности, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определённые эстетические вкусы. Для этого необходимо чтобы учащиеся сознательно и активно овладевали знаниями и умениями, чтобы у детей развивались творческая инициатива и самостоятельность.
Ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, уважения к мудрости мастера.
В результате обучения по данной программе у учащихся должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и потребность широко использовать свои умения в дальнейшей практической деятельности, в жизни, в сфере художественных промыслов.2.Содержание курса.
Изучение интегрированного курса изобразительного искусства и художественного труда подразумевает соблюдение дидактического принципа «от простого – к сложного», определением которого является постепенное усложнение учебного материала и увеличение заданий творческого характера среди других видов работ. Программа предполагает использование игровых ситуаций, широкое привлечение художественной литературы, организацию праздников («Гжельские узоры» -1 класс), выставки работ, коллективное творчество, проектную деятельность.
Работа по программе предполагает использование акварельных, клеевых красок и гуашь.

Программа включает в себя семь разделов. Распределение учебных часов может быть таким:
Виды занятий Количество часов по классам
I II III IV
Дымковская роспись 7 5 7 -
Городецкая роспись 7 7 5 9
Полхово-Майданская роспись 7 5 5 -
Мезенская роспись 5 6 5 -
Гжельская роспись 9 5 - -
Хохломская роспись - 6 7 7
Жостовская роспись - - 5 18
Итого 34ч. 34ч. 34ч. 34ч.
Работа с глиной (пластилином, солёным тестом)
Сведения о глине, как художественном материале, состав и способы работы с солёным тестом, специальная обработка пластилина. Об организации рабочего места, названии инструментов и приспособлений (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка и тд.). Знакомство с произведениями народных мастеров (гончаров, игрушечников). Знакомство с последовательностью исполнения дымковской игрушки: заготовки куска глины (колбаска цилиндрической формы); сгибание и вытягивание заготовки для получения частей игрушечной фигурки собачки, лошадки или барашка; завершение лепки фигурки путём примазки отдельных частей (ушки, хвостик, грива и тд.).
Знакомство с разными способами лепки посуды:
заготовки-лепёшки (доведение их до формы тарелочки, чашки);
заготовки-жгутики (получение объёмной посуды путём наращивания жгутиков колец);
заготовка шаровидной формы (выбирание глины стекой)
Представление о простейших приёмах декора гончарных изделий (печатки), росписи гуашью.
* Технология работы с пластилином и солёным тестом аналогичная работе с глиной.
*Для пластичности глины добавлять соль.
*Технология работы с пластилином подразумевает специальную обработку.

I класс (34ч)
Обучение в первом классе строится на основе приобщения детей к прекрасному по средствам народного декоративно-прикладного искусства. Осваиваются средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, светотональность, форма, пропорции, композиция), получая элементарные представления о них.
Цель: ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства; воспитывать любовь к народному искусству, пробуждать чувство добра и бережного отношения к историческим ценностям нашего народа; развивать интерес к познанию народного декоративно-прикладного искусства и творческого восприятия работ народных умельцев; учить применять навыки и умения в освоении дымковской художественной росписи.
Задачи художественного развития учащихся в I классе.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное:
эмоционально откликаться на произведения народных мастеров.
Формирование художественно-творческой активности:
творчески включаться в наблюдение;
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей
проявлять творческий интерес к обсуждению выставок собственных работ и в подготовке мероприятий.
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
учиться владеть гуашевыми красками, пластилином, приёмами работы с солёным тестом;
учиться изображать элементы росписей и создавать композицию по замыслу;
учиться находить отличия в традиционных орнаментах.

№ занятия Тема Кол-во часов
Дымковская роспись 7
1-3 Основные элементы дымковской росписи.
Цель: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи. 3
4-7 Изготовление и роспись дымковской игрушки (собачка/барашек) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 4
Городецкая роспись 7
8-9 Основные элементы городецкой росписи.
Цель: освоить простейшие элементы городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек. 2
10-11 «Украешки и рамки»
Цель: познакомить учащихся с основными элементами традиционных городецких орнаментов. 2
12-13 «Розан и ромашка»
Цель: познакомить учащихся с основным традиционным элементом городецкой росписи —«розаном». 2
14 Поставец (картон) Проект
Цель: учить оформлению изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи. Создать панно из подручных материалов и украсить его традиционными элементами городецкой росписи. 1
Полхово-Майданская роспись 7
15-16 Основные элементы Полхово-Майданской росписи.
Цель: познакомить учащихся с основными элементами полхово-майданской росписи. 2
17-18 «Весёлые узоры»
Цель: формировать навыки работы в области художественной Полхово-Майданской росписи. 2
19-21 Изготовление и роспись матрёшки (глина, солёное тесто) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 3
Мезенская роспись 5
22 Мезенские прописи
Цель: познакомить учащихся с основными элементами мезенской росписи и освоить простейшие элементы росписи — прямых и волнистых линий. 1
23-24 Узоры в прямой клетке
Цель: познакомить с простым геометрическим орнаментом, как основным элементом мезенской росписи 2
25 Простые элементы
Цель: познакомить и освоить простые элементы мезенской росписи — спиралек и зигзагов. 1
26 Роспись поставка (картон) Проект
Цель: декоративно оформить поставок геометрическим орнаментом. 1
Гжельская роспись 8
27-28 Основные элементы гжельской росписи.
Цель: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью и основными элементами гжельской росписи. 2
29-31 Узоры в полосе.
Цель: формировать навыки работы в области художественной гжельской росписи. 3
32-33 Изготовление и роспись посуды (глина, пластилин, солёное тесто) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
34 Праздник «Гжельские узоры»
Цель: формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества. 1
В результате усвоения курса к концу I класса учащиеся должны получить
з н а н и я:
о названии основных и составных цветов;
о значении слов: народный мастер, краски, гуашь, палитра, композиция, симметрия, ритм, линейный орнамент, растительный и геометрический орнамент;о применении орнамента в жизни;
о главных отличительных элементах орнамента в росписи (дымковской, городецкой, полхово-майданской, гжельской).
у м е н и я:
пользоваться кистью, красками, гуашью, палитрой;
полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
учитывать взаимное расположение предметов на рисунке;
передавать выразительные особенности формы и размера предметов (большой, маленький, широкий, узкий);
владеть начальными навыками выразительного использования трёхцветия (красный, жёлтый, синий и их смеси);
рисовать фигуры геометрического (точку, круг, прямую и волнистую линии, клетку и тд.) и растительного линейного (листик, травку, розан и тд.) орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора;
при анализе произведений народного и декоративно-прикладного искусства выделять линейный орнамент, орнамент симметричный (зеркальная симметрия) и главные отличительные элементы орнамента в росписи игрушек и посуды;
называть примеры геометрического и растительного орнамента;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию по мотивам народного орнамента глиняной игрушки и её росписи.
II класс (34ч)
Цель второго года обучения продолжить изучение различных школ народного декоративно-прикладного искусства. Продолжить знакомство с росписью по народным мотивам, с ритмом цветовых пятен, с характером объёмов. Учащиеся должны осознавать, что все средства, которыми пользуются мастера, нужны им для выражения чувств и мыслей.
Задачи художественного развития учащихся в II классе.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное:
эмоционально откликаться на многообразие красок и форм.
Формирование художественно-творческой активности:
творчески использовать наблюдения и фантазию в процессе создания работы;
творчески использовать средства художественного выражения
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
учиться изображать элементы росписей и создавать композицию по замыслу;
знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности, и уметь пользоваться доступными;
владеть навыком смешивания красок, свободно работать кистью: без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин, навыки работы с солёным тестом, пользоваться стеками;
владеть начальными навыками выразительного использования цвета, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, объединять цветовые пятна, подчёркивать характер линий (линии тонкие, нежные, струящиеся, угловатые, резкие);
учиться находить отличия в традиционных орнаментах.
№ занятия Тема Кол-во часов
Дымковская роспись 5
1 Основные элементы дымковской росписи.
Цель: повторить основные элементы дымковской росписи. 1
2-3 Изготовление и роспись дымковской игрушки (лошадка)
Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
4-5 Изготовление и роспись дымковской игрушки по замыслу
Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
Городецкая роспись 7
6 Основные элементы городецкой росписи.
Цель: повторить основные элементы городецкой росписи, познакомить с традиционным элементом городецкой росписи —«розаном». 1
7-8 «Ваза с цветами» Проект
Цель: закрепить основные элементы городецкой росписи — «розана» и «ромашки». Создать панно из подручных материалов и украсить его традиционными элементами городецкой росписи. 2
9-10 «Листья и кустики»
Цель: познакомить с художественным элементом городецкой росписи —«листочком». 2
11-12 Расписное панно (картон, одноразовая тарелка) Проект
Цель: закрепить умения составлять узор из листьев. Создать панно из подручных материалов и украсить его традиционными элементами городецкой росписи. (Роспись выполняется клеевыми красками) 2
Полхово-Майданская роспись 5
13 Основные элементы полхово-майданской росписи.
Цель: повторить основные элементы полхово-майданской росписи. 1
14-15 Изготовление и роспись гриба (глина, солёное тесто) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. 2
16-17 Изготовление и роспись плошки (из бросового материала)
Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. (Роспись выполняется клеевыми красками) 2
Мезенская роспись 6
18 Основные элементы мезенской росписи
Цель: повторить основные элементы мезенской росписи. 1
19 Узоры в косой клетке
Цель: продолжить знакомство учащихся с основами традиционных мезенских орнаментов. 1
20 Ленточный орнамент
Цель: познакомить учащихся с ленточным орнаментом. 1
21-22 Уточки и лебеди
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи. 2
23 Роспись коробухи (крышка из картона) Проект
Цель: выполнить крышку из подручных материалов и декорировать её орнаментом с изображением птиц. 1
Гжельская роспись 5
24 Основные элементы гжельской росписи.
Цель: повторить основные элементы гжельской росписи. 1
25-28 Изготовление и роспись кувшина и чайной пары (глина, пластилин, солёное тесто) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 4
Хохломская роспись 5
29 Узор «Травка»
Цель: научиться рисовать простейшие элементы травного орнамента. ( «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»). 1
30 «Подарок для Мишутки»
Цель: рассмотреть роспись, выполненную мастером, затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.( придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.) 1
31 Травный орнамент
Цель: постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. 1
32-33 Изготовление и роспись чашки (глина, пластилин, солёное тесто) Проект
Цель: рассмотреть солонку с травным узором, обратить внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Создать свою чашку из подручных материалов и украсить её травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
34 Итоговый урок «Город весёлых мастеров»
Цель: формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества; развивать интерес к изделиям народных художественных промыслов. 1
В результате усвоения курса к концу II класса учащиеся должны получить
з н а н и я:
об особенностях материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, гуашь и кисти, пластилин, глина, солёное тесто, бросовый материал и способы его обработки);
о разнообразных выразительных средствах (цвет, линия, объём, композиция);
о значении слов: народный мастер, краски, гуашь, палитра, композиция, симметрия, ритм, линейный орнамент, растительный и геометрический орнамент;об отличиях линейного орнамента от замкнутого орнамента;
о значении понятий: орнамент на квадратной и прямоугольной форме, орнамент на круге (диске);
о главных отличительных элементах орнамента в росписи дымковских, городецких, полхово-майданских, гжельских и хохломских мастеров.
у м е н и я:
пользоваться доступными материалами: гуашью, красками, картоном, глиной, пластилином, солёным тестом;
смешивать краски, получать разнообразные цвета в соответствии с требованиями и настроением, передаваемым в работе;
сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания рисунка;
рисовать кистью фигуры геометрического (точку, круг, прямую и волнистую линии, клетку и тд.) и растительного линейного (листик, травку, розан и тд.) орнамента, применяя симметрию и ритмы повтора на прямоугольной форме, на круге;
создавать импровизацию по мотивам изученных народных орнаментов
выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путём налепа или выбирания глины стекой;
лепить на основе традиционных приёмов народных мастеров;
проявлять творчество в создании художественных изделий.
III класс (34ч)
Обучение в III классе строится на приобщении детей к миру прекрасного созданного руками трудового народа через познание народного декоративно-прикладного искусства. Надо помочь ребёнку увидеть красоту в произведениях народных мастеров.
Цель: рассмотреть образ художественной вещи в разнообразных связях с жизнью, бытом, обычаями, историей народа-творца.
Задачи художественного развития учащихся в III классе.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное:
видеть и ценить труд мастеров, художников;
эмоционально воспринимать лучшие произведения мастеров, художников.
Формирование художественно-творческой активности:
творчески использовать наблюдения и фантазию в процессе создания работы;
творчески использовать средства художественного выражения;
творчески участвовать в создании «проектов» игрушек.
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
учиться изображать элементы росписей и создавать композицию по замыслу;
уметь в доступной форме подчёркивать красоту материалов при создании работы;
владеть навыком работы с пластилином, глиной, солёным тестом, картоном;
овладевать навыками росписи посуды, игрушек, панно и тд.;
учиться находить отличия в традиционных орнаментах.
№ занятия Тема Кол-во часов
Дымковская роспись 7
1 Основные элементы дымковской росписи.
Цель: повторить основные элементы дымковской росписи. 1
2-5 Олень с оленёнком Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 4
6-7 Изготовление и роспись дымковской игрушки Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
Городецкая роспись 5
8 Основные элементы городецкой росписи.
Цель: повторить основные элементы городецкой росписи. 1
9 «Купавка и бутон»
Цель: познакомить учащихся с традиционным элементом Городецкой росписи —«купавкой». 1
10 «Гроздь винограда»
Цель: познакомить учащихся с традиционным городецким мотивом — «гроздь винограда». 1
11-12 Изготовление и роспись «Декоративное блюдо» (папье-маше или одноразовая тарелка) (Роспись выполняется клеевыми красками) Проект
Цель: создать панно из подручных материалов и украсить его традиционными элементами городецкой росписи (Нижняя часть рисунка должна быть симметрична верхней), закрепить роспись Городецкого мотива —«гроздь винограда». 2
Полхово-Майданская роспись 5
13 Основные элементы Полхово-Майданской росписи.
Цель: повторить основные элементы полхово-майданской росписи. 1
14-17 Изготовление и роспись чашки и кувшина (глина, пластилин, солёное тесто) Проект
Цель: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 4
Мезенская роспись 5
18 Основные элементы мезенской росписи
Цель: повторить основные элементы мезенской росписи. 1
19 Цветы и деревья
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи. 1
20 Роспись утицы (картон) Проект
Цель: сделать шаблон утицы и декорировать её узором с мотивом дерева (цветка). 1
21 Олени и кони
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи. 1
22 Роспись доски (фанера) (Роспись выполняется клеевыми красками)
Цель: декоративно оформить доску зооморфным орнаментом. 1
Хохломская роспись 7
23 Основные элементы хохломской росписи
Цель: повторить основные элементы хохломской росписи. 1
24 Узор «Листочки»
Цель: формировать навыки работы в области художественной хохломской росписи. 1
25-26 Изготовление и роспись салфетницы (глина, пластилин, солёное тесто)
Цель: рассмотреть работу мастера, обратить внимание детей на расположение ветки с осенними листочками.(Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору). Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом)
Создать свою салфетницу из подручных материалов и украсить её создав свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета. Проект 2
27 Узор «Ягодки»
Цель: научить рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. 1
28-29 Изготовление и роспись уточки-солонки (глина, пластилин, солёное тесто) Проект
Цель: создать свою уточку-солонку из подручных материалов и расписать изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
Жостовская роспись 5
30 Искусство Жостова. Жостовский орнамент
Цель: познакомить учащихся с основными элементами жостовской росписи и традиционным русским художественным промыслом — «Жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. 1
31 Цветы садовые и полевые
Цель: познакомить учащихся с типами и формами цветов в жостовской росписи. Освоение этапа росписи подносов —«уборка». 1
32 Азбука кистевых мазков
Цель: познакомить учащихся с жостовским кистевым мазком и простейшими элементами росписи. 1
33-34 Изготовление и роспись тарелки или подноса (папье-маше или одноразовая тарелка) (Роспись выполняется клеевыми красками) Проект
Цель: создать свою тарелку или поднос из подручных материалов и украсить их, используя навыки работы с различными типами кистевых мазков. 2
В результате усвоения курса к концу III класса учащиеся должны получить
з н а н и я:
о значении понятий: композиционная основа орнамента, орнамент на сферической поверхности сосуда;
о связи орнамента с народным промыслом;
о главных отличительных признаках художественного образа в народно декоративно-прикладном искусстве;
о значении понятий «композиционная основа орнамента», «ритмические узлы»;
о значении народного искусства как части культуры;
о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе.
у м е н и я:
работать в определённой цветовой гамме;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла и объяснять свой выбор;
переводить орнамент, выполненный для украшения художественного предмета, в схему, выявляя его композиционную основу;
при анализе произведений народного и декоративного искусства выделять все изученные построения орнамента: линейный, замкнутый, сетчатый, симметричный, асимметричный;
свободно рисовать кистью фигуры геометрического (точку, круг, прямую и волнистую линии, клетку и тд.) и растительного линейного (листик, травку, розан и тд.) орнамента, применяя симметрию и ритмы повтора на прямоугольной форме, на круге;
решать художественно-творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
при анализе произведений народных мастеров находить композиционную основу, ритмические узлы, характер цветовых сочетаний.
IV класс (34ч)
Целью художественного воспитания и обучения ребёнка в IV классе является формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках необъятной Родины, у каждого народа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения неоднородности орнаментированных предметов. Ребёнок должен научиться видеть красоту в произведениях народного декоративно-прикладного искусства и радоваться ей.
Постепенно подвести школьников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, существует единое понимание всеми народами красоты отношения человека к жизни, отношение к своей стране, труду.
Задачи художественного развития учащихся в IV классе.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное:
эмоционально откликаться на красоту труда людей родной земли. Видеть черты своеобразия в предметах быта;
развивать интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, особенно при создании коллективных работ.
Формирование художественно-творческой активности:
творчески использовать средства художественного выражения;
выражать своё отношение к народному декоративно-прикладному искусству;
сравнивать отношение к различным видам народного промысла;
творчески участвовать в создании «проектов» игрушек.
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
учиться изображать элементы росписей и создавать композицию по замыслу;
делать по наблюдению зарисовки, эскизы к работе;
владеть навыком работы с пластилином, глиной, солёным тестом, картоном;
овладевать навыками росписи посуды, игрушек, панно и тд.;
выполнять собственную работу с учётом общего и коллективного замысла;
участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
учиться находить отличия в традиционных орнаментах.
№ занятия Тема Кол-во часов
Городецкая роспись 9
1 Основные элементы городецкой росписи.
Цель: повторить основные элементы городецкой росписи. 1
1 «Городецкая роза»
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением розы в городецкой росписи. 1
1 «Солонка» (картон)
Цель: декоративно оформить изделие с использованием традиционного мотива «Городецкая роза». 1
4-5 «Основы композиции» Роспись кружка (папье-маше, одноразовая тарелка или фанера) (Роспись выполняется клеевыми красками) Проект
Цель: познакомить учащихся с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Сделать разделочную доску из подручных материалов и украсить её традиционными элементами городецкой росписи. 2
6 «Городецкий фазан»
Цель: познакомить учащихся с традиционным мотивом городецкой росписи —«птицей». 1
7 «Птицы волшебного сада»
Цель: познакомить учащихся с изображением различных видов городецких птиц. 1
8 «Конь вороной»
Цель: познакомить с традиционным мотивом городецкой росписи —«конем». 1
9 Творческий индивидуальный проект
Цель: применить полученные знания, умения и навыки для создания индивидуального проекта. 1
Хохломская роспись 7
10 Основные элементы хохломской росписи
Цель: повторить основные элементы хохломской росписи. 1
11 Орнамент с «ягодками» и «листочками»
Цель: упражняться в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу. 1
12-13 Изготовление и роспись вазочки для цветов (глина, пластилин, солёное тесто, бросовый материал) Проект
Цель: рассмотреть вазочку, расписанную мастером, обратить внимание на соответствие узора и формы предмета. Придумать и создать свою вазочку для цветов из подручных материалов и расписать её, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета. Отработка навыков и умений при работе с глиной (пластилином, солёным тестом) 2
14-15 Коллективная работа «Хохломской букет»
Цель: заготовить несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписать их. На большом листе ватмана создать красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. 2
16 «Золотые травы России» итоговое занятие.
Цель: используя все ранее изученные приёмы самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. 1
Жостовская роспись 16
17 Основные элементы жостовской росписи
Цель: повторить основные элементы жостовской росписи. 1
18 Пятилистник (листок яблони)
Цель: познакомить учащихся с традиционным жостовским узором — пятилистником (цветком яблони). 1
19 Цветок лилия
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением цветка «Лилия» в жостовской росписи. 1
20 «Листочек»
Цель: освоить художественный элемент жостовской росписи «листочек». 1
21-22 «Цветы в корзине»
Цель: познакомить учащихся с мазковой техникой жостовского письма и соблюдением пропорций при изображении различных типов цветов. 2
23 Травинки, усики и стебельки
Цель: познакомить учащихся с элементами жостовской росписи, которыми пользуются для привязки. 1
24-25 Привязка
Цель: познакомить учащихся с одним из важнейших этапов жостовской росписи — «привязкой». 2
26 Алые маки
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением в жостовской росписи крупных цветов —маков. 1
27-28 Изготовление и роспись тарелки или подноса «Букет садовых цветов» (папье-маше или одноразовая тарелка) Проект
Цель: создать свою тарелку или поднос из подручных материалов и украсить их используя приёмы росписи жостовских подносов с преимущественным изображением маков. 2
29 Цветок «Роза»
Цель: познакомить учащихся с декоративным изображением розы в жостовской росписи. 1
30 Букет из роз
Цель: освоить приёмы росписи жостовских подносов с преимущественным изображением цветов розы. 1
31-32 Формы подносов и композиционные схемы.
Изготовление и роспись тарелки или подноса (папье-маше или одноразовая тарелка) Проект
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм подносов и вариантами композиционного размещения узора на подносах. 2
33-34 Итоговый урок. Зачётная работа (по замыслу, любая роспись на выбор )Цель: используя ранее полученные знания для декоративного оформления реального предмета выполненного по замыслу учащегося
Выставка работ «Город весёлых мастеров» 2
В результате усвоения курса к концу IV класса учащиеся должны получить
з н а н и я:
о средствах художественной выразительности (цвет, линия, объём, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);о взаимосвязи между такими понятиями, как форма художественной вещи, её назначение, материал и орнамент;
о композиционной основе орнамента;
о наличии центров традиционных народных художественных промыслов России, о создаваемых там художественных произведениях, главных отличительных признаках образа художественной вещи;
о произведениях народных мастеров;
у м е н и я:
передавать собственное отношение к изображаемым предметам;
участвовать в групповой работе при создании коллективных панно, фризов и т. п.;
эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для рассказов о них;
свободно рисовать кистью фигуры геометрического и растительного орнамента;
анализировать произведения народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнамент линейный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный или статичный;
применять принципы народного творчества (повтор, вариации, импровизация) в решении художественно-творческих задач;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции;
анализировать произведения народных мастеров и декоративно-прикладного искусства с выделением композиционной основы, ритмических узлов, характера цветовых сочетаний;
видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением.
Литература
Для учащихся:
Баранова И. «Народные промыслы» -М., ООО «Компания Дельта-М», 2006
Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве» просвещение 2002
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» - М., «Мозаика-Синтез» 2008
Дорожин Ю.Г. «Мезенская роспись» - М., «Мозаика-Синтез» 2008
Дорожин Ю.Г. «Хохломская роспись» - М., «Мозаика-Синтез» 2008
Дорожин Ю.Г. «Жостовская роспись» - М., «Мозаика-Синтез» 2008
Дорофеев Ю. «Город мастеров» Узоры Полхов-Майдана –М., «Мозаика-Синтез» 2008
Красильников А.В. «Золотая хохлома» - горький, 1980
Крюкова Г.В. «Бурёнка - крутые рога» «Малыш»1987
Рухно М. «Сказка про то, как Тит ложку искал» Саратов «Детская книга» 1995
Сурьянинова Н. «Синие цветы гжели» «Малыш» М.,1986
Для учителя:
Барадулина В.А. «Керамическая игрушка»-М.,1987
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты»-М.,1989
Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка» - Л.,1975
Дошкольное воспитание №6 1996 год
Коромыслов Б.И. «Жостовская роспись»-М., 1977
Хвостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» М., 1988