Рабочая программа по внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол от
« » _________ 2016г.
№ _______Г.Н.Зуева СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
по УВР
_____/Мазуренко Л.И../
«____»__________2016г. УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ УВК №1 «Школа – гимназия»
Приказ от «___»______ 2016г.
№ ___
____________ Н.Г. Лысенко
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Спортивно – оздоровительное направление»
3-А класс
Учитель: Кучер Лариса Николаевна
Количество часов: 34
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные документы.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012, Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
2.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ№1» Старокрымский УВК№1№».
3. Авторская программа составлена на основе программы курса «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.»(авт.Сухаревская Е.Ю.)
4. Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Актуальность и практическая значимость.
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интернет-общение позволяет, не выходя из дома общаться, практически, с любым человеком. Сейчас растет поколение детей, предпочитающих общаться между собой электронным способом, оставляя за бортом все другие формы общения, ведь все что им необходимо для этого есть на компьютерном столе и телевизионной тумбочке. Это негативно сказывается на развитие организма и личности в целом. Если не рассматривать подробно проблемы с физиологией (гиподинамия, потеря зрения, ожирение, неправильное развитие мышц молодого организма), то возникающие психологические и социальные проблемы набирают обороты. Личность - понятие социальное, и она социальна как феномен. Общаясь по интернету ребенок обретает виртуальную личность, но нереальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом. Для разрешения сложившейся ситуации мы предлагаем довольно простой и интересный способ. Необходимо возродить в детях и родителях мотивацию и интерес к живому общению. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи направлены на -укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Отличительные особенности программы"Игры нашего двора":
Программа предназначена для учащихся 2 классов во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с подвижными дворовыми играми. Игры подобраны с учётом возраста детей, их умениями, навыкам, знаниями об окружающем мире, возможностями в познании нового. Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.
Занятия проводятся после уроков на свежем воздухе на спортивной площадке. Наиболее оптимальные условия для проведения игр на свежем воздухе в зимнее время: температура воздуха – 10 – 12о С при относительном безветрии. Занятия со школьниками младших классов на улице при температуре ниже 16 – 18оС не рекомендуются. Однако активные движения детей нужно чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. В холодную погоду на открытом воздухе не рекомендуются игры с пением, речитативом.
Рабочая программа кружка подвижных игр разработана для учащихся 2 класса, занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи программы:
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения контролировать своё поведение;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
- развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы, общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к совершенству;
- Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в ходе двигательной деятельности
Ценностные ориентиры:
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры
Наполняемость группы – 10-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Психологические особенности школьника.
Психологические особенности учащихся связаны с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.
Подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей. Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Игра в жизни ребенка.
Дворовые игры занимают особенное место в мире детских игр. Они - не просто развлечение, но и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команды и "работать" в них, учатся быстро соображать, прыгать-бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.
Человека понимают и принимают через общение.
Игра – это площадка для общения. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, накапливается необходимый в общении эмоциональный запас – уважительность к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие, даже если игра построена на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать – тоже задача общения.
Игра развивает воображение и фантазию.
Через игру приобретаешь то, что справедливо можно назвать «универсальной вооруженностью к жизни». Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. На всякой возрастной ступени детства закладываются качества, которые будут определять ребенка как личность во взрослой жизни. В дошкольном возрасте и в начальной школе важнейшее из них – воображение. Во время игры формируется воля, внимание, чувства, азарт игры (например, футбол). Искренне огорчаются, негодуют, радуются, ликуют – все это на максимальном пределе сил. Ребенок с хорошо развитым воображением учится в школе гораздо лучше.
Игра воспитывает решительность.
От чего зависит способность людей принимать те или иные решения? Безусловно, от биопсихологических особенностей человека, от профессиональной подготовленности, от обстоятельств жизни, от качества воспитания, но чаще всего – от уровня знаний, от той информации, которой он располагает по тому случаю, что требует решительности. Принять решение – это, чаще всего, сделать выбор. Как к арифметической задачке ученик выбирает решение, пользуясь накопленными знаниями, так и в жизни, в особую минуту человек, пользуясь накопленными знаниями, принимает единственно правильное решение. Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения
Уровень результатов .^ Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. ^ Результаты второго и третьего уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту физкультуре.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.^ Личностные результаты.У учеников будут сформированы:-установка на безопасный, здоровый образ жизни;-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам-бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа-уважительное отношение к культуре других народов. ^ Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательные УУД:Обучающийся научится:проводить сравнение и классификацию объектов;понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД:Обучающийся научится:работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;обращаться за помощью;формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество;слушать собеседника;договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей : на соревнованиях, на конкурсах, эстафетах, проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№ Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитательная работа
Теоретическая часть/форма организации деятельности Практическая часть/форма организации деятельности 1 Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. 1 Правила ТБ во время игры.Фронтальная. Соблюдение правил во время игры.Групповая. Воспитывать инициативное сотрудничество в команде. Прививать здоровый образ жизни.
2 Упражнение «Боксёры».
Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». 1 История возникновения игры.
Фронтальная.
Проведение эстафет.Групповая. Воспитывать самостоятельность и ответственность при разучивании игр.
3 Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу.
Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». 1 Знакомство с правилами проведения зстафет.Фронтальная. Иметь представление о массовых играх.Групповая. Проявлять инициативу в игре. Следить за своим физическим состоянием.
4 Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены». Эстафета прыжками.
Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». 1 Ознакомить с различиями игры и эстафеты.фронтальнаяСоблюдать правила при проведения
и игры.Групповая. Воспитывать самостоятельность и ответственность при разучивании игр.
5 Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя во бору». Эстафета по кругу. Самостоятельные игры. 1 Знакомство с новой инрой.ФронтальнаяВыбор игры по интересам.
Групповая. Воспитывать уважение к напарнику по игре.
6 Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик».
Соревнования по подвижным играм. 1 История возникновения народных игр.ФронтальнаяОрганизация соревнования.ГрупповаяВоспитывать умение слушать собеседника,
договариваться и приходить к общему решению.
7 Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки».
Самостоятельные игры. 1 Правила проведения комбинированнной эстафеты.Фронтальная. Выбор игры по интересам Групповая. Формировать первоначальное представление о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
8 Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам».
Эстафета с прыжками с ноги на ногу.
Самостоятельные игры. 1 Разучивание новой игры.ФронтальнаяЗнать и понимать необходимость занятия спортомГрупповая. Слушать собеседника. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
9 Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты». Эстафета с прыжками через движущее препятствие.
Перетягивание каната 1 Разучивание ново й игры.Фронтальная .Понимать необходимость применять на практике знания ЗОЖ.Групповая. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Воспитывать уважение к напарнику по игре
10 Эстафета с переноской предметов.
Разучивание игр «Перетягивание каната»
«Не намочи ног». 1 Разучивание ново й игры.Фронтальная. Соблюдать правила при проведении подвижных игр.ГрупповаяДоговариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Прививать здоровый образ жизни.
11 Разучивание игры «Береги предмет»
«Кто первый через обруч к флажку?» 1 Дать представление о правилах новых игр.Фронтальная. Применять правила игры на практике.Групповая. Слушать собеседника. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
12 Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки».
Самостоятельные игры. 1 Ознакомление с правилами новой игры.Фронтальная. Выбор игры по интересам Коллективная Воспитывать дружеские взаимоотношения. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
13 «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши».
Игры по выбору. 1 Отличие подвижных игр от настольных.ФронтальнаяВыбор игры по интересам Групповая. Воспитывать инициативное сотрудничество в команде. Формировать представления о здоровом образе жизни.
14 «Кто дольше не собьётся», «Удочка».
Игры по выбору. 1 Знать и понимать необходимость соблюдения правил игры.Фронтальная. Применять правила игры на практике.ГрупповаяВоспитывать самостоятельность и ответственность при разучивании игр.
15 Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее»
Весёлые старты. 1 Правила проведения веселых стартов.Фронтальная. Иметь представление о зависимости результатов игры от каждого. Групповая. Предлагать помощь и сотрудничество. Формировать представления о здоровом образе жизни.
16 Разучивание игры «Упасть не давай». Эстафета с мячами, скакалками. 1 Использование спортивного инвентаря при проведении эстафет.Фронтальная. Уметь использовать нужный инвентарь припроведении эстафет.Групповая. Учить договариваться и приходить к общему решению.
17 Разучивание игры «Шишки, желуди, орехи». Игры по выбору. 1 Ознакомление с правилами новой игры.Фронтальная. Уметь использовать правила игры на практике.Групповая. Формировать первоначальные представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья. Воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.
18 Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Переправа.» Самостоятельные игры. 1 ТБ при проведении эстафет.Фронтальная. Уметь работать индивидуально и в группе.Групповая. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
19 Разучивание игры «Русская лапта». Эстафета с прыжками с ноги на ногу.
Самостоятельные игры. 1 Знакомство с играми разных народов.Фронтальная. Соблюдать правила при проведении игр. Групповая. Воспитывать этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа,
уважительное отношение к культуре других народов.
20. Разучивание игры «Охотники и дичь». Эстафета с прыжками через движущее препятствие.
Перетягивание каната 1 Дать представление о правилах новых игр.Фронтальная. Понимать необходимость игрыГрупповая. Предлагать помощь и сотрудничество товарищу. Формировать представления о здоровом образе жизни.
21 Эстафета с переноской предметов.
Разучивание игры «Казачок».
1 Дать представление о разных видах эстафеты.Фронтальная. Уметь работать индивидуально и в группе Групповая. Учить договариваться и приходить к общему решению.
22 Игры зимой . «Охота на куропаток». Игры по выбору. 1 Показать взаимосвязь игры и ЗОЖ.Фронтальная. Выбор игры по интересам.
Коллективная Воспитывать дружеские взаимоотношения. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
23 Игра с прыжками по выбору. «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам». 1 Понимание необходимости занятия спортом.Фронтальная. Знать и уметь проводить изученные игры.Групповая. Формировать первоначальные представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья. Воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.
24 Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка».Самостоятельные игры. 1 Ознакомления с играми с мячом.Фронтальная. Умение применять правила игры с мячом на практике.Групповая. Воспитывать уважительное отношение при работе в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
25 Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты». Игры по выбору. 1 Ознакомить с комплексом ОРУ.Фронтальная. Знать и уметь выполнять комплекс ОРУ Групповая. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
26 «Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками.
Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. 1 Понимание необходимости занятия спортом Фронтальная. Соблюдать правила игры при проведении игр.Групповая. Предлагать помощь и сотрудничество. Формировать представления о здоровом образе жизни.
27 «Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки.
Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол, баскетбол 1 ТБ при проведении эстафет с использованием инвентаря.
Фронтальная Уметь использовать спортивный инвентарь по назначению.
Индивидуальная. Воспитывать самостоятельность и ответственность при разучивании игр.
28 «Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу.
Игры по выбору: ручной мяч. 1 Показать взаимосвфзь физ-ры с другими предметами.
Фронтальная. Соблюдать правила игры при проведении игр Групповая Воспитывать инициативное сотрудничество в команде. Прививать здоровый образ жизни.
29 « Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры. 1 Влияние спорта на физическое развитие.
Фронтальная. Уметь работать индивидуально и в группе
Групповая Учить договариваться и приходить к общему решению .Формировать понятие безопасного, здорового образа жизни.
30 «Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай».
Эстафета «Паровозик». 1 Показать взаимосвязь игры и ЗОЖ.
Фронтальная. Понимать необходимость применения игр в жизни.
Групповая. Формировать первоначальные представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья. Воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре
31 «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «Через ручеёк». Комбинированная эстафета.
Игры по выбору 1 Дать представление о правилах новых игр Фронтальная. Выбор игры по интересам Коллективная Воспитывать этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа,
уважительное отношение к культуре других народов.
32 Упражнение «Силачи». Игры: «День и ночь», «Волк во рву». Комбинированная эстафета. 1 Различие сезонных игр.
Фронтальная. Иметь представление о зависимости результатов игры от каждого. Групповая. Воспитывать уважение к напарнику по игре.
33 «Запрещённое движение», «Ловишки с приседанием». Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору. 1 Влияние спорта на физическое развитие.
Фронтальная. Умение играть в коллективе.
Групповая. Воспитывать умение слушать собеседника,
договариваться и приходить к общему решению.
34 Весёлые старты. 1 Правила ТБ во время игр летом.Фронтальная. Умение выбирать игры в зависимости от времени года.
Групповая. Формировать первоначальные представленя о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья. Воспитывать уважительное отношение к партнеру по игре.
Прогнозируемые результаты
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
Формирования у детей и уверенности в своих силах
Воспитание толерантности.
Умение применять игры самостоятельно
5.Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал;
Маты;
Гимнастические скамейки;
Мячи, обручи, кегли, прыгалки;
.
Методические разработки праздников
Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»
«Фрукты и овощи на твоём столе»
«Режим дня школьника»
1.Карасёв Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологии.
2.Спортивные игры (Под редакцией Ю.И. Портных)
3.Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.
Перечень учебно-методической литературы:
Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2007.
Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Бутин И.М. Физическая культура в начальных классах. – М, издательство Владос-Пресс, 2001.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. росвещение.1980г.
Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2002.
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Примерные программы начального общего образования в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010