Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «ЗДОРОВЕЙКА»


                                                                                                                                                                                                                       
 
 
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
«ЗДОРОВЕЙКА»
 
 
 

 
                        Пояснительная записка
 
 
1.1.       Введение
 
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
.
 
 
1.2.         Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
 
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
 формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
 развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
 обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1.     Формирование:
 представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения;
 потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2.     Обучение:
 осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
 правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
 элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
 упражнениям сохранения зрения.
 
 
формы проведения занятия
и виды деятельности тематика
игры народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
 
беседы Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид –залог здоровья
 Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени
Мода и школьные будни
Как защититься от простуды и гриппа
тесты и анкетирование Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Мои отношения к одноклассникам» 
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
круглые столы «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
школьные конференции В мире интересногопросмотр тематических видеофильмов «Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.
экскурсии  «Сезонные изменения и как их принимает человек»
 «Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
дни здоровья, спортивные мероприятия «Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
. «За здоровый образ жизни»
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
 Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
решение ситуационных задач Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки
театрализованные представления, кукольный театр Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Кукольный спектакль  К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»
участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании» «Разговор о правильном питании»
«Вкусные и полезные вкусности»
«Хлеб всему голова»
«Что даёт нам море»
 
 
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
 
1.3.       Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
 
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровейка» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часа в неделю:        1 класс — 66 часа в год, 2-4 классы -68 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей: 
 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
     Содержание программы     внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 
 
 
2.     Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности
 
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.     Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
 Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
 
 
   3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
 
2.1.       Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
 
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должнызнать:
 основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
 особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
 особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
 основы рационального питания;
 правила оказания первой помощи;
 способы сохранения и укрепление  здоровья;
 основы развития познавательной сферы;
 свои права и права других людей;
 соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
 влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
 знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
 составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
 выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
 различать “полезные” и “вредные” продукты;
 использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
 определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
 заботиться о своем здоровье;
 находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
 применять коммуникативные и презентационные навыки;
 использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
 оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
 находить выход из стрессовых ситуаций;
 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. 
.                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
 

№ п/п  
Наименование разделов и дисциплин  
Всего,
час. В том числе  
Форма
контроля
 
информационные занятия выездные занятия, стажировки, деловые игры практи-ческиезанятия   Введение  «Вот мы и в школе». 4 1 1 2  
1
  Дорога к доброму здоровью 1     1  
2 Весёлые физминутки1     1  
3 Здоровье в порядке - спасибо зарядке 1 1      
4 В гостях у доктора Айболита 1   1    
  Питание и здоровье 5 3   2  
5 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» 1 1      
6 Культура питания
Приглашаем к чаю 1     1  
7 Ю.Тувим «Овощи»( приготовление овощного салата) 1     1  
8 Как и чем мы питаемся   1      
9 Красный, жёлтый, зелёный 1     1 викторина
  Моё здоровье в моих руках 7 3   4  
10 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим 1 1      
11 Полезные и вредные продукты. 1 1      
12 Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» 1 1      
13 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1     1  
14 Как обезопасить свою жизнь 1     1  
15 Поездка в бассейн
 «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» 1     1  
16  В здоровом теле здоровый дух 1     1 викторина
  Я в школе и дома 6 3   3  
17 Мой внешний вид –залог здоровья 1 1      
18 Зрение – это сила 1 1      
19 Осанка – это красиво 1     1  
20 Весёлые переменки 1     1  
21 Здоровье и домашние задания 1 1      
22 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим 1     1 Игра- викторина
  Чтоб забыть про докторов 4 1   3  
23 “Хочу остаться здоровым”. 1 1      
24 Вкусные и полезные вкусности 1     1  
25 День здоровья
 «Как хорошо     здоровым быть» 1     1  
26  «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Поездка в бассейн 1     1 круглый стол
  Я и моё ближайшее окружение 3 2   1  
27 Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение» 1 1     день вежливости28 Вредные и полезные привычки 1 1      
29 “Я б в спасатели пошел” 1     1 Ролевая игра
  «Вот и стали мы на год  взрослей» 4 2   2  
30 Опасности летом (просмотр видео фильма) 1 1      
31 Первая доврачебная помощь 1     1  
32 Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» 1 1      
33 Чему мы научились за год. 1     1 диагностика
  Итого: 33 15 1 17  
  Тематическое планирование раздела «Подвижные игры»
№ Тема занятия Содержание занятия Дата
Проведения
    Народные игры  
1 Русская народная игра «У медведя во бору»    Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.  
2  Русская народная игра «Филин и пташка».    Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.  
3   Русская народная игра «Горелки».   Правила игры. Проведение игры.  
4   Русская народная игра «Кот и мышь».   Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.  
5   Русская народная игра «Блуждающий мяч».   Правила игры. Проведение игры.  
6   Русская народная игра «Лапта»   Правила игры.  Проведение игры. Эстафета.  
    Игры на развитие психических процессов.  
7    Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра».  
8   Упражнения и игры на внимание   Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно», «Заметь всё»,  «Запомни порядок».  
9    Игры на развитие памяти.   Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».  
10    Игры на развитие воображения.   Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».  
11   Игры на развитие мышления и речи.   Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».  
12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга»,  «Три характера».
   
    Подвижные игры  
13    Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».   Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.  
14   Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»   Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.  
15    Игра с мячом «Охотники и утки».   Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.  
16   Весёлые старты с мячом.   Гимнастические упражнения. Эстафеты.  
17   Игра «Волк во рву» Игры с мячом: ловля, бросок, передача.  
18   Весёлые старты со скакалкой   Комплекс ОРУ со скакалкой.  
19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»  Правила игры. Проведение игры.  
20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».  Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель.  
21 Игра «Белки, волки, лисы». Правила игры. Проведение игры.  
22   Игра «Совушка».   Правила игры. Проведение игры.  
23  Игра «Удочка»  Игры со скакалкой, мячом.  
24 Игра «Перемена мест»  Построение. Строевые упражнения6 перемещение.  
25   Игра «Салки с мячом».   Правила игры. Проведение игры.  
26   Игра «Прыгай через ров»   Совершенствование координации движений.  
    Спортивные игры  
27
28  Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.  
29
30
  Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.  
31
32 Футбол Проведение игры.  
33
  Спортивный праздник.
 
 
ВСЕГО  66 часов Игры, эстафеты, Весёлые минутки.
 
   
 
3.     Литература
 
1.     Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2.     Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3.     Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4.     Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)5.     Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6.     Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8.     Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9.     Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10.                       Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11.                       Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
12.                       Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13.                       Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14.                       Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.