РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) курс «Здоровье», 1 класс
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №_____
«__»______________2014г.
Руководитель МО
________Н.В. Викторова Согласовано
Заместитель директора
___________Т.В.Добрян«___»____________2014г Утверждаю
ДиректорМБОУ«ЛянторскаяСОШ№6»
________С.Ю. Сорокина
«___»____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
курс «Здоровье», 1 класс
Гончаренко Юлии Анатольевны,
учителя физической культуры
2014-2015 учебный год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Место внеурочной деятельности в плане.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тематическое планирование.
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для изучения учебного курса «Здоровье» обучающимися 1 класса общеобразовательной школы.
Программа по внеурочной деятельности «Здоровье» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования «Внеурочная деятельность в начальной школе».
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Здоровье» составлена на основе программы курса «Здоровье» д.м.н. Касаткина В.Н.
Цель программы: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Реализация цели программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Здоровье» расширяет сведения о физическом, психологическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Полученные учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам увидеть причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛАНЕ
В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2014-2015 учебный год, на изучение курса «Здоровье» в 1 классе отведено 33 часа, из расчета 1учебный час в неделю, 33 учебные недели.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становиться укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой, усваивать учебный материал, заниматься в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности и становиться гармонично развитой личностью.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;различать способ и результат действия;оценивать правильность выполнения действия
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его существования у людей различ_ействий бучаюной системы РФ"собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Самопознание (5ч.)
Знание своего тела
Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам.
Раздел 2. Я и другие. (5 ч.)
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (6 ч.)
Гигиена тела
Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами, ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствие с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон, как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторов, приводящие к утомлению.
Профилактика инфекционных заболеваний
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Раздел 4. Питание и здоровье (4 ч.)
Питание основа жизни
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.
Гигиена питания
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила Ухода за посудой.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма (7 ч.)
Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части», «родители с детьми».
Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы, игровые площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д. элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Оказание первой помощи при простых травмах. Укусы зверей, змей, насекомых.
Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в городе, деревне, с незнакомыми людьми. Правила поведения при пожаре. Вызов экстремальной помощи: 01, 02, 03, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Раздел 6. Культура потребления (3 ч.)
Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ (4 ч.)
Общее представление о психоактивных веществ. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1а класс
№ п/пТема урока Виды учебной деятельности обучающихся Планируемые результаты Сроки изучения ПримечаниеПредметные УУД План Факт Раздел 1. Самопознание. Знание своего тела (4 ч.)
1 Знаешь ли ты свое тело?
Расширяют знания о возможностях органов чувств, развитие способности по восприятию слуховых, зрительных и других ощущений.
Расширяют и обобщают знания о значении зубов в жизни человека, формируют навыков личной гигиены, развивают воображения и зрительную память.
Знать: органы и части тела, их функциональное предназначение.
Уметь: рассказывать о своих телесных ощущениях; объяснить чем отличается состояние здоровья от состояния болезни Л:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациями;
Р:осуществляют по шаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять;
П:оценивают свои достижения; отвечают на вопросы; соотносят изученные понятия с примерами;
К:овладеют диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение
2 Значение здоровья для жизни человека. 3 Осанка - один из составляющих компонентов внешнего вида человека. 4 Проявление эмоций через мимику, жесты, позы. Раздел 2. Я и другие (5ч.) 5 Ты и твоя семья.
Знакомятся со своими правами и признают взаимные обязательства в семье, учатся соблюдать социальные нормы поведения.
Знать: свои права и признавать взаимные обязательства в семье
Уметь: соблюдать социальные нормы поведения.
6 Дружба.
7 Посиделки с друзьями.
8 Поведение дома.
9 Права ребенка в семье. Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (5ч.)
10 Режим дня.
Повторяют органы чувств; признаки утомления;
составляют режим дня и следуют ему; знакомятся с методами закаливания Знать: органы чувств; признаки утомления;
Уметь:
составлять режим дня и следовать ему; методы закаливания. Л:формирование уважительного отношения к иному мнению; проявляют трудолюбие и упорство в достижение поставленной цели
Р: осуществляют по шаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем
П:самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации
К:овладеют диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение 11 Умеешь ли ты ухаживать за зубами? 12 Что такое инфекция?
13 Что мы знаем о глазах?
14 Закаляться может каждый.
Раздел 4. Питание и здоровье (3ч.) 15 Для чего люди едят?
Узнают, как происходит пищеварение; знакомятся с важнейшими пищевыми источниками; питательными веществами
Учатся соблюдать правила режима питания и питьевого режима; обрабатывать пищевые продукты перед употреблением. Знать: как происходит пищеварение;важнейшие пищевые источники; питательные вещества
Уметь: соблюдать правила режима питания и питьевого режима.
16 Почему нужно правильно питаться?
17 Режим питания. Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма(6ч.) 18 Влияние физических упр. на здоровье человека. Узнают правила дорожного движения; правила поведения при пожаре, способами тушения огня; с видами ран; правилами поведения на воде
Распознают опасные зоны в помещении и на улице; учатся обращаться за помощью в экстремальных ситуациях; учатся оказывать первую помощь. Знать: правила дорожного движения; правила поведения при пожаре, способы тушения огня; виды ран; правила поведения на воде
Уметь: распознавать опасные зоны в помещении и на улице; обращаться за помощью в экстремальных ситуациях; оказывать. Л:принятие и освоение социальной роли обучающегося;
Р: принимают и сохраняют
учебную задачу при выполнении упражнений; адекватно воспринимают оценку учителя
П:характеризуют действия, дают им объективную оценку на основе освоенных знаний
К:используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками, задают вопросы; контролируют действие партнера 19 Правила поведения при пожаре. 20 Правила перехода через дорогу. 21 Вызов помощи 01,02,03,112.
22 Ожоги.
23 Опасность при пользовании пиротехническими средствами. первую помощь. Раздел 6. Культура потребления (4ч.) 24 Лекарственные растения.
Знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, с правилами безопасности при контакте с незнакомыми растениями, их плодами. Знать: лекарственные растения
Уметь обращаться за медицинской помощью
25 Польза и вред медикаментов. 26 Подвижные игры на свежем воздухе. 27 Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ (6 ч.) 28 Вред табачного дыма.
Учатся избегать опасные ситуации, связанные с возможной агрессивностью других людей, узнавать потенциально опасного человека по внешним признакам, разбирают вариантов поведения в опасной ситуации. Знать: о вреде табачного дыма, алкоголя, психоактивных веществ
Уметь: выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; избегать ситуации пассивного курильщика 29 Что такое алкоголь и чем опасно его употребление? 30 Поведение людей употребляющие психоактивные вещества. 31 Подвижные игры на свежем воздухе. 32 Веселый урок здоровья.
33 Веселый урок здоровья. Материально-технического обеспечение образовательного процесса
Автоматизированное рабочее место педагога (АРМ педагога): персональный компьютер с программным обеспечением; интерактивное оборудование (интерактивная доска PanasonicUB – T580, проектор мультимедийный EPSONEB-470, документ - камера (AVerMedia), оборудование для тестирования качества знаний обучающихся (система голосования).
Учебно-методические пособия для учителя
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.2. Н.И. Дереклеева "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья" М. "ВАКО", 2005г.4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.7. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ruhttp://www.maro.newmail.ruhttp://www.skazochki.narod.ru/index_flash.htmlhttp://www.int-edu.ni