РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Ритмика» Направление «спортивно-оздоровительное »
ГБОУ средняя школа № 368
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт- Петербурга
Принято:
на Педагогическом совете
ГБОУ средней школы № 368
Протокол № 1
«___ » августа 2015г
Согласовано:
МО учителей начальных
классов
____________
«___ » августа 2015г
Утверждаю:
Директор
ГБОУ средней школы № 368
___________ С.Н. Соколова
Приказ № ____
«___ » августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Ритмика»
Направление «спортивно-оздоровительное »
для 1-4 класса
Возрастная группа – с 7-11 лет
Составитель:
Фонарева Т.А
учитель начальных классов,
.
2015 – 2016 учебный год
Санкт- Петербург
Оглавление
Нормативно- правовая база.
Пояснительная записка.
2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
. Описание места курса внеурочной деятельности.
. Формы, технологии и контроля деятельности .
Характеристика класса.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные, предметные).
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1. Нормативно- правовая база:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПинН 2.4.2.2821-10, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 09.12.2010 г. № 189);
Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2014 № 03-20-1905\14-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» .
2. Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач нашей школы – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Каждое занятие кружка «Ритмика» включает 4 этапа: общие теоретические понятия, разминка, общеразвивающие упражнения, диско- танцы.
Цель: привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, культуру общения между собой и окружающими.
Задачи: 1. Укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; содействие профилактике плоскостопия; снижение психического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).
2. Совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей; развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой).
3. Развитие творческих и созидательных способностей детей (развитие мышления, воображения, познавательней активности, расширение кругозора).
4. Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой.
2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика является подготовительным этапом для освоения разных видов хореографического искусства. Именно в ритмике заключен огромный потенциал, позволяющий развивать функции двигательного аппарата, физических возможностей и техники ребенка. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышает уверенность ребенка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребенка. Наряду с этим, формируется позитивное мировоззрение ребенка, положительный социальный опыт развивающейся личности ребенка, раскрытие и реализация его творческого потенциала. Педагогическая целесообразность. Переход из социальной роли дошкольника, к социальной роли учащегося сопряжен с различными, в том числе и психо-эмоциональными перегрузками. Излишняя интеллектуализация работы с детьми в школе и недостаточное внимание к их эмоциональному развитию ведет к нарушениям в становлении личности. Обедненный эмоциональный опыт приводит к неспособности ребенка осуществить адаптационные действия, помогающие ему определить свое место в обществе, что зачастую приводит к его социальной беспомощности. Занятия ритмикой улучшают функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, повышается умственная и физическая работоспособность. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания: развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, они испытывают чувство радости, подъёма от проявленных двигательных действий, красоты совместных движений.
В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми ребёнок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, достигать взаимопонимания.
Особенность программы заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется разнообразным формам творческого и социального взаимодействия детей и педагога и возможности освоения различных социальных ролей и формирование положительного социального опыта. Занятия построены в виде игры. Основная цель этих превращений в весёлую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Программа курса «Ритмика» в начальной школе включает разделы:
1. Введение
2. Азбука музыкального движения
3. Танцевальная азбука
4. Игровая гимнастика
5. Танцевальная мозаика
Выбор педагогических техник в образовательном процессе способствует реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных, групповых задач.
2.2. Описание места курса внеурочной деятельности.
Курс рассчитан на 3 года обучения в начальной школе по 3 часу в неделю, 34 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-3 классах. На региональный компонент отводится 15% от общего количества часов. Программа предусматривает занятия для обучающихся 1-3 классов общеобразовательных школ. Форма обучения – групповая (10 -15 человек).
2.3 Формы, методы контроля и деятельности .
Принципы методики занятий:
Оздоровительная направленность (учителю необходимо знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на организм ребенка, уметь выбрать необходимые средства и методы занятия, оценить эффективность их влияния на организм).
Дифференцированный подход (учитель должен учитывать возраст, пол и физическую подготовленность ребенка, потребность каждого ребенка в конкретных средствах и методах занятия).
Профессионально-прикладная направленность занятий (учитель должен помочь ребенку в процессе занятий приобрести необходимые для хорошего освоения профессии двигательные навыки, отшлифовать их, подготовить центральную нервную систему и другие функциональные системы организма к тому, чтобы они смогли обеспечить высокую трудоспособность будущего специалиста, т.е. организм должен быть разносторонне развитым и тренированным).
Средства занятий:
Систематические физические упражнения (стимулируют нормальную жизнедеятельность организма, обеспечивают возрастание физической работоспособности и защитных сил организма).
Естественные факторы (природные факторы – солнце, воздух, вода – формируют защитные силы организма, его невосприимчивость к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды).
Гигиенически обоснованный режим (хорошо организованный распорядок дня и образ жизни).
Формы занятий:
Учебное занятие (урок), (должны проводиться систематически, не менее 35 минут каждое; только при соблюдении этих условий и качественном проведении занятий можно добиться положительных результатов)
Утренняя гимнастика (обязательная форма занятий физическими упражнениями; так как она проводится самостоятельно и учитель лишен возможности её выполнения, важно, чтобы учащиеся глубоко понимали необходимость использования утренней гимнастики и добросовестно занимались ею)
Вводная гимнастика (выполняется непосредственно перед учебной деятельностью; выполняет подготовить учащихся к предстоящему новому виду деятельности)
Физкультурная пауза (эффективный, активный отдых учащихся)
Домашнее задание (имеют существенное значение для повышения его эффективности)
Организация и проведение занятий
Непосредственно перед началом занятия учителю необходимо познакомиться с заключением врачей после медицинского осмотра детей; изучить историю болезни, если таковая есть; проконсультироваться с врачом, если в этом есть необходимость. Знакомя учащихся с правилами по технике безопасности на занятиях, учитель ведет журнал, в котором дети расписываются после ознакомления с правилами по технике безопасности. Перед каждым новым занятием учитель обязан повторить правила по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений. Учет записей в журнале по технике безопасности проводится в начале каждой четверти.
Вводная часть (3-5 минуты, включает подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения)
Подготовительная часть (10 минут, для общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном, а затем в среднем темпе)
Основная часть (15 минут, отводится для обучения и тренировки, в ней осваивают физические упражнения и двигательные навыки)
Заключительная часть (5 минут, включает упражнения на расслабления и дыхательные)
Результаты освоения учебного курса
В результате прохождения курса обучающиеся овладеют следующими универсально учебными действиями:
Личностные результаты:
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки;
умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты:
умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
Предметные результаты:
В результате прохождения курса обучающиеся овладеют:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
2.4.Характеристика класса
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс (33 ч из них 4 ч на региональный компонент)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Тема 1.1. Вводное занятие
Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел 2. Азбука музыкального движения (5 ч)
Тема 2. 1. Характер музыки, темп музыки
Музыкальный размер, характер музыки, темп движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальный размер 2/4; ѕ. Контрастная музыка (быстрая – медленная, весёлая – грустная). Правила и логика перестроения из одного рисунка в другой. Настроение в музыке (грустно, смешно, мечтательно, испуганно).
Региональный компонент.
Тема 2.2. Ритмический рисунок
Упражнения на развитие музыкального слуха. Прослушивание различных ритмов и мелодий. Воспроизведение хлопками ритмического рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бёдрам
Раздел 3. Танцевальная азбука (13 ч)
Тема 3.1. Постановка корпуса, рук и ног
Позиции ног: VI-я. Подготовка к изучению позиций рук. Этюд «Воздушный шар». Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках.
Тема: 3.2. Весёлая разминка
Полуприседания (demie plie) по VI позиции. Подъём на полупальцы (releve) по VI позиции. Прыжки sautй по VI позиции. Полуприседания (demie plie) по I позиции. Подъём на полупальцы (releve) по I позиции. Прыжки (allegro) sautй по I позиции.
Региональный компонент.
Тема 3.3. Танцевальные шаги
Шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полу пальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук, лёгкий бег.
Шаги: приставной шаг в сторону, вперед; притопы: выставление ноги на носок, пятку. Рисунки: выстраивание в круг, линию, колонну, шахматный рисунок.
Раздел 4. Игровая гимнастика (11 ч)
Тема 4.1. Упражнения на осанку
Упражнения для развития пластичности. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Региональный компонент
Тема 4.2. Упражнения для развития пластичности
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок.
Тема: 4.3. Упражнения на растяжку
Упражнения на развитие подвижности суставов. Вращения в суставах (стопа, колено, бедро). Укрепление и развитие мышц ног. Работа стопы (пятка, носок, плоская стопа). Различные виды приседаний. Пряжки.
Раздел 5. Танцевальная мозаика (3 ч)
Тема 5.1. Танец «Полька»
Основные направления танцевального движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движение вперёд и назад, вправо-влево. Изучение и исполнение танца «Полька» в парах.
Региональный компонент.
2 класс (34 ч из них 4 часа на региональный компонент)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Тема 1.1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел 2. Азбука музыкального движения (5 ч)
Тема 2. 1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Тема 2.2. Ритмический рисунок
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Региональный компонент
Раздел 3. Танцевальная азбука (13 ч)
Тема 3.1. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Тема: 3.2. Упражнения на координацию движений.
Движения правой руки вверх вниз с одновременным движением левой руки от себя к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Тема 3.3. Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Региональный компонент
Раздел 4. Игровая гимнастика (11 ч)
Тема 4.1. Упражнения для развития выразительности исполнений плясок
Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.
Тема: 4.2. Музыкальные игры
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Региональный компонент
Раздел 5. Танцевальная мозаика (4 ч)
Тема 5.1. Танец «Танцевальные упражнения»
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Тема 5.2. Танец «Танцы и пляски»
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
Региональный компонент
3 класс (34 ч из них 4 часа на региональный компонент)
Раздел 1. Введение (1 ч)
Тема 1.1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Раздел 2. Азбука музыкального движения (5 ч)
Тема 2. 1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Тема 2.2. Ритмический рисунок
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами
Региональный компонент
Раздел 3. Танцевальная азбука (13 ч)
Тема 3.1. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Тема: 3.2. Упражнения на координацию движений.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Тема 3.3. Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Региональный компонент
Раздел 4. Игровая гимнастика (11 ч)
Тема 4.1. Упражнения для развития выразительности исполнений плясок
Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен.
Тема: 4.2. Музыкальные игры
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.
Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
Региональный компонент
Раздел 5. Танцевальная мозаика (4 ч)
Тема 5.1. Танец «Танцевальные упражнения»
Повторение элементов танца по программе 2 класса
Тема 5.2. Танец «Танцы и пляски»
Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев
4. Тематическое планирование.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
1-ый год обучения (33 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Введение (1ч)
1. Вводное занятие
Знакомство с преподавателем.
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Азбука музыкального движения (5 ч)
2 – 5. Характер и темп музыки
Слушать музыку и определить её характер. Импровизировать под заданные мелодии.
Слушать музыку и определить её темп.
Слушать музыку и определить динамические оттенки.
Выполнять творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
6. Ритмический рисунок
Слушать различные ритмы и мелодии. Воспроизводить хлопками ритмический рисунок.
Танцевальная азбука (13 ч)
7 – 11. Постановка корпуса, рук и ног
Выполнять танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках.
12 – 15. Весёлая разминка
Выполнять: полуприседания (demie plie) по VI позиции, подъём на полупальцы (releve) по VI позиции, прыжки sautй по VI позиции, полуприседания (demie plie) по I позиции, подъём на полупальцы (releve) по I позиции, прыжки (allegro) sautй по I позиции.
16 – 19. Танцевальные шаги
Выполнять шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полу пальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук, лёгкий бег. Изображать шаги животных, манеры их поведения и др.
Выполнять шаги: приставной шаг в сторону, вперед; притопы: выставление ноги на носок, пятку. Изображать рисунки: выстраивание в круг, линию, колонну, шахматный рисунок.
Игровая гимнастика (11 ч)
20 – 22. Упражнения на осанку
Выполнять упражнения на:
- укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч;
- укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивание в стороны и вверх, круговые вращения корпуса;
- укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника.
23 - 25. Упражнения для развития пластичности
Выполнять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела, а также упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок.
26 – 30. Упражнения на растяжку
Выполнять упражнения на развитие подвижности суставов: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, пряжки.
Танцевальная мозаика (3 ч)
31 – 33. Танец «Полька»
Выполнять танцевальные движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движения вперёд и назад, вправо-влево. Изучать и исполнять танец «Полька» в парах.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
2-ой год обучения (34 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Введение (1ч)
1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Азбука музыкального движения (5 ч)
2 – 5. Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствовать навыки ходьбы и бега.
6. Ритмический рисунок
Выполнять во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Танцевальная азбука (13 ч)
7 – 11. Ритмико-гимнастические упражнения
Выполнять общеразвивающие упражнения на выработку осанки.
12 – 15. Упражнения на координацию движений.
Выполнять разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.).
16 – 19. Упражнения на расслабление мышц.
Выполнять свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивать руки поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивать кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывать то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Игровая гимнастика (11 ч)
20 – 25. Упражнения для развития выразительности исполнений плясок
Выполнять упражнения на:
- выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.
- выразительную и эмоциональную передачу в движениях игровых образов и содержания песен.
26 – 30. Музыкальные игры
Выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Танцевальная мозаика (4 ч)
31 – 34. Танец «Танцы и пляски»
Выполнять танцевальные движения в зале: Изучать: Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
3-ий год обучения (35 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Введение (1ч)
1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
Азбука музыкального движения (5 ч)
2 – 5. Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходить в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.. Перестраиваться из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой на шаг назад.
Выполнять движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
6. Ритмический рисунок
Выполнять во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами
Танцевальная азбука (13 ч)
7 – 11. Ритмико-гимнастические упражнения
Выполнять общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Перелезить через сцепленные руки, через палку.
12 – 15. Упражнения на координацию движений.
Выполнять упражнения на координацию движений.
16 – 19. Упражнения на расслабление мышц.
Выполнять упражнения на расслабление мышц. Выпрямлять руки в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Переносить тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игровая гимнастика (11 ч)
20 – 25. Упражнения для развития выразительности исполнений плясок
Выполнять упражнения на самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнять движения пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца.
26 – 30. Музыкальные игры
Выполнять упражнения на развитие подвижности суставов
Передавать в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.
Придумывать варианты к играм и пляскам.
Танцевальная мозаика (4 ч)
31 – 34. Танец «Танцы и пляски»
Выполнять танцевальные движения в зале:
Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.
5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
(личностные, метапредметные, предметые )
Личностные
(воспитательные результаты)
Первый уровень – ......
Второй уровень – ......
Третий уровень - ......
Метапредметные
Познавательные:
-
-
-
Регулятивные :
-
-
-
Коммуникативные:
-
-
-
Предметные
(если будут)
-
-
-
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Ритмика»
1-ый год обучения (33 ч)
№ п/п
Дата проведения
Тема
1
Введение. Вводное занятие
2
Азбука музыкального движения. Характер музыки
3
Азбука музыкального движения. Темп музыки
4
Музыкальный размер, динамические оттенки
5
Контрастная музыка.
Региональный компонент.
6
Ритмический рисунок
7
Танцевальная азбука. Постановка корпуса. Позиция ног IV – я
8
Подготовка к изучению позиций рук этюд «Воздушный шар»
9
Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку
10
Танцевальные положения рук: за спиной, на поясе в кулачках
11
Упражнения на осанку «Кораблик», «Страус»
12
Весёлая разминка. Demie plie по VI позиции, sautй по VI позиции
13
Подъём на полупальцы по по VI позиции, sautй по VI позиции
14
Полуприседания (Demie plie) по I позиции, подъём на полупальцы (releve) по I позиции
15
Прыжки (allegro) sautй по I позиции.
Региональный компонент.
16
Танцевальные шаги
17
Танцевальные шаги
18
Танцевальные шаги. Приставной шаг в сторону, вперёд, притопы
19
Танцевальные шаги. Выставление ноги на носок, пятку
20
Упражнения на осанку «Кошечка», «Качели»
21
Упражнения на осанку «Кольцо», «Лодочка»
22
Упражнения на осанку «Рыбка»
23
Игровая гимнастика. Упражнения для развития пластичности
24
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела
Региональный компонент.
25
Игровая гимнастика. Упражнения для развития пластичности
26
Наклоны вперёд с вытянутыми ногами
27
Игровая гимнастика. Упражнения на растяжку
28
Работа стопы (пятка, носок, плоская стопа)
29
Игровая гимнастика. Упражнения на растяжку «Бабочка»
30
Упражнения на растяжку «Полушпагат»
31
Танцевальная мозаика. Полька
32
Танцевальная мозаика. Полька
33
Танцевальная мозаика. Полька.
Региональный компонент.
Итого: 33 часа
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Ритмика» 2-ой год обучения (34 ч)
№ п/п
Дата проведения
Тема
1
Введение. Вводное занятие
2
Азбука музыкального движения. Упражнения на ориентировку в пространстве
3
Азбука музыкального движения. Общеразвивающие упражнения. Ходьба с координацией рук и ног.
4
Ритмический рисунок.
Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
5
Ритмический рисунок Элементы асимметричной гимнастики.
Региональный компонент.
6
Ритмический рисунок. Движения по линии танца.
7
Танцевальная азбука. Перестроение для танцев.
8
Общеразвивающие упражнения. . Разучивание разминки.
9
Позиции рук. Основные правила. Танец «Полонез»
10
Позиции ног. Основные правила. Танец «Полонез»
11
Позиции в паре. Основные правила. Танец «Полонез»
12
Танец “цветов”. Элементы танца.
13
Ритмико-гимнастические упражненияю
Красота движений. Танец «Полонез», «Вальс цветов»
14
Упражнения на расслабление мышц тела Танец «Лавата», «Если нравится тебе, то делай так!»
15
Общеразвивающие упражнения. Региональный компонент.
16
Разучивание танца “Цветов”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.
17
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела
18
Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника. «Праздничный марш – «9 мая!».
19
Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Диско-танец “Вару-вару”.
20
Повторение позиций в паре, позиции европейских танцев.
21
Проверка ориентации на танцевальной площадке. Танец “Стирка”.
22
Закрепление. Танцы “Танец цветов», “Вару-вару”.
23
Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).
24
Музыкально-ритмические игры “Виды шага”.
Региональный компонент.
25
Танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.
26
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
27
Закрепление. Танцы “Полька», «Стирка» .
28
Основные движения танца «Праздничный марш – «9 мая!». Разучивание движений.
29
Игровая гимнастика.
30
Игровая гимнастика. Упражнения на растяжку «Полушпагат»
31
Танцевальная мозаика.
32
Танцевальная мозаика.
33
Игровая гимнастика. Региональный компонент.
34
Закрепление. Танцы “Танец цветов», “Вару-вару”, «Полька», «Стирка», «Праздничный марш – «9 мая!».
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Ритмика»
3-ий год обучения (34 ч)
№ п/п
Дата проведения
Тема
1
Введение. Вводное занятие
2
Элементы асимметричной гимнастики.
3
Разучивание разминки.
4
Упражнения на развитие координации.
5
Перестроение для танцев. Рисунок танца. Региональный компонент.
6
Позиции рук. Основные правила.
7
Позиции ног. Основные правила. Закрепление.
8
Танец “Новый год к нам мчится”. Позиции в паре. Основные правила
9
Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис
10
Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.
11
Основные движения танца “Новый год к нам мчится”. Разучивание движений.
12
Отработка основных движений танца «Новый год к нам мчится».
13
Закрепление. Подготовка к выступлению.
14
Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук.
15
Отработка движений. Региональный компонент.
16
Закрепление. Позиции ног, рук.
17
Танец « Счастливое детство».
18
Понятие “линия танца”. Общеразвивающие упражнения.
19
Отработка построение “линии”, “хорошие”, “шахматы”
20
Танец “Счастливое детство”. Основные движения.
21
Отработка движений танца “Счастливое детство”.
22
Общеразвивающие упражнения: перекаты стопы, носках, каблуках. “Вальс” - основные движения.
23
История образования “Вальса”. Позиции ног, рук. Отработка движений.
24
Танец “Музыкальный”. Позиции в паре. Региональный компонент.
25
Основные положения рук, ног в паре.
26
Закрепление танцев “Вальс”, “Музыкальный”, “Счастливое детство”.
27
Общеразвивающие упражнения. Партерный экзерсис
28
Партерный экзерсис. Основные движения. Танец “Вальс”.
29
Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).
30
Основные движения танца «Школьные годы».
31
Музыкальная композиция“Школьные годы”.
32
Просмотр видеозаписи танцев разных народов.
33
Отработка танца «Школьные годы». Региональный компонент.
34
Урок-смотр знаний.
Итого: 34 часа
6. Описание учебно-методического
и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале является:
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Коли-
чество
Примечание
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
3
Магнитофон
Д
4
Мультимедийный проектор
Д
5
Компьютер, оснащённый звуковыми колонками
Д
6
Экспозиционный экран (по возможности)
Д
Размер не менее 150х150 см
7
Фотокамера цифровая (по возможности)
Д
8
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)
Д
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
9
Фонотека; диски DVD, диски DVD- караоке
Д
При наличии технических средств
10
Детские песни их мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки)
Д
ИГРЫ И ИГРУШКИ
11
Мячи, гимнастические палки, спортивные ленты
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
12
Форма для занятий
К
13
Учебный кабинет, актовый зал
Д
14
Коврики для выполнения упражнений
К
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Заголовок 215