ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “Хореография – Волшебный мир танца”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 28»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на заседании методического объединения
учителей МБОУ г. Керчь «Школа №28»
протокол № ________
от «______»_________________20___г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ г. Керчь «Школа №28»
_______________________ А.А. Пугачёва
«______»_________________20___г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ г. Керчь «Школа №28»
___________________________ В.В. Завгородний
приказ № __________
от «______»_____________20___г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Хореография – Волшебный мир танца”
Направленность – художественно-эстетическая
Тип программы – модифицированная (адаптированная)
Вид программы – обучающий
Срок реализации программы – 4 год
Возраст учащихся – 7-11 лет
Составитель –
Мухлади Анна Михайловна
учитель внеурочной деятельности
г. Керчь 2016г.
Пояснительная записка.
Хореография играет немаловажную роль в деле эстетического и физического воспитания детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчёркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной движенческой системой играет ключевую роль в развитие воображения и творчества ребёнка.
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребёнка:
формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития тела; укрепляет здоровье;
формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-ритм, знания простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремлённость;
развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;
развивает коммуникативные способности детей, развивает чувства «локтя партнёра», группового, коллективного действия;
пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, эти особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства, как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования детей.
Характерные особенности программы:
1. Стержневая специализация программы, её основная художественно-эстетическая направленность детская бальная программа с элементами свободной пластики, игры, гимнастики, ритмики.
2. На основе ведущих методик создание собственной модифицированной программы, адаптированной для детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
3. Создание комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребёнок может радостно и свободно работать.
4. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов собственной разработки, направленное на эффективное освоение ритмики, танца, игр, импровизации, на развитие и реализацию творческого потенциала школьников.
В рамках непродолжительного времени отведённого на реализацию программы достижения высокой обученности.
Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребёнка;
развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в пространстве, в композиционных перестроениях рисунков-фигур;
развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни;
использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которых ориентируется автор в хореографической работе с младшими школьниками. Доступность, последовательность (от простого к сложному; по этапность;) учёт психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность, актуальность, результативность.
Межпредметные связи в реализации программы
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание танцевальных игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Основные направления и содержание деятельности:
Программа составлена для учащихся 1-4 классов, имеет вариативный характер, построена по принципу постепенного усложнения материала, тесно связанного с программой следующего года обучения, может быть успешно применена как для учащихся массовых общеобразовательных классов, так и для классов компенсирующего и коррекционного обучения. Занятия по танцу с младшими школьниками значительно отличаются от танцевальной подготовки учащихся других возрастных групп. Поэтому данная программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей учащихся начальных классов.
Программа рассчитана на 4 года обучения школьников (7-11 лет). Основная форма работы – урок (25 - 45 минут)
Младший школьный возраст (1-4 класс, 7-11 лет) – 2 - 3 часа в неделю.
Объём учебной нагрузки
Класс
Часов в неделю
Часов в месяц
Всего часов в год
1
3
9
99
2
3
9
102
3
2
8
68
4
3
9
102
Этапы реализации программы:
Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрасту учащихся, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами учебно-воспитательного процесса.
Первый этап (1-й и 2-й год обучения, 1-2 класс) начальный этап познания и освоения ритмики с элементами музыкальных игр, постановок музыкальных сказок. Он заключается в освоении азов ритмики, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребёнка.
Второй этап (3-й,4-ий год обучения, 3 и 4 класс) на этом этапе изучаются дальнейшие основы хореографии с элементами свободной пластики, усложнённых форм танцевальной ритмики, освоение игрового этюдного материала, основ актёрской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, совестные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
образный показ педагога;
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
подражание образам окружающей действительности;
приём тактильно-мышечной наглядности;
наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
рассказ;
объяснение;
инструкция;
лекция;
беседа;
анализ и обсуждение;
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
приём раскладки хореографического па;
приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
приём словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
игровой приём;
детское «сотворчество»;
соревнование и перепляс;
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
комплексный приём обучения;
выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
фиксация отдельных этапов хореографических движений;
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
приём пространственной ориентации;
развитие основных пластических линий;
музыкальное сопровождение танца как методический приём;
хореографическая импровизация;
приём художественного перевоплощения.
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:
приём педагогического наблюдения;
проблемного обучения и воспитания;
приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
приём подсознательной деятельности;
приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.
Содержание программы
класс
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
2.Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой; правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, хлопки, притопы, простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3. Игры под музыку
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски, народные игры-танцы.
Основные требования к умениям
1 класс
Личностные результаты
Сформирование внутренней позиции учащихся, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении учащихся к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
регулятивные
способность ребёнка понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
познавательные
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и, не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
2 класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх вниз с одновременным движением левой руки от себя к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные движения
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся 2 класса
Личностные результаты
Сформировать мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей, навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
познавательные
Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок».
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Ритмико – гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игры под музыку.
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения.
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся 3класса
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
Метапредметные результаты
регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
познавательные
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
коммуникативные
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;
4 класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся
4 класса
Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
регулятивные
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
·
познавательные
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
коммуникативные
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Учебно-тематический план, 1 класс
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
По плану
Фактически
1
03.09
Что такое «Хореография»? Основные понятия.
1
2
07.09
Поклон. Разминка.
1
3
08.09
Ходьба и бег.
1
4
10.09
Перестроение из круга в шеренги.
1
5
14.09
Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
1
6
15.09
Постановка корпуса. Основные правила.
1
7
17.09
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
8
21.09
Позиции ног(6,1). Основные правила.
1
9
21.09
Позиция рук (подготовительная). Основ. Прав.
1
10
22.09
Разучить песенку-разминку.
1
11
28.09
Песенка-разминка.
1
12
29.09
Песенка-разминка.
1
13
01.10
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
14
05.10
Общеразвивающие упражнения.
1
15
06.10
Общеразвивающие упражнения.
1
16
08.10
Позиции ног (6, 1, 2).
1
17
12.10
Позиции рук (1, 2).
1
18
13.10
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
19
15.10
Упражнения на координацию движений.
1
20
19.10
Хлопки, притопы.
1
21
20.10
Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
1
22
22.10
Схема, точки класса.
1
23
02.11
Упражнения на улучшение гибкости.
1
24
03.11
Разминка.
1
25
05.11
Упражнения сидя на полу «бабочка», «лягушка».
1
26
09.11
Движения по линии танца.
1
27
10.11
Позиции ног (6, 1, 2, 3).
1
28
12.11
Позиции рук (1, 2, 3).
1
29
16.11
Плие по 6 позиции.
1
30
17.11
Игры под музыку. Комбинация «Гуси».
1
31
19.11
Релеве по 6 позиции.
1
32
23.11
Комбинация «Слоник».
1
33
24.11
Комбинация «Слоник».
1
34
26.11
Индивидуальные задания.
1
35
30.11
Ритмические комбинации.
1
36
01.12
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
37
03.12
Общеразвивающие упражнения «Цапля».
1
38
07.12
Разминка.
1
39
08.12
Упражнения на улучшение гибкости «Кошка».
1
40
10.12
Упражнения на улучшение гибкости «Рыбка».
1
41
14.12
Прыжки.
1
42
15.12
Ритмико-гимнастические упражнения лёжа на полу.
1
43
17.12
Полу шпагат на правую и левую ногу.
1
44
21.12
Позиции в паре. Основные правила. Танец «Диско». Элементы танца.
1
45
22.12
Элементы композиции «Диско».
1
46
24.12
Элементы композиции «Диско».
1
47
11.01
Элементы композиции «Диско».
1
48
12.01
Упражнения для улучшения гибкости.
1
49
14.01
Упражнения на расслабление мышц.
1
50
18.01
Музыкальные игры.
1
51
19.01
Танцевальные упражнения.
1
52
21.01
Комбинация «Ладошки».
1
53
25.01
Комбинация «Ладошки».
1
54
26.01
Комбинация «Ладошки».
1
55
28.01
Общеразвивающие упражнения.
1
56
01.02
Тренировочный танец «Стирка».
1
57
02.02
Тренировочный танец «Стирка».
1
58
04.02
Танец «Стирка».
1
59
15.02
Танец «Стирка».
1
60
15.02
Танец «Стирка».
1
61
16.02
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
62
18.02
Танцевальные упражнения.
1
63
25.02
Знакомство с русским народным танцем.
1
64
29.02
Шаг на каблук.
1
65
29.02
Вынос ноги на носок в сторону.
1
66
01.03
Вынос ноги на каблук вперёд, в сторону.
1
67
03.03
Вынос ноги с носка на каблук.
1
68
10.03
Притопы одной ногой и поочерёдно.
1
69
14.03
Повороты корпуса вправо, влево с приседанием.
1
70
14.03
Движение ковырялочка.
1
71
15.03
Движение гармошка.
1
72
17.03
Комбинация русского танца.
1
73
21.03
Комбинация русского танца.
1
74
21.03
Комбинация русского танца.
1
75
22.03
Комбинация русского танца.
1
76
24.03
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
1
77
04.04
Движение полька по линии танца.
1
78
05.04
Движение галоп вправо и влево.
1
79
07.04
Ритмические хлопки.
1
80
11.04
Основные движения танца «Полька».
1
81
12.04
Позиция в паре.
1
82
14.04
Движение польки в паре по линии танца.
1
83
18.04
Движение галоп в паре.
1
84
19.04
Общеразвивающие упражнения.
1
85
21.04
Общеразвивающие упражнения.
1
86
25.04
Комбинация «Слоник».
1
87
25.04
Комбинация «Слоник».
1
88
26.04
Комбинация движений - нарисуй слоника.
1
89
28.04
Комбинация движений – нарисуй слоника.
1
90
05.05
Комбинация «Слоник».
1
91
10.05
Танец «Лимбо».
1
92
12.05
Движения танца «Лимбо».
1
93
16.05
Движения танца «Лимбо».
1
94
16.05
Танец «Лимбо».
1
95
17.05
Музыкальные игры с предметами.
1
96
19.05
Повторение пройденного материала.
1
97
23.05
Повторение.
1
98
23.05
Повторение программы за год.
1
99
24.05
Урок-смотр знаний.
1
ИТОГО
99
1. Вводное занятие
Учащиеся знакомятся с предметом «Хореография». Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках хореографии, о форме одежды для занятий.
2. Основы хореографии
1. Поклон
2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
- позиции ног;
- позиции рук;
- позиции в паре.
- точки класса;
Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.
13 EMBED KOMPAS.FRW 1415
При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».
3. Разминка
Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Примерные упражнения:
- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;
- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;
- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);
- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;
- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;
- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;
- движения рук «волна»;
- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;
- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;
- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;
- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;
- пружинка на месте по VI позиции;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;
4. Общеразвивающие упражнения
Движения по линии танца и диагональ класса:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «Цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Упражнения на улучшение гибкости
- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;
- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;
- сидя на полу в парах, наклоны вперед;
- «Бабочка»;
- «Лягушка»;
- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- «Кошечка»;
- «Рыбка».
5. Ритмические комбинации
Отрабатываются разновидности шагов
1. Комбинация «Гуси»:
- шаги на месте;
- шаги с остановкой на каблук;
- шаги по точкам (I, III, V, VII);
- приставные шаги.
Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».
2. Комбинация «Слоник»:
- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;
- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;
- пружинка на месте, в стороны;
- пружинка назад;
- колено, локоть;
- прыжки.
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
3. Комбинация «Ладошки»
Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы.
6. Диско танцы
Отрабатываются разновидности шагов.
1.Танец «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
- два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.
2. Танец «Лимбо»
- приставные шаги вперед-назад;
- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.
Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).
7. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
Рекомендации по подбору музыкальных произведений
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Знания и умения
- знать позиции рук, ног, точки класса;
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Учебно-тематический план, 2 класс
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
По плану
Фактически
1
03.09
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.
1
2
08.09
Разминка.
1
3
08.09
Общеразвивающие упражнения.
1
4
10.09
Простые бытовые шаги на каждую четверть.
1
5
15.09
Разновидности шага по линии танца.
1
6
15.09
Релеве по шестой позиции.
1
7
17.09
Позиции ног (1,2,3 и 6).
1
8
22.09
Позиции рук (1,2,3 и подготовительная).
1
9
22.09
Деми плие по (6,1,и 2 позициям).
1
10
23.09
Развороты стоп из 6 позиции в 1.
1
11
29.09
Упражнения на устойчивость «Цапля».
1
12
29.09
Перенос веса тела с одной ноги на другую.
1
13
01.10
Шаг в сторону с приставкой, хлопки.
1
14
06.10
Танец «Песенка-разминка».
1
15
06.10
Основные движения танца.
1
16
08.10
Прыжки с хлопками.
1
17
13.10
Притопы с шагом вперёд и назад.
1
18
13.10
Первая комбинация танца.
1
19
15.10
Вторая комбинация танца.
1
20
20.10
Третья комбинация танца.
1
21
20.10
Музыкальные игры.
1
22
22.10
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
23
03.11
Тренировочный танец “Ладошки”.
1
24
03.11
Основные движения, переходы в позиции рук.
1
25
05.11
Тренировочный танец «Ладошки».
1
26
10.11
Тренировочный танец «Нарисуй слоника».
1
27
10.11
Разминка.
1
28
12.11
Тренировочный танец «Нарисуй слоника».
1
29
17.11
Движения по линии танца.
1
30
17.11
Шаги на носках, каблуках.
1
31
19.11
Шаги с вытянутого носка, перекаты стопы.
1
32
24.11
Ход лицом и спиной; выпады.
1
33
24.11
Галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног.
1
34
26.11
Линия танца, направление движения.
1
35
01.12
Углы поворотов.
1
36
01.12
Танец по типу «Вару – Вару».
1
37
03.12
Основные движения танца.
1
38
08.12
Боковые шаги с выносом ноги на каблук.
1
39
08.12
Движения танца «Вару – Вару».
1
40
10.12
Первая комбинация танца.
1
41
15.12
Вторая комбинация танца.
1
42
15.12
Элементы народной хореографии: ковырялочка.
1
43
17.12
Позиции рук в народном танце.
1
44
22.12
Движения русского танца.
1
45
22.12
Движения гармошка.
1
46
24.12
Движения лесенка, ёлочка.
1
47
12.01
Присядка для мальчиков.
1
48
12.01
Комбинация русского танца.
1
49
14.01
Первая комбинация танца.
1
50
19.01
Вторая комбинация танца.
1
51
19.01
Разминка.
1
52
21.01
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
53
26.01
Индивидуальная работа.
1
54
26.01
Общеразвивающие упражнения.
1
55
28.01
Шаг в сторону и точка.
1
56
02.02
Три шага в сторону и хлопок.
1
57
02.02
Бег с подскоками.
1
58
04.02
Танец по типу « Диско».
1
59
09.02
Шаг-приставка в сторону (вперёд-назад).
1
60
09.02
Движение «Пружинка».
1
61
10.02
Дорожка вперёд, назад.
1
62
11.02
Приседание по 2 позиции.
1
63
16.02
Движения рук.
1
64
16.02
Первая комбинация танца.
1
65
18.02
Вторая комбинация танца.
1
66
24.02
Разминка.
1
67
25.02
Индивидуальное занятие.
1
68
01.03
Движения по линии танца.
1
69
01.03
Тренировочный танец «Стирка».
1
70
03.03
Тренировочный танец «Стирка».
1
71
09.03
Работа над движениями рук.
1
72
10.03
Танец «Стирка».
1
73
15.03
Разучивание танцевальной композиций «Вечный двигатель».
1
74
15.03
Основные движения танца.
1
75
16.03
Работа над основными движениями танца.
1
76
17.03
Движение «Часики».
1
77
22.03
Классический тренаж. Батман тандю.
1
78
22.03
Классический тренаж. Деми плие.
1
79
24.03
Позиции ног (6, 1, 2, 3, 4, 5).
1
80
05.04
Работа над танцем «Вечный двигатель».
1
81
05.04
Работа над движениями танца.
1
82
07.04
Первая комбинация танца.
1
83
12.04
Работа над чётким выполнением движений.
1
84
12.04
Вторая комбинация танца.
1
85
14.04
Соединить две комбинации танца.
1
86
19.04
Третья комбинация танца.
1
87
19.04
Упражнения на улучшение гибкости.
1
88
21.04
Работа с солистами, выход.
1
89
26.04
Работа над мимикой, характером танца.
1
90
26.04
Гимнастическое упражнение колесо.
1
91
28.04
Работа над началом танца, выход.
1
92
04.05
Четвёртая фигура танца.
1
93
05.05
Соединить четыре комбинации танца.
1
94
10.05
Пространственные упражнения, перестроение из линий в круг.
1
95
10.05
Пятая фигура танца.
1
96
11.05
Перестроение из круга в ручеёк.
1
97
12.05
Шестая комбинация танца.
1
98
17.05
Соединить все шесть комбинаций.
1
99
17.05
Сольные номера.
1
100
19.05
Работа над финалом танца, всей постановкой.
1
101
24.05
Подготовка сценического костюма. Генеральная репетиция.
1
102
24.05
Урок-смотр знаний
1
ИТОГО
102
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- простые бытовые шаги на каждую четверть;
- шаги на полупальцах;
- шаги с вытянутого носка;
- шаги на пятках;
- сочетание шагов на пятках и носках;
- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);
- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;
- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;
- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции;
- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);
- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);
- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);
- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);
- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);
- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);
- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;
- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;
- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;
- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);
- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;
- мелкий бег на полупальцах;
- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.
Движения по линии танцев:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Упражнения на улучшение гибкости
Закрепляются знания и навыки.
3. Диско танцы
1. Танец «Полька»
- галоп по линии танца;
- подскоки по линии танца;
- «Полька» по линии танца;
- хлопушки и прыжки.
2. Танец по типу «Диско»
- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);
- пружинка;
- «треугольник»;
- боковое;
- дорожка вперед;
- дорожка назад;
- приседание по II позиции;
- движения рук.
4.Разучивание танцевальных композиций по выбору педагога.
Разучивание танцев на основе разученных движений и комбинаций.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
Рекомендации по подбору музыкальных произведений
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Учебно-тематический план, 3 класс
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
По плану
Фактический
1
07.09
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.
1
2
08.09
Разминка.
1
3
14.09
Упражнения на развития координации.
1
4
15.09
Общеразвивающие упражнения.
1
5
21.09
Упражнения на развития координации.
1
6
22.09
Песенка-разминка.
1
7
28.09
Песенка-разминка.
1
8
29.09
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
9
05.10
Упражнения на улучшения гибкости.
1
10
06.10
Танец «Кружевница»
1
11
12.10
Основные движения танца.
1
12
13.10
Шаг- приставка по одному; в парах.
1
13
19.10
Приставные шаги по одному; в парах.
1
14
20.10
Повороты по одному; в парах.
1
15
02.11
Шаг-поворот по одному; в парах.
1
16
03.11
Соединить движения в комбинацию.
1
17
09.11
Полностью танец по одному; в парах.
1
18
10.11
Разминка.
1
19
16.11
Индивидуальное занятие.
1
20
16.11
Упражнения на развитие координации движений.
1
21
17.11
Свободные комбинации.
1
22
23.11
Тренировочный танец «Нарисуй слоника».
1
23
24.11
Классический танец. Позиции ног (1,2,3,4,5,6).
1
24
30.11
Позиции рук (Подготовит., 1,2,3).
1
25
01.12
Деми плие.
1
26
07.12
Танец «Сударушка».
1
27
07.12
Шаг по л. т. по одному. Движения рук.
1
28
08.12
Выход в парах.
1
29
14.12
Приглашение к танцу.
1
30
15.12
«Расходимся-сходимся».
1
31
21.12
Работа над отдельными движениями танца.
1
32
22.12
Соединить движения в танец.
1
33
11.01
Работа над танцем «Сударушка».
1
34
12.01
Разминка.
1
35
18.01
Тренировочный танец «Стирка».
1
36
18.01
Классический танец. Батман тандю.
1
37
19.01
Общеразвивающие упражнения.
1
38
25.01
Общеразвивающие упражнения.
1
39
26.01
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
40
01.02
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
41
01.02
Упражнения на координацию движений.
1
42
02.02
Народный танец. Позиции рук в народном характере.
1
43
08.02
Знакомство с русским народным танцем.
1
44
08.02
Переменный шаг в русском хороводе.
1
45
09.02
Основные движения русского хоровода.
1
46
15.02
Основные движения русского танца «Барыня».
1
47
16.02
Ковырялочка. Разновидности ковырялчки.
1
48
29.02
Боковой шаг на каблук.
1
49
01.03
Присядка для мальчиков.
1
50
14.03
Повороты с выносом ноги на каблук.
1
51
15.03
Шене на месте и по диагонали.
1
52
21.03
Первая комбинация русского танца.
1
53
22.03
Вторая комбинация танца «Барыня».
1
54
04.04
Третья комбинация танца «Барыня».
1
55
04.04
Разучивание танцевальных композиций «Яблочко».
1
56
05.04
Основные движения морского танца.
1
57
11.04
Работа над движениями морского танца.
1
58
11.04
Первая комбинация танца, выход солиста.
1
59
12.04
Вторая комбинация танца, выход всех участник.
1
60
18.04
Третья комбинация танца.
1
61
19.04
Четвёртая комбинация танца.
1
62
25.04
Пятая комбинация танца.
1
63
26.04
Финал морского танца.
1
64
10.05
Работа над всей постановкой морского танца.
1
65
16.05
Работа над костюмом морского танца.
1
66
17.05
Индивидуальное творчество.
1
67
23.05
Генеральная репетиция.
1
68
24.05
Урок-смотр знаний.
1
ИТОГО
68
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координации
Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.
Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкости
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Диско танцы
1. Танец «Кружевница»
- шаг-приставка по одному, в парах;
- приставные шаги по одному, в парах;
- повороты на месте по одному, в парах;
- шаг-поворот по одному, в парах;
- полностью танец по одному, в парах.
2. Танец «Сударушка»
- шаг по л. т. по одному, движения рук;
- выход в парах;
- приглашение к танцу;
- «расходимся – сходимся».
4.Народные танцы.
1.Русский народный Танец «Барыня»:
- основное движение по одному, в парах;
- шаг на каблук;
- поворот под рукой;
- ковырялочка;
-боковой шаг на каблук;
- крутки; присядки.
2. Морской танец «Яблочко».
5. Индивидуальное творчество
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
Рекомендации по подбору музыкальных произведений
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Кружевница», «Сударушка», «Самба», «Вару-вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Учебно-тематический план, 4 класс
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
По плану
Фактически
1
02.09
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.
1
2
03.09
Разминка.
1
3
08.09
Поклон, позиции ног, рук.
1
4
09.09
Общеразвивающие упражнения.
1
5
10.09
Движение по линии танца.
1
6
15.09
Перестроения, диагональ класса.
7
16.09
Упражнения на развитие координации.
1
8
17.09
Упражнения на развития координации.
1
9
22.09
Упражнения на улучшение гибкости.
1
10
23.09
Упражнения на улучшение гибкости.
1
11
29.09
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
12
30.09
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
13
30.09
Классический танец. Переходы с позицию в позицию.
1
14
01.10
Тренаж, деми плие.
1
15
06.10
Релеве.
1
16
07.10
Батман тендю.
1
17
08.10
Батман тендю жетте.
1
18
13.10
Большой батман.
1
19
14.10
Шене.
1
20
15.10
Народный танец.
1
21
20.10
Тренаж в народном характере.
1
22
21.10
Разновидности русского танца.
1
23
22.10
Основные движения русского танца.
1
24
03.11
Разминка.
1
25
05.11
Балансе; притопы.
1
26
10.11
Ковырялочка; окошко; припадание.
1
27
11.11
Повороты; переходы по рисункам.
1
28
11.11
Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса.
1
29
12.11
Боковой шаг на каблук.
1
30
17.11
Присядка для мальчиков.
1
31
18.11
Переменный шаг.
1
32
19.11
Композиция народного танца.
1
33
24.11
Первая комбинация русского танца, выход.
1
34
25.11
Вторая комбинация русского танца.
1
35
26.11
Соединить обе комбинации.
1
36
01.12
Третья комбинация русского танца.
1
37
02.12
Работа над отдельными движениями.
1
38
03.12
Четвёртая комбинация танца.
1
39
08.12
Соединить все четыре комбинации.
1
40
09.12
Финал русского танца.
1
41
10.12
Работа над всей композицией танца.
1
42
15.12
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
43
16.12
Индивидуальная работа.
1
44
17.12
Тренировочный танец «Стирка».
1
45
22.12
Общеразвивающие упражнения.
1
46
23.12
Разминка.
1
47
24.12
Упражнения на развитие координации.
1
48
12.01
Общеразвивающие упражнения.
1
49
13.01
Бальный танец, вальс.
1
50
14.01
Вальсовая дорожка.
1
51
19.01
Малый квадрат.
1
52
20.01
Разминка.
1
53
21.01
Движение лодочка по одному и в паре.
1
54
26.01
Движение окошко.
1
55
27.01
Основной шаг по одному и в паре.
1
56
28.01
Упражнения на развитие координации.
1
57
02.02
Раскрытие и закрытие по одному и в паре.
1
58
03.02
Смена мест слева направо по одному и в паре.
1
59
04.02
Смена мест справа налево по одному и в паре.
1
60
09.02
Вальсовая дорожка по линии танца.
1
61
10.02
Большой квадрат.
1
62
11.02
Позиция вальса в паре.
1
63
11.02
Малый квадрат в поре.
1
64
16.02
Большой квадрат в паре.
1
65
17.02
Движение корзиночка в паре.
1
66
18.02
Первая комбинация вальса.
1
67
24.02
Вторая комбинация вальса.
1
68
25.02
Соединить обе комбинации вальса.
1
69
01.03
Третья комбинация вальса.
1
70
02.03
Четвёртая комбинация вальса.
1
71
03.03
Характер танца, мимика.
1
72
09.03
Пятая комбинация вальса.
1
73
10.03
Соединить все пять комбинаций вальса.
1
74
15.03
Шестая комбинация вальса.
1
75
16.03
Разминка.
1
76
17.03
Индивидуальное занятие.
1
77
22.03
Отработать отдельные движения.
1
78
23.03
Работа над отдельными парными движениями.
1
79
23.03
Финал вальса.
1
80
24.03
Работа над всей постановкой вальса.
1
81
05.04
Упражнения на улучшение гибкости.
1
82
06.04
Постановка детского эстрадного танца.
1
83
07.04
Основные движения танца.
1
84
12.04
Работа с солисткой танца.
1
85
13.04
Шаг с подскоком.
1
86
14.04
Движения на растяжку.
1
87
19.04
Линейные движения.
1
88
20.04
Хлопки.
1
89
21.04
Боковой шаг с выносом ноги на каблук.
1
90
26.04
Пружинка.
1
91
27.04
Чёткие движения рук.
1
92
28.04
Пространственные упражнения, с линий в круг.
1
93
04.05
С одного круга в два круга.
1
94
05.05
Работа над отдельными движениями танца.
1
95
10.05
Первая комбинация танца, выход солиста.
1
96
11.05
Вторая комбинация танца, выход всех участников.
1
97
12.05
Третья комбинация танца.
1
98
17.05
Четвёртая комбинация танца.
1
99
18.05
Пятая комбинация танца.
1
100
19.05
Соединить все комбинации танца.
1
101
24.05
Повторить весь пройденный материал.
1
102
25.05
Урок-смотр знаний.
1
ИТОГО
102
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;
- упражнения на развитие координации;
- упражнения на улучшение гибкости.
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Бальные танцы (фигурный вальс)
1.Танец бальной программы
- основной шаг по одному, в парах;
- раскрытие и закрытие по одному, в парах;
- квадрат по одному, в парах;
- смена мест справа налево по одному, в парах;
- смена мест слева направо по одному, в парах;
- лодочка по одному, в парах.
4. Народные танцы
- балансе;
-притопы;
-ковырялочка;
- окошечко;
-припадание;
- раскрытие;
- повороты;
- переходы из позиции в позицию;
- переходы по рисункам;
- поклон.
6. Эстрадный танец.
Постановка танца под эстрадную музыку с использованием разученного танцевального материала.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
Рекомендации по подбору музыкальных произведений
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Джайв», «Вальс», музыку народов мира, стилизованную народную музыку, композиции эстрадных мелодий.
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Материально-техническая база
- танцевальный зал,
- музыкальный центр,
- DVD плеер,
- ноутбук,
- усилительные колонки,
- проектор,
- экран,
- DVD диски,
- атрибуты для танцев (веера, обручи, ленточки, платочки, скакалки, флажки, бантики),
- танцевальные костюмы.
Методика выявления результатов учебно-воспитательной работы
Впервые дни выявляется степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям ритмикой и танцем, природные физические данные каждого ребёнка, в конце года педагог подводит итоги (заключительное исследование детей по усвоению программы) учебного года.
Основные оценочные параметры:
- Уровень профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми.
- Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребёнка, его личностных качеств.
- Уровень развития общей культуры ребёнка (уровни: нулевой, низкий, средний, высокий).
Формы и методы проверки результатов:
1. Творческие постановочные работы (участие обучаемых детей в школьных программах).
2. Контрольные уроки с целью реальной и объективной оценки знаний, навыков и умений, полученных за год обучения.
3.Индивидуальная контрольная сдача учебного материала педагогу.
4.Проверочные задания.
5. Урок-смотр.
6.Метод педагогических наблюдений.
Список литературы:
1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). – НМЦ, 1981.
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
4. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
5.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
6.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
7. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
8.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. М.: Народное образование, 2007.
9.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.
10.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1961.
11.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003
12. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
13.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» Изд. доп. Вып. 77. М.: Школьная Пресса, 2008.
14. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
15. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст. культуры. – М.: Искусство, 1981.
16. Комарова Т.С.Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
Литература для детей:
1.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2.Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
3.Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
4.Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков,
«Фимео», 1997.
13PAGE 15
13PAGE 142015
Root Entry