Урок в 11 классе Глобальные экономические проблемы современности
Муниципальное образовательное учреждение
«Победненская школа»
Урок экономики
11-А класс
«Глобальные экономические проблемы современности»
Учитель: Козуб Наталья Владимировна
2016 год.
Тема: «Глобальные экономические проблемы».
Цели урока:
образовательная – познакомить учащихся с причинами возникновения гэп, их понятием, значением, классификацией;
развивающая – способствовать развитию логического мышления; развивать память; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать умение сопоставлять факты и события;
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за порученное дело, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы обучения: рассказ, беседа, элементы диспута
Ход урока.
Организация класса.
2. Актуализация: В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов. Что означает слово «глобальный»? (фр.global-всеобщий; от лат. globus-шар).Итак, научное значение этого слова таково: охватывающий весь земной шар, всемирный, всесторонний, полный, всеобщий.
Что такое глобальные проблемы?
Каковы на ваш взгляд особенности глобальных проблем?
3. Объяснение нового материала: под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
К глобальным проблемам современности относятся:
проблема бедности;
продовольственная проблема;
проблема Север-Юг;
энергетическая проблема;
проблема экологии и устойчивого развития;
демографическая проблема;
Проблемы бедности и продовольствия. Сложный комплекс проблем возникает на стыке взаимоотношений общества, человека и природы. Одной из таких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности, которые охватывают огромные зоны современного мира. В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Проблема редкости ресурсов и зон нищеты приобретает общемировой характер. Бедственное положение слаборазвитых стран - это крупнейшая глобальная проблема. Проблема Север-Юг: проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. В ней выделяются 2 блока:
-огромный разрыв в условиях экономического развития между индустриально развитыми и слаборазвитыми странами;
-сохранение на территории слаборазвитых стран обширных зон голода, нищеты, эпидемических болезней. Анализ темпов роста ВНП на душу населения показывает, что экономический разрыв в настоящее время перерастает в пропасть между бедными и беднейшими странами, с одной стороны, и богатыми и богатейшими с другой стороны. В наименее развитых странах ситуация особенно плачевна. Здесь наблюдается высочайший в мире уровень концентрации массовой бедности и нищеты. В Африке эта группа стран лидирует по абсолютным и относительным показателям. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества.
В международных отношениях особое значение придаётся продовольственной проблеме. В последнее время проявления продовольственной проблемы носят драматический характер, так как несут отпечаток противоречий современной технологической цивилизации. Судить об истинных масштабах и остроте продовольственной проблемы можно на основе данных исследований, приводимых продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). По статистике, численность голодающих на планете составляет сегодня около 500 млн. человек, из которых примерно 240 млн. обречены в результате голода на болезни и смерть. От различных форм и стадий недоедания в мире страдает свыше 1 млрд. человек. При этом недоедание внешне часто малозаметно. Согласно существующим оценкам, так называемое «невидимое голодание» в настоящее время охватывает до 1/4 детского населения развивающихся стран. Показательно, что нехватка важнейших питательных компонентов отрицательно сказывается на здоровье людей и имеет следствием низкое качество рабочей силы, которая зачастую малопригодна для использования в современном секторе хозяйства развивающихся стран.
Решение продовольственной проблемы означает обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.
Глобальная энергетическая проблема это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас, прежде всего, за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне цен на энергоресурсы и серьезно влиять на спрос и предложение, а также производство и потребление энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.
Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.
Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.
Демографическая проблема.
С древних времен до начала XIX века численность населения мира колебалась в пределах 1 миллиарда человек. Только в 1830 году она достигла 1 млрда. Затем произошло невероятное: население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами. Примерно в 1930 г население достигло 2 млрд, а через 30 лет – 3 млрд, в 1975г. – 4 млрд, а в 1987г. – 5 млрд. Легко подсчитать, что последняя миллиардная прибавка заняла всего 12 лет. Если растет численность населения, то увеличиваются потребности в продовольствии и промышленных товарах, в новых землях, металле, топливе.
В 80-х годах XX века начался «демографический откат»: прирост населения сократился до 1,7% в год, в развитых странах до 1%, (при этом в Японии – до 0,7%, а в ФРГ проявилась декопитуляция (сокращение численности населения на 0,2% в год). Однако, даже при этом население планеты превысило семимиллиардную отметку.
Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых эмиграция и реформирование пенсионной системы.
Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.
Вопросы к диспуту: какая из заявленных глобальных проблем является самой важной? Что будет, если вдруг глобальные проблемы не будут решены? Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
Итог урока: нельзя говорить о том, что какая-то из глобальных проблем наиболее важна, они тесно взаимосвязаны, фактически, порождая друг друга. Невозможно решить одну проблему, необходим комплексный подход. Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Но всегда есть надежда, что люди в состоянии многое успеть предпринять для нейтрализации их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие беды. Расцвет или крах цивилизации? Выбор за нами.
Подведение итогов: выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 24, стр. 137-141, стр. 141 вопросы 1-6.
Заголовок 115