Методическая разработка урока по теме: Нефть и экологические проблемы связанные с её добычей и переработкой


Тема урока: Нефть, способы переработки и экологические проблемы, связанные с её использованием
Цель урока:
- создание условий для формирования представлений о нефти, выяснения её состава, физических и химических свойств, способов переработки, областей применения нефтепродуктов и экологических проблем, связанных с её использованием
Задачи урока:
Образовательные
- сформировать представление о нефти, её составе, свойствах, способах переработки
- познакомить с областями применения нефти, перспективами развития нефтеперерабатывающей промышленности
Развивающие
- формировать умение наблюдать, описывать проводимые опыты, делать выводы и умозаключения из наблюдений
- учить структурировать химическую информацию, полученную из других источников
- учить анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием нефти
- учить проводить химический эксперимент, использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами
Воспитательные
- воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку (на примере трудов учёных в области транспортировки нефти, решении экологических проблем – Д.И. Менделеев, переработки – В.Г. Шухов)
- воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества (использование продуктов нефтепереработки)
Оборудование: мультимедиа, коллекции: «Нефть и продукты её переработки», оборудование и реактивы для лабораторной работы: «Физические свойства нефти», инструктивные карточки, листы с фрагментами текстов, ватман с рисунком рыбьего скелета для «Фишбоун»а, оформленная доска.
Ход урока:
1 часть: Нефть, физические свойства
Стадия вызова:
На экране: Нефть «Любая попытка дать характеристику
такому многогранному дару природы, как нефть,
никогда не может быть исчерпывающей»…
Н.Д. Зелинский
На доске:
…Нефть везде и нефть повсюду,Королева наших дней.Это истинное чудо - Ты знаком отлично с ней.
Керосин, бензин, посуда,Каучук и волокно, Даже капли от простуды - Вот что нефтью нам дано…
на столах – коллекции
- о чём пойдёт речь на уроке?
- что вам уже известно о нефти?
- почему в тему урока вынесены экологические проблемы?
- рассмотрите образцы нефти
Стадия осмысления содержания:
Пользуясь текстом параграфа 8, подберите определения к понятию «нефть»
Нефть – это… (природная смесь углеводородов с другими органическими соединениями)
Нефть – это… (чёрная или бурая маслянистая жидкость со своеобразным запахом)
Уточните первое определение, используя текст пар 8, стр 55 (в состав нефти входят в основном алканы, содержащие в молекулах от 5 и более атомов углерода, а также полиароматические углеводороды)
Объясните, почему агрегатное состояние нефти именно такое, как записано во втором определении (газообразные и твёрдые компоненты нефти растворены в её жидких составляющих)
Каковы физические свойства нефти? Выясните, проведя лабораторный опыт, используя инструктивную карточку
Лабораторный опытТема: Физические свойства нефтиХод работы:
Рассмотрите образец нефти в пробирке (маслянистая жидкость, темно-бурого цвета, почти черного, с характерным запахом) Цвет нефти и свойства зависят от месторождения (вспомните из географии основные месторождения нефти) Нефть не напоминает по запаху бензин, с которым ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.
Растворите нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка) Плотность нефти меньше воды, поэтому она растекается по поверхности.
Смочите перо птицы в стакане с водой, на поверхности которой пленка из нефти, что наблюдаете?
Предположите список экологических проблем, которые могут быть связаны с физическими свойствами нефти
После обсуждения в парах учащиеся последовательно называют проблемы (применяется метод активного слушания, т.е. уже прозвучавшие проблемы не повторяются), работа ведётся с использованием «Бортового журнала» (заполняется первый столбик)
Предположения Новая информация
Стадия рефлексии:
Учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть свои предположения, прочитав предложенный текст. Работа на этом этапе урока индивидуальная.
Учащимся предлагается обсудить результаты проведённой работы и совместно сделать исправления и дополнения к предположениям, возникшим на стадии осмысления, таким образом, список проблем дополняется, вносятся коррективы, в «Бортовой журнал» записывается новая информация.
2 часть: Добыча и способы переработки нефти
Стадия вызова:
Работа с коллекцией: рассмотрите образцы продуктов переработки нефти, соотнесите со стихотворением на доске
Внимательно просмотрите видеоролик о добыче и способах переработки нефти, будьте готовы к последующему его обсуждению по вопросам: (таблички на столах учащихся)
Фрагмент 1 Ректификация
(фракционная перегонка нефти) Почему возможен данный процесс?
Где осуществляется?
Фракции
Фрагмент 2 Крекинг (расщепление углеводородов) Виды крекинга
Детонационная устойчивость бензина
Октановое число
Фрагмент 3 РиформингС какой целью проводится процесс риформинга?
Что происходит с углеводородами при данном процессе?
Стадия осмысления содержания:
Обсуждение с использованием вопросов, данных перед просмотром видеоролика
Работа с эпиграфом урока (значение нефти)
Предположите список экологических проблем, которые могут быть связаны с добычей и переработкой нефти (как и в первой части урока, работа ведётся в парах, с использованием «Бортового журнала»)
Проблемы, связанные с добычей Проблемы, связанные с переработкой
Учащиеся работают в группах с разными отрывками текста, по одной и той же проблеме. Задача учащихся – после прочтения текста и обсуждения его содержания в группе сформулировать проблему, записать в «Бортовой журнал», найти в тексте факты, подтверждающие остроту её проявления.
Стадия рефлексии: Используется приём «Фишбоун»«Фишбоун» - рыбий скелет, нарисованный на ватмане, разрезается на части, каждая группа учащихся заполняет свою часть, описывая проблему, информация о которой содержится в отрывке, и, после окончания работы в группе, презентуют свою часть, восстанавливая общую схему «рыбьего скелета».
Голова: Экологические проблемы
Верхняя часть скелета:
Проблемы, связанные с добычей нефти
Проблемы, связанные с переработкой нефти
Нижняя часть скелета: факты, подтверждающие данные проблемы
Хвост: вывод (экологические проблемы имеют глобальный характер, порождают конфликты между странами)
Умозаключение: значит, необходимы меры, направленные на решение глобальных экологических проблем.
«Мозговая атака» - фронтально, устно.
Как вы думаете, возможно ли решение экологических проблем, выдвинутых вами на уроке, в рамках одной страны?
Предложите пути решения экологических проблем, связанных с добычей и переработкой нефти.
Нарисуйте лестницу рефлексии (в тетради) - самооценка за урок
Д/з:
Обоснуйте своё мнение по предложенным вопросам, запишите свои аргументы в форме эссе из 10 – 15 предложений
Прочитайте параграф 8, выполните упражнения 4, 5 (устно), 6, 7 (письменно), подумайте над вопросами 2, 8, 9.
С беседы по этим, важным для каждого из нас вопросам, мы и начнём следующий урок.