Урок географии Геоэкологические проблемы атмосферы 11 класс
Тема урока: Геоэкологические проблемы атмосферы
Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать основные геоэкологические проблемы атмосферы, возможные пути их решения.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о геоэкологических особенностях атмосферы, антропогенном загрязнении атмосферы; сформировать понятие «климатические ресурсы»
Развивающая: способствовать развитию умений самостоятельной работы с учебным пособием, стремления к самостоятельному поиску знаний, через проектную деятельность, интереса к предмету;
Воспитательная: создать условия для воспитания экологического мировоззрения, формирование коммуникативных качеств, расширения кругозора.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок с элементами проектной деятельности
Ход урока
Организационный этап (1 мин).
Приветствие, проверка готовности класса к уроку. (Слайд 1)
-Добрый день, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня урок географии проведу у вас я. Каждая большая победа начинаетсся с маленького успеха. Я желаю всем успешной работы, чтобы добиться своих больших побед в области географии.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3 мин).
Видео о проблемах экологии (Слайд 2)
- Ребята, вашему вниманию я предлагаю видеоролик, просмотрев который попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. (учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока) (Слайд 3)
- Мы все жители планеты. Очень важно знать геоэкологические проблемы планеты, чтобы найти пути их решения. Какие задачи мы перед собой поставим? (формулируем задачи)
- определить общие геоэкологические особенности атмосферы
- определить основные геоэкологические проблемы, существующие в атмосфере
- выяснить причины их возникновения
- определить возможные пути решения.
III. Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания. (6 мин).
Прежде чем приступить к изучению новой темы мы проверим домашнее задание.
Вариант 1
(1б) Нарушение геоэкологической функции литосферы, оказывает влияние на комфортность существования живого мира.
о) да; к) нет.
2. (1б) Более серьёзный урон окружающей среде наносит разработка месторождений открытым способом.
т) да; с) нет.
3. (1б) Основным нарушением окружающей среды, возникающим в процессе ведения горных работ, является:
и) загрязнение атмосферы;
л) нарушение поверхности земли в процессе добычи полезных ископаемых.
4. (1б.) Основными загрязнителями атмосферы газами являются:
з) вулканизм, лесные пожары, тектонические движения планеты;
и) угольная, нефтяная, газовая промышленность.
5. (2б.) Вид рекультивации, при котором восстанавливают плодородный слой почвы:
б) биологическая;
ч) горнотехнологическая.
6. (2б.) Для рекреационной рекультивации характерно:
н) создание на нарушенных землях объектов отдыха;
м) создание пашни, лугов, пастбищ.
7. (2б.) Выберите правильную последовательность:
с) ликвидация терриконов - складирование пустых пород – разработка месторождений
о) разработка месторождений - складирование пустых пород - ликвидация терриконов
я) складирование пустых пород - разработка месторождений - ликвидация терриконов
Вариант 2
(1б) Деятельность человека приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению мест обитания биоты.
о) да; к) нет.
2. (1б) Разработка месторождений подземным способом наносит меньший урон окружающей среде по сравнению с открытым способом.
т) да; с) нет.
3. (1б) Основным нарушением окружающей среды, возникающим в процессе ведения горных работ, является:
и) сокращение видового разнообразия;
л) изменение ландшафтов и создание неудобств местным жителям.
4. (1б) Влияние горных работ на гидросферу заключается в:
д) попадании в реки большого количества пыли;
и) понижении уровня грунтовых вод.
5. (2б.) Вид рекультивации, при котором производятся лесопосадки специального назначения:
ч) лесохозяйственное;
я) строительное.
6. (2б.) Для сельскохозяйственной рекультивации характерно:
н) создание пашни, лугов, пастбищ;
м) создание на нарушенных землях объектов отдыха.
7. (2б.) Выберите правильную последовательность:
с) ликвидация терриконов - складирование пустых пород – разработка месторождений;
о) разработка месторождений - складирование пустых пород - ликвидация терриконов;
я) складирование пустых пород - разработка месторождений - ликвидация терриконов.
(самопроверка по образцу, заполнение оценочных листов). (Слайд 4)
Должно получиться слово ОТЛИЧНО.
У кого получилось слово Отлично, тот ставит в оценочный лист 10 баллов.
Посчитайте правильное количество баллов и выставьте их в оценочный лист.
IV. Этап усвоения новых знаний (25 мин).
Вспомните строение атмосферы. Из каких слоёв она состоит. Какое значение для планеты имеет. Тему сегодняшнего урока мы будем изучать по плану, представленному на слайде.
План изучения темы:
Значение атмосферы для природы и человека.
Основные геоэкологические проблемы атмосферы:
Защита мини - проектов.
Дальше мы будем работать в группах.
Задание 1. Используя текст учебника с 122-123. Заполните рабочие листы и представьте результаты работы.
группа. Определить значение атмосферы для природы Земли,
группа. Значение атмосферы для человека и его хозяйственной деятельности
группа. Работа с понятием «климатические ресурсы».
Чтение понятия и назвать компоненты климатических ресурсов.
Результат: Заполнение СЛС (даю подсказки).
- Рассмотрим влияние климатических ресурсов на примере сельского хозяйства, так как оно больше других отраслей зависит от погодных и климатических условий
Задание 2.
1 группа.
Работа с картой «Сельское хозяйство мира» и атласом с.41.
Приведите примеры зависимости С/Х от климатических условий в экваториальных широтах. (жарко и влажно, поэтому выращиваются теплолюбивые культуры, влажные леса – лесопромысловое хозяйство)
группа:
Работа с картой «Сельское хозяйство» и атласом с.41.
Приведите примеры зависимости С/Х от климатических условий в тропических широтах. (жарко и сухо, кочевое и полукочевое животноводство)
3 группа:
Работа с картой «Сельское хозяйство» и атласом с.41.
Приведите примеры зависимости С/Х от климатических условий в умеренных широтах. (пояс лесов – лесное хозяйство, растениеводство, животноводство)
- Для атмосферы в настоящее время существует ряд геоэкологических проблем. давайте попробуем их сформулировать.
- нарушение естественного состояния озонового слоя, формирование озоновых дыр. Связано с выбросом в атмосферу вредных веществ фреонов и др.
- кислотные осадки. Образуются при попадании продуктов горения полезных ископаемых, преимущественно угля
- антропогенное загрязнение воздуха. Парниковые газы и др-е в-ва, попадающие в воздух от транспорта, промышленных предприятий.
В РБ лидером по выбросам в атмосферу, является Витебская область (22% от всех выбросов в стране). Как вы считаете, много ли выбросов в атмосферу даёт Орша?
V. Этап применения полученных знаний. (10 мин)
Составление мини-проекта «Ковёр идей»
- Сейчас каждая группа составит мини-проект «Ковёр идей». У вас на столах лежит все необходимое.
На большом листе мы записано название проблемы.
- Осознание проблемы (почему такая проблема существует). Записываем причины на полосках зеленого цвета (одна полоска – одна причина).
- Характерна ли такая проблема для нашего города? (Записываем на полосках оранжевого цвета)
- Географический прогноз (к чему может привести возникшая проблема, если её не решать). Записываем на полосках красного цвета.
- Выдвижение идей. (что можно сделать, чтобы изменить ситуацию). Идеи записываем на полосках синего цвета.
- Выдвижение собственного «Я» (что лично я сделаю для улучшения сложившейся ситуации). Записываем на полосках жёлтого цвета.
VI. Этап систематизации знаний. (5 мин)
Мы установили в ходе изучения темы значение атмосферы для природы и человека, сформировали понятие климатические ресурсы, определили основные геоэкологические проблемы атмосферы.
Защита своих работ.
Занесите в оценочные листы от 1 до 5 баллов, в зависимости от вашего вклада в выполнение проекта)
VII. Этап контроля знаний (6 мин).
«Крестики-нолики»
1. Атмосфера имеет большое значение для природы и жизни человека.
2. Наиболее зависит от погодных и климатических ресурсов - сельское хозяйство.
3. Основной причиной образования озоновых дыр являются автомобили.
4. Кислотные осадки имеют естественное происхождение.
5. Основными источниками загрязнения воздуха являются теплоэнергетика, металлургия, химическая промышленность, транспорт.
Самопроверка по образцу ++00+
VIII. Этап информирования о домашнем задании (1 мин).
Кто справился без ошибок, Стр. 131. Вопрос 4*
У кого были ошибки §17, вопросы 1-3
IX. Этап подведения итогов урока. Рефлексия (1 мин).
Благодарю за продуктивную работу. Мне было очень приятно работать с вами. Возьмите листы самооценки, подсчитайте количество набранных баллов. Поставьте отметки. Есть ли ребята которые работали на 9-10. На перемене подойдите с дневниками я выставлю вам отметки.
Кто работал на 7-8 баллов. Отметки выставим по желанию. У вас будет шанс доработать материал и повысить свой балл на следующем уроке.
Меньше 7 баллов. Необходимо повторить материал сегодняшнего и предыдущего урока.
А сейчас мы подведём итоги и закончим предложения.
Рефлексия «Пять пальцев»
Для себя с урока я взял …
Для других я посоветую …
На уроке я помог …
Осознал для себя проблему…
Для решения этой проблемы я могу…