Программа спецкурса: Глобальные проблемы человечества


ГУ «Абайская средняя общеобразовательная школа»
Иртышский район
ПРОГРАММА
спецкурса по географии мира

Составитель: Каламов Ж.А.
учитель истории и географии
2013 г.БЕКІТЕМІН: КЕЛІСІЛГЕН: ҚАРАЛДЫ:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор: Зам.директора УР: на заседании МО:
________________ Оқу ісінің меңгерушісі: протокол №___от
«____»__________2013 г. ____________________ «___»___________2013 г. «____»_________2013г.
Пояснительная записка Программа спецкурса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для учащихся 10 класса. Курс базируется на знаниях физической и экономической географии на базе основной школы.
Данный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической, социальной географии.
Курс «Глобальные проблемы человечества» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать реализации углубленного содержания выбранных по профилю предметов, формированию всесторонне образованной личности, дать учащимся объективную картину мира, помочь овладеть основами географической культуры.
В наибольшей степени это связано с переходом на 12-летнее обучение, направленное на развитие, формирование социально зрелой личности. Изучение данного курса будет способствовать формированию мировоззрения учащихся.
Выдвигая на передний план самые важные для мирового сообщества проблемы, курс тем самым адекватно предполагает необходимость их разрешения (гипотезы путей решения).
Главная цель курса - ознакомление учащихся 10 классов с исследованиями в области глобальных проблем человечества.
Задачами курса выступает:
способствовать формированию знаний учащихся о глобальных проблемах нынешнего времени, расширению кругозора;
выявить сущность каждой из проблем, причины их возникновения, наметить перспективные пути решения;
формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности и взаимообусловленности глобальных проблем человечества, о возможности их преодоления только при наличии комплексного подхода в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи в решении тех или иных проблем;
развивать критическое мышление учащихся путем деятельностного характера образования (сбора релевантной информации, обсуждение, постановка и решение проблем, поиска причинно-следственных связей, анализа и обобщения информации, оценки, возможности пересмотра идеи и гипотез).
Курс на школьном уровне, способствует интеграции знаний учащихся по предметам: география, история, физика, биология, химия, право, а также религиоведение. Общий объем курса составляет 16 часов.
Рекомендуется при изучении курса работа с разными источниками информации (учебные пособия, справочники, материалы периодической печати, информационные ресурсы интернета), усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений применяемых вне школы. При организации занятий рекомендуется провести исследовательскую работу по заданной теме с использованием кластера, практические занятия, учебно-исследовательские конференции, круглые столы, урок-зачет.
Содержание
Введение (1ч.)
Особенности структуры курса. Понятие о глобальных проблемах. Классификации глобальных проблем.
Часть I. Глобальные проблемы человечества (12 ч.)
Экологическая проблема (1 ч.)
Демографическая проблема (1 ч.) Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах. Демографическая политика. Демографическая обстановка в Республике Казахстан.
Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны (1 ч.)
Проблема международного экстремизма и терроризма (1 ч.)
Продовольственная проблема (1 ч.)
Проблема питьевой воды и опустынивания (1 ч.)
Энергетическая и сырьевая проблема (1 ч.)
Проблема здоровья людей (1 ч.)
Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение Космоса (1 ч.)
Преодоление отсталости развивающихся стран - крупнейшая общемировая проблема (1 ч.) Корни отсталости. Параметры отсталости. География отсталости.
Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества (1 ч.)
Взаимосвязь глобальных проблем (1 ч.)
Часть II. Пути решения глобальных эколого-экономических проблем.(2 ч.)
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты (1ч.)
Самостоятельная работа. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем (1 ч.)
Заключительное занятие, урок-зачет (1ч.)
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать содержание понятий и терминов:
а) глобальная проблема;
б) экологический кризис;
в) экстремизм и терроризм, деструктивные культы;
г) кризисный (критический) экологический район;
д) морское хозяйство;
е) глобальный прогноз, гипотеза, проект;
ж) страны «золотого миллиарда».
Учащиеся должны уметь:
а) давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними;
б) составлять графический конспект текста учебника;
в) участвовать в организации дискуссии на заданную тему;
г) доказывать, аргументировать свои суждения;
д) анализировать, синтезировать, интерпретировать информацию, делать общие выводы.
Календарно-тематическое планирование

п/п Тематика Всего
часов Сроки Форма и виды учебной деятельности
1 Введение. Особенности структуры курса. Понятие о глобальных проблемах. Классификации глобальных проблем. 1 Лекция, работа с картой.
Часть I Глобальные проблемы человечества 12
2 Экологическая проблема 1 Групповая работа учащихся с кластером с использованием различных критериев, работа с документом, написание эссе на тему « Какая из глобальных проблем сильно затрагивает мои личные интересы».
3 Демографическая проблема 1 Работа со стат. материалами (расчёт абсолютного прироста и темпов роста воспроизводства населения); построение графика «Рост численности населения регионов мира в 20 веке»; построение таблицы
4 Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
5 Проблема международного экстремизма и терроризма 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
6 Продовольственная проблема 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
7 Проблема питьевой воды и опустынивания 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
8 Энергетическая и сырьевая проблема 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
9 Проблема здоровья людей 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
10 Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение Космоса 1 Исследовательская беседа в группах, составление кластера по теме.
11 Преодоление отсталости развивающихся стран - крупнейшая общемировая проблема.
1 «Характеристика отсталости стран в Африке, Азии, Латинской Америке».
12 Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества 1 Групповая работа по составлению концептуальной карты (схема взаимосвязь).
13 Взаимосвязь глобальных проблем.
1 Групповая работа по составлению концептуальной карты (схема взаимосвязь).
14 Часть II
Пути решения глобальных эколого-экономических проблем 2 Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты 1 Работа со стат. материалами, статьями с интернета.
15 Самостоятельная работа. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем 1 Защита проектов учащихся
16 Итоговое занятие 1 Зачет (составление концептуальной карты)
Итого: 16 Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Принимая во внимание краткосрочность спецкурса, необходимо провести вводное занятие, на котором школьники знакомятся с особенностями структуры курса, его содержанием, с видами и объемом планируемых работ.
Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную (индивидуальную, парную или групповую) работу учащихся, разнообразные виды учебно-познавательной деятельности:
подготовка устных сообщений, разработка групповых кластеров по определенной проблеме;
практическая работа с картой с использованием различных источников информации;
составление графического конспекта, схемы, таблицы; разработка проекта решения глобальных проблем.
При рассмотрении тем исследовательским методом из различных источников информации учащиеся получают основы теоретических знаний о глобальных проблемах человечества, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы.
На практике учащиеся осуществляют перенос полученной информации на контурную карту демонстрируя навыки ориентирования в географическом пространстве, выполняют задания по закреплению и осмыслению полученных знаний.
При организации круглого стола учащиеся имеют возможность самостоятельно так и в паре предложить свои пути решения конкретной проблемы.
С целью контроля знаний можно провести зачет, тестирование.
В исследовательской беседе учащиеся с помощью различных источников (учебники, интернет) знакомятся с глобальными прогнозами, гипотезами и проектами ученых.
Самостоятельно разрабатывают проект решения одной из глобальных проблем по выбору.
На заключительном занятии обобщаются полученные знания, подводятся итоги работы школьников. Обсуждается содержание спец. курса и формы его проведения, выясняются предложения и пожелания учащихся по данному курсу.
При изучении данного курса следует использовать учебник географии Бейсенова А., Каймулдина К., Абилмажинова С. «Региональный обзор мира» Мектеп, 2011
Литература для учителя:
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 1995.
2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2002.
3. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительны главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». - М.: Дрофа, 1999.
4. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. - М.: Аспект-Пресс, 1994.
5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. ср. шк.- М.: Просвещение, 2004.
Литература для учащихся:
1. Географические атласы.
2. Бейсенова А., Каймулдина К., Абилмажинова С. География учебник для 11 класса, «Региональный обзор мира» Мектеп, 2011.
3. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительны главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». - М.: Дрофа, 1999.
4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. ср. шк.- М.: Просвещение, 2004
5. Интернет материалы по сайтам http://www.vladcity.com/ecology http://school.xvatit.com http://www.grandars.ru